Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации

Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушает­ся «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфи­ки отклонения искажаются разные параметры окружающей дей­ствительности; так, при сенсорной патологии происходит иска­жение сенсорной информации на этапе ее приема через повреж­денный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается воспри­ятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответству­ющими ответными действиями.



Нарушение речевого опосредования

Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особен­но большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно рече­вой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запаз­дывание в созревании лобных структур является общей патогене­тической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умствен­ная отсталость, задержка психического развития, ранний детс­кий аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невер­бального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности

Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется на­рушением нормального психического отражения действительно­сти, полным или частичным выпадением «психического инстру­ментария»: снижены интеллектуальные способности, или выяв­ляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, дей­ственной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окру­жающей действительности, как это происходит у нормально раз­вивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

Наши рекомендации