Структурные компоненты коммуникативной деятельности

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благода­ря им ребенок познает мир, учится строить от­ношения с другими людьми, личностно развивается. Уме­ние общаться положительно влияет не только на взаимо­действие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представле­ний о себе и своих возможностях, уверенность в соб­ственных силах, эмоциональную комфортность.

При общении с детьми возникает закономерный воп­рос — какие критерии являются определяющими данно­го процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общением?

Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием об­щения: человек взаимодействует с другими людьми.

Общение — взаимодействие двух (или более/людей, на­правленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [21]. Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкрет­ный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, соответственно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребен­ка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личностных установок [19].

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопе­реживанию, умение отождествить себя с другим челове­ком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при . общении инициативно воздействует на своего партне­ра, а партнер воспринимает его воздействия и отвеча­ет на них.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвя­занных компонента:

- коммуникативная сторона общения(состоит в обме­не информацией между людьми);

- интерактивная сторона общения(заключается в орга­низации взаимодействия между людьми);

- перцептивная сторона общения(процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Общение выступает лишь как один из аспектов совме­стной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда оно наличествует в частном виде, исчерпывая все взаимодействия, протекающие в этот момент между людьми [М.И.Лисина. 1974]. Как любая деятельность, общение имеет свою структуру.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет общения— это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект. Конкретным пред­метом деятельности общения служат каждый раз те каче­ства и свойства партнера, которые проявляются при вза­имодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они стано­вятся затем продуктамиобщения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выя­вившихся во взаимодействии своих качествах и свой­ствах) также входит в продукт общения.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении,состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других лю­дей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.

Под мотивом деятельности согласно концепции А.Н.Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается де­ятельность. Это означает, что мотивомдеятельности об­щенияявляется партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.

Общение ребенка со взрослыми в большинстве случа­ев составляет лишь часть более широкого спектра его вза­имодействия, побуждаемого теми или иными потребно­стями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, кото­рые он не может удовлетворить самостоятельно.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности

3) потребностью в признании и поддержке.

О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследо­вателей. С появлением на свет, ребенок постоянно по­буждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и ин­формативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях по­стоянно возрастает 1970]. Удов­летворить эту потребность дети могут лишь через по­средство взрослых, так как возможности сделать это са­мостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в кон­такт со взрослыми — появляются познавательные моти­вы общения.

Потребность в активной деятельности так же харак­терна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляе­мая ребенком, достигает высокого уровня развития, ви­доизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мо­тивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат не­обходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец пра­вильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке прояв­ляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Харак­терной особенностью описываемого рода общения явля­ется его сосредоточенность на личности — самого ребен­ка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, по­знание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяе­мых в самом процессе общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы по­являются в период становления коммуникативной дея­тельности практически одновременно. Но в каждом пе­риоде детства один из мотивов общения становится веду­щим (М.И.Лисина, Л.Н.Галигузова 1979). Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятель­ности детей.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной дея­тельности), адресованных другому человеку.

Действие общения характеризуется целью, на достиже­ние которой оно направлено, и задачей, которую оно ре­шает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия.Поскольку об­щение есть взаимный процесс, человек должен быть уве­рен, что партнер воспринимает его и относится опреде­ленным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее ха­рактерный момент общения.

Действие общения включает в себя средства общения(т. е. операции, с помощью которых осуществляется дей­ствие общения). Среди них можно выделить три основ­ные категории:

· экспрессивно-мимические средства общения(улыб­ка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

· предметно т действенные средства общения(локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой катего­рии средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выража­ющие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

· речевые средства общения(высказывания, вопросы, ответы, реплики) [21].

Определяя далее функции общения,классифицируем их следующим образом. Это:

1) организация совместной деятельности людей (со­гласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отно­шений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя: желание всту­пать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение орга­низовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоцио­нально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [15].

Все эти условия и критерии проявляются на всех воз­растных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каж­дом возрасте общение имеет свою специфику

Наши рекомендации