Блок приема, переработки и хранения информации

ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЗАТЫЛОЧНЫЕ ОТДЕЛЫ МОЗГА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ВТОРИЧНЫЕ ОТДЕЛЫ ЗАТЫЛОЧНОЙ КОРЫ И ОПТИКО-ГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Отличительная особенность вторичных зон затылочной коры заключается в том, что IV (афферентный) слой клеток, принимающий раздражения, приходящие от сетчатки, представлен здесь значительно слабее, чем в первичных (проекционных) отделах коры (17-е поле Бродмана); наоборот, верхние (ассоциативные) слои коры (II и III), состоящие преимущественно из клеток с короткими аксонами, составляют основную массу всей толщи коры вторичных, или проекционно-ассоциационных, отделов (18-е и 19-е поля), которые получили в последнее время название «intrinsic cortical areas» (Прибрам, 1961, 1966; и др.).

Рисунок 53, представляющий срез коры, пограничной между 17-м и 18-м полями затылочной области, взятый нами из классической работы Бродмана (1909, 1925), показывает те изменения, которые происходят в цитоархитектоническом строении зрительной коры при переходе от первичных к ее вторичным отделам. Элементы верхних слоев коры, столь мощно представленные во вторичных отделах зрительной области, не связаны непосредственно с волокнами, идущими от сетчатки, и осуществляют преимущественно интегрирующие функции.

блок приема, переработки и хранения информации - student2.ru

Рис. 53. Цитоархитектоническое строение первичной 01 и вторичной ОВ зрительной коры (срез на границе 17-го и 18-го полей Бродмана);

I—VI — слои коры 0В—01 (по Бродману)

Площадь вторичных зон затылочных отделов мозговой коры по сравнению с ее первичными зонами существенно увеличивается в процессе эволюции: если у низших обезьян (с их мощно развитой зрительной корой) площадь первичной коры значительно преобладает над площадью вторичной, то у человека это отношение является обратным: площадь вторичной зрительной зоны (18-е поле Бродмана) явно преобладает над площадью первичной зрительной коры (17-е поле Бродмана).

Данные, приведенные в табл. 10, отчетливо показывают, что роль аппаратов, связанных с синтезом и переработкой получаемой зрительной информации, значительно возрастает у человека по сравнению с его предшественниками на эволюционной лестнице.

Таблица 10

Изменение отношения площадей первичной и вторичной зрительной

Височные отделы мозга и слуховое восприятие.

Варианты «височного синдрома».

При нарушении средних отделов левой височной области (глубоких отделов, средняя височная извилина) наблюдается нарушение слухоречевой памяти, которая принимает форму «акустико-мнестической афазии». Анализ звукового состава слова не нарушается, но страдает удержание серии слов. Пациент путает последовательность предъявляемых слов. Дефект наблюдается и при воспроизведении длинных фраз и рассказов, хотя общий смыл, содержание сохраняются.

Поражение задних отделов левой височной области приводит к нарушению номинативной функции речи (невозможность названия предметов и действий) и возможности вызывать по названному слову зрительных представлений. Распад возможности изобразить названный предмет при сохранной возможности срисовать его – это «оптическая афазия» (нарушение связанной работы зрительного и слухового анализаторов).

Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов

Познавательные процессы объединяют работу нескольких анализаторов, а их мозговую оценку составляют третичные зоны мозговой коры, в частности, те, которые расположены между затылочными, височными и теменными отделами. Эти зоны обеспечивают сложные (симультанные, пространственные) синтезы.

Третичные зоны

и организация символических ("квазипространственных") синтезов

Больные с поражением теменно-затылочных отделов доминантного левого полушария испытывают затруднения в анализе не только наглядных, но и символических отношений.

Больной наряду с "конструктивной" апраксией обнаруживает заметные трудности в припоминании названий пальцев рук (при инструкции показать "указательный" палец показывает "средний, "безымянный" и т.д.)

Этот синдром, включающий пространственные расстройства, конструктивную апраксию и невозможность словесного обозначения пальцев, получил в клинике название Герстмановского синдрома и стал одним из диагностических признаков поражений теменно-затылочной области левого полушария.

Больной с повреждением теменно-затылочной области понимает обращенную к нему бытовую речь, но затрудняется в понимании относительно сложных логико-грамматических структур ("Он, она ушли в кино, дома осталась няня" - понимают, но не понимают - "В школу, где училась Катя, с фабрики пришла девушка сделать доклад" или "На ветке дерева гнездо птицы")

Основные "модели" сложных синтаксических структур недоступные для таких больных - это структуры обозначаемые как "коммуникации отношений" в отличие от простой повествовательной речи или "коммуникации событий". "Коммуникации отношений" - это грамматические структуры, возникшие наиболее поздно в истории языка и выражающиеся с помощью окончаний (выражающих падежные отношения), предлогов (выражающих отношения пространства, последовательности или более сложных логических фигур). Общим для них является то, что ни одну из них нельзя выразить в наглядном образе. Все они кодируются не наглядными, а логическими отношениями.

Приме: "Брат отца", "Хозяин собаки", в отличие от простых - "кусок хлеба". Первые выражают отвлеченные отношения между объектами.

Пример с предлогом, выражающий отношения пространства: "квадрат под кругом" или отношения времени "весна перед летом". Сюда относятся и конструкции, смысл которых меняется при изменении порядка слов ("платье задело весло" и "весло задело платье").

Хорошо понимая значение отдельных слов, больной не в состоянии уловить значение конструкции в целом ему кажется, что конструкции, включающие одинаковые слова означают одно и тоже ("брат отца" и "отец брата").

Нарушение внутренних "квазипространственных" синтезов у этих больных больных выражается также и в распаде счётных операций. Счётные операции в начале овладения носят развернутый характер, а позднее, опираются на внутренние пространственные схемы.

Оперирование здесь с многозначными числами: значение цифры определяется её местом (разрядом) и операции счисления возможны лишь при условии сохранения в оперативной памяти числовых схем и направления производимой операции.

Пример: 31-7 (мы округляем уменьшаемое) - 30-7=23, прибавляем единицу (откладывая её вправо от мыслимого ряда) 23+1=24.

Более сложный характер носят операции, требующие двойной "переход через десяток" и удержания двойной системы элементов (51-17).

Именно эти операции нарушаются у больных с поражением теменно-затылочной области левого полушария (см. выше) 30-7=23 они не знают куда именно- вправо или влево надо откладывать оставшуюся единицу.

Во всех случаях целенаправленный характер счётной операции остается сохранным: задача и общий план не нарушается, а распадается лишь исполнительная часть, требующая сохранения дифференцированных "квазипространственных" синтезов.

Нарушение симультанных ("квазипространственных") синтезов на мнестическом и речевом (символическом) уровнях, приводит к существенному нарушению познавательных процессов. Возникают затруднения не только в формировании мысли, но и в осуществлении интеллектуальных действий. Мышление как деятельность остается сохранным: сохраняются мотивы интеллектуальной деятельности, удерживается задача, целенаправленность действий и иногда даже общая схема решения.

Трудности возникают лишь при выполнении соответствующих операций: понимая общий смысл предложенной задачи, они затрудняются перед грамматической формулировкой отдельных условий, не могут понять, что означает "на столько-то больше", "во столько-то раз меньше", "было столько из них потратили столько-то" и т.д.

Диссоциация между сохранностью интеллектуальной деятельности и нарушением интеллектуальной операции, между сохранностью общего смысла и нарушением конкретных значений и составляет специфику синдрома у больных правшей с повреждением теменно-затылочных отделов левого полушария.

Нарушения памяти

Нейропсихологические исследования нарушений памяти проведенные Лурией, Корсаковой, Симерницкой, Московичюте и др., показали, что мозговая организация мнестических процессов, по Лурии, подчиняется тем же законам, что и другие формы познавательной психической деятельности.

Выделены основные типы нарушения памяти:

1. модально-неспецифические

2. модально специфические,

3. нарушение мнестической деятельности (псевдоамнезия).

Виды амнезий

Состояния, сопровождающиеся выраженными нарушениями памяти, принято называть амнезиями. Амнезиями не являются функциональные, регуляторные и вторичные нарушения памяти.

Выделяют 3 вида амнезий

1. фиксационную,

2. антероградную,

3. ретроградную.

Фиксационная амнезия – это быстрое забывание текущих событий. Длительно существующая фиксационная амнезия почти всегда сопровождается антероградной амнезией: больной не может припомнить события, которые произошли с ним после того как он заболел. Общим в этих видах амнезией вероятно, является невозможность запоминания новой информации.

Ретроградная амнезия представляет собой забывание событий, которые произошли до начала заболевания. Эта амнезия обусловлена различными патологическими механизмами. Забывание короткого промежутка времени перед заболеванием обычно связывается с незавершённостью процесса консолидации следов памяти. Процесс консолидации следа в долговременной памяти занимает определённое время от 1 до 48 часов (по некоторым данным и больше). Только по истечению этого времени завершается процесс преобразования нейродинамических изменений в структурные. Если патологический фактор нарушает нейродинамические процессы, то информация не успевшая консолидироваться стирается из памяти. Такова природа ретроградной амнезии при черепно-мозговой травме, электрошоке, эпилептических пароксизмах.

При ряде заболеваний ретроградная амнезия распространяется на значительное время (месяцы и годы). В ряде случаев, например при болезни Альцгеймера, ретроградная амнезия носит прогрессирующий характер: вначале утрачивается память о событиях недавнего прошлого, затем амнезия распространяется на более отдалённые воспоминания. В таких случаях имеет место нарушение воспроизведения информации. Это подтверждается таким фактом, что ретроградная амнезия на значительные промежутки времени сочетается с конфабуляциями, в основе которых тоже лежит нарушение воспроизведения.

Другая классификация амнезий делить их на ограниченные и генерализованные.

Ограниченная охватывает относительно небольшие промежутки времени. В зависимости от этиологии, она может быть антеро- или ретроградной или антероретроградной. По окончании периода амнезии нарушений памяти не определяется. Ограниченные амнезии наблюдаются при черепно-мозговой травме, транзиторной глобальной амнезии, эпилепсии, истерии, употреблении психоактивных веществ и ряде других состояний.

Генерализованная амнезия – это продолжительные нарушения памяти, что наблюдается при деменциях, корсаковском синдроме, локальных поражениях мозга и др.

Генерализованнная амнезия может быть прогрессирующей или непрогрессирующей. Прогрессирующая амнезия характерна для болезни Альцгеймера. Сначала нарушается память на текущие события, потом на события недавнего прошлого и в последнюю очередь, страдают воспоминания о юности и детстве. Такая закономерность распространения амнезии получила название закона Рибо.

Сочетание антероградной, ретроградной, фиксационной амнезий и конфабуляций в отсутствии нарушений других (кроме памяти) высших мозговых функций получило название Корсаковский синдром (описан русским психиатром СС Корсаковы в 1887г). Ядром мнестических расстройств при КС составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезий. Ретроградная амнезия менее выражена и охватывает относительно небольшие промежутки времени. Конфабуляции носят при КС характер неточностей, которые появляются при попытки вспомнить плохо зафиксированные в памяти события. Основным механизмом мнестических расстройств при КС считается нарушение долговременного запоминания новой информации. Решающим фактором стирания следов памяти при КС являются ретроактивные интерфирирующие воздействия. В отсутствие интерференции кратковременная память остаётся интактной. Подсказки и методики установления ассоциативных связей при воспроизведении при КС не эффективны. Мнестические расстройства при КС затрагивают преимущественно произвольную эпизодическую память. Общие представления, усвоенные в течение жизни навыки (процедурная память) и непроизвольной запоминание и воспроизведение остаются интактными.

Наиболее частая причина КС – хронический алкоголизм. Развивается при поражении структур гиппокампового круга: маммилярных тел гипоталамуса, собственно гиппокампа, амигдалярных ядер, таламуса и связей между ними. Другой причиной может быть недостаток тиамина (голодание, синдром нарушенного всасывания, неадекватное парентеральное питание). КС описан при опухолях глубинной локализации, черепно-мозговой травме, нарушениях мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острой гипоксической энцефалопатии итд

Сходный симптомокомплекс может наблюдаться на начальных стадиях болезни Альцгеймера.

Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственной действительности (восприятие является). Эмоции выполняют роль значимых переживаний, отражающих личностный смысл выполняемой субъектом деятельности. Таким образом, эмоции могут выступать как инициирующий момент деятельности, контролирующего и регулирующего момента деятельности.

Характеристики эмоций.

Знак эмоций - положительные или отрицательные. Модальность эмоций - удивление, радость и т.д. Осознанность эмоций. Произвольность - контролируемые или бесконтрольные. Динамические характеристики эмоций - длительность (долговременный эмоции), краткосрочные эмоции (ситуативные эмоции), эмоциональной реагирование. Реактивность эмоций - это скорость возникновения эмоций и лабильность. Интенсивность эмоций: от переживания до аффекта.

Многие авторы выделяют три локализации эмоций

1. Гипофизарная-диэнцефальная область.

2. Височная область

3. Лобная область

Основные мозговые структуры, которые участвуют в осуществлении эмоций.

1. Ствол мозга. Важная роль принадлежит ретикулярной формации. Она выполняет роль фильтра входящей информации, выделяя из нее новую, необычную информацию. Считается, что нейроны, входящие в ретикулярную формацию являются неспецифическими, т.е. не относятся к одной модальности.

Участок ретикулярной формации под название голубое пятно. Предполагается, что эта структура играет важную роль в запуске эмоциональных реакций, поскольку связана с действием медиатора норадреналина. Недостаток норадреналина приводит к депрессии, и наоборот длительное избыточное действие норадреналина к появлению тяжелых стрессовых состояний. Черная субстанция. Этот участок выделяет медиатор дофамин, которые как предполагается связан с возникновением приятных ощущений, чувства эйфории.

2. Лимбическая система. Состоит из множества структур, которые расположены под всей поверхностью полушарий мозга. Сюда входит передняя область таламуса, гипоталамус, миндалины, гиппокамп, поясная извилина, перегородка, свод, круг Лейфица. Пейфиц назвал свою схему схемой, черех которую проходит поток эмоций. Он предполагал, что сенсорные ощущения попадая в структуры круга Пейфица и проходя через них получают эмоциональную окраску. Структуры лимбической системы связаны между собой и через них проходят пути с одной стороны от органов чувств к коре головного мозга, с другой стороны из коры к различным эффекторам. В гипоталамусе находятся нейроны, оказывающие влияние на вегетативную нервную систему. Эти же нейроны контролируют большинство физиологических реакций, сопровождающих эмоции.

Миндалины связывают с агрессивным поведением и реакциями страха. Положение гиппокампа с невозможностью запечатления новой информации. Структуры лимбической системы расположены таким образом, что они тесно соприкасаются с медиальными отделами лобных и височных областей мозга. Лобные отделы мозга имеют прямые связи с таламусом.

Поражения лобной области.

Наблюдается значительная вариабельность возникающих симптомов, которая проявляется в обедненности аффективной сферы, недостаточной критичности больных в обследовании, неадекватных эмоциональных реакциях. При поражении правой лобной области возникают следующие симптомы:

1. Диссоциированный характер оценки своего состояния. Больной может перечислить симптомы, но отсутствует как бы целостное представление о своем заболевании. Больной говорит как бы не о себе.

2. Эйфорический фон настроения, который может прейти в бестактное некритическое поведение. Проявляется это в эмоциональных реакциях на неуспех выполняемой деятельности - больной прибегает к псевдологическим рассуждениям. При выполнении специальных тестов больные предпочитают слова, которые связаны с положительными эмоциями. Ошибаются при ранжировании отрицательных эмоций.

При поражении левой области также нет истинного переживания своего заболевания, но это неосознание проходит на фоне депрессивного состояния. Больной либо не предъявляет жалоб, либо не дифференцирует их, может говорить о второстепенных жалобах, не относящихся к заболеванию.

Симптомы:

1. Общий депрессивный фон настроения. Может отражаться в эмоциональных реакциях на неуспех, в виде негативизма (не буду, не хочу ничего делать), агрессии, насильственным плачем.

При анализе полушарных различий в протекании эмоций можно выделить следующие основные факты

1.Эмоциональные нарушения при поражении правого полушария всегда более выражены.

2. Чаще возникает лабильность эмоциональных реакций т.е. смена одного настроения на другое.

3. При поражении височной области правого полушария отмечается возникновение либо чрезмерных по силе аффектов, либо резкое снижение аффективного тонуса.

4. Для правого полушария также более характерно благодушие, веселость, безразличие к окружающему, патологический смех.

Выводы. Хомская предполагает, что существует две автономные эмоциональные системы: система положительного и отрицательного эмоционального реагирования. Система положительного связана с левым полушарием, система отрицательного с правым. В норме эти системы находятся в реципрокном взаимодействии.

Двигательные функции

Кинестетический праксис

1. А) Праксис поз до зрительному образцу. И.: «Делай, как Я».

Ребенку последовательно предлагается поза пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуют­ся обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет рукуна стол.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувству­ешь, как я сложил тебе пальцы» Затем рука ребенка «разглаживается» Й его просят воспроизвести заданную позу.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувству­ешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой pyкe».

3. Оральный праксис. Н.: «Делай, как Я». Эксп. выполняет следующие дей­ствия, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу ит.д.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Кинетический (двигательный) праксис

1 «Кулак-ребро-ладонь». И.: «Делай, как Я». Меняются лишь позы, сама рука не меняетместорасположения.

2. Графическая проба «заборчик» Вы рисуете ребенку образец: «Продолжи рисунок не отрывая карандаш от бумаги»­

3. Н.: Напииши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук.

5.Оральный кинетический праксис (аналогично см.выше) 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем - до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по рече­вой инструкции.

Пространственный праксuс

1.Проба Хэда. И.: «То, что Я буду делать правои рукои, ты будешь делать своеи (прикоснуться) правои рукои, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб.

Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

2. Восприятие перечеркнутых изображений.

3. Фигуры Поппельрейтера(наложенные изображения).

4. Незавершенные изображения (с. 8).

5. Химерные изображения.

6.Лицевой гнозис. И.: «Кто здесь изображен?»

7. Эмоциональный гнозис.

8. Цветовой гнозис: Какой цвет, напиши красным и т.д. ­

9.Сюжетные картинки. И.: «Что здесь случилось?» Подбор се­рийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Слуховой гнозис

1. При исследовании анализируется восприятие раз­личных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительнос­ти, различению голосов и т.д.

2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» и т.д.

3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах.

Память

Слухоречевая память

1. . «2 группы по 3 слова». И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот»

«Какие слова были во второй группе». Счёт в прямом и обратном направлении. Норма – полноценное воспроизведение с 3 раза, прочность при отсроченном восприятии: норма – 2 ошибки.

2. «6 слов»

При неудачном воспроизведении текст повторяется до 4 раз.

Гетерогенная интерференция (3-5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления Эксп. спрашивает: «Какие слова мы запоминали?»

3. «Рассказ» «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарай­ся его пересказать как можно точнее». Обяза­тельны наводящие вопросы дла оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

4. Пиктограмма.

Зрительная память

1. 6 фигур

А. Перед ребенком на 10-15 с выкладываются 6 фигур. И.: «По­смотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можноточнее».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. Процедура повторяется 4 раза. Нормативнымявляется точное изображение всего ряда с 3 раза.­

Прочность хранения исследуется через 20 - 25 мин Нормативным считаются 2 ошибки.

Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же

инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. -'

2. «6 букв».

Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б.

3. Сюжетная картинка «Лето» и т.д.

Речевые функции

1. Автоматизированная речь.

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года и т.д.

2.Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной:б-п, д-т, з-с и т. п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка -точка, бочка - почка, коза - коса; скороговорки.. .»

Попросите ребенка показать на рисунке: «мяч-меч», «кость­ - гроздь-гвоздь», «крыса-крыша»; части тела: «бровь», «плечо­локоть-глаз» и т.п.

3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь; половник - полковник, полковник - поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки».

4. Номинативные процессы И.: «Что ЭТО такое? Как это называется?»

Ребенка просят назвать изображения.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций.

А. просят показать: «бочку за ящиком», «перед

бочкой ящик» и т.д.

Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (сле­ва, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

В. Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца

и отец брата - это одно и то же?» и т. п.

Г. И.: «Правильно ли Я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?» Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания - оценивается по уровню продуктивности спон­танной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т. е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.

Письмо, чтение и счет

Письмо

Все задания выполняются и правой и левой рукой.

1. написание отдельных букв, слогов.

2. Написание отдельных слов и словосочетаний.

3. написание предложений.

Сначала задания выполняются в сво­бодном режиме, потом с зафиксированным языком.

Чтение

1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр.

2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел.

3.Прочтение рассказа.

Счет

Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение от­дельных цифр и чисел, тест Шульте,воспроизведение числового ряда в пря­мом и обратном порядке; серийный счет «100-7» и «30-1 и 2».

Интеллектуальные функции

1. Интерпретация содержания сюжетных картинок, понимание поговорок и т.д.

2. «4-й лишний»(предметный)

3. «4-й лишний» вербальный

4. Простые и сложные аналогии(предметные)

5. Простые и сложные аналогии(вербальные)

6. Сравнение понятий.

7. Выделение существенный признаков

8. Тест Кэттела. И. «Найти справа (показать) пододящее изображение для пустого квадрата».

БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Этот блок расположен в конвекситальных (наружных) отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей. По своему гистологическому строению он состоит из нейронов подкорки и мозговой коры. Эти нейроны в отличие от аппаратов первого блока работают не по принципу градуальных изменений, а по закону «все или ничего», принимая отдельные импульсы и передавая их на другие группы нейронов.

По своим функциональным особенностям аппараты этого блока приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов (иначе говоря, к анализу их на мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры (иначе говоря, к синтезу их в целые функциональные системы).

Таким образом, этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью: входящие в его состав части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию.

Основу этого блока составляют первичные, или проекционные, зоны коры, которые характеризуются высоким развитием нейронов IV афферентного слоя, значительная часть которых обладает высочайшей специфичностью.

Следует отметить, что первичные зоны отдельных областей коры, входящих в состав этого блока, включают в свой состав и некоторое количество клеток мультимодального характера, которые реагируют на несколько видов раздражителей и, по-видимому, выполняют функцию неспецифического поддержания тонуса; однако количество их не превышает 4—5 %.

Над первичными, или проекционными, зонами коры надстроены аппараты вторичных, или гностических, зон коры, в которых IV афферентный слой уступает ведущее место II и III слоям, не имеющим столь выраженной модальной специфичности и включающим в свой состав значительное число ассоциативных нейронов с короткими аксонами, что позволяет комбинировать поступающие возбуждения в нужные «функциональные узоры» и осуществлять синтетическую функцию.

Подобное иерархическое строение, как уже отмечалось ранее, в той или иной степени свойственно всем областям коры, включенным во второй функциональный блок мозга.

В зрительной (затылочной) коре над первичными зрительными зонами (17-е поле Бродмана) надстроены вторичные зрительные поля (18-е и 19-е поля Бродмана), которые, сохраняя свою модальную (зрительную) специфичность, работают в качестве аппарата, организующего те зрительные возбуждения, которые поступают в первичные зрительные поля.

Слуховая (височная) кора построена по тому же принципу. Ее первичные (проекционные) зоны скрыты в глубине височной коры и поперечных извилинах Гешля (41-е поле Бродмана). Нейроны этих зон высокодифференцированны и модально специфичны. Реагируют они только на те или иные звуковые раздражители. Как и первичное зрительное поле, первичные отделы слуховой коры имеют четкое топографическое строение. Как полагает ряд авторов, волокна, несущие возбуждения от тех отделов Кортиева органа, которые реагируют на высокие тона, располагаются во внутренних (медиальных), а волокна, реагирующие на низкие тона, — в наружных (латеральных) отделах Гешлевской извилины. Отличие первичных зон слуховой коры состоит в том, что соответствующие аппараты Кортиева органа представлены в проекционных зонах слуховой коры обоих полушарий, хотя преимущественно контралатеральный характер этого представительства все же сохраняется.

Над аппаратами первичной слуховой коры надстроены аппараты вторичной слуховой коры, которые расположены во внешних (конвекситальных) отделах височной области (22-, 42- и частично 21-е поля Бродмана) и которые также преимущественно состоят из II и III слоев клеток. Здесь, как и в соответствующих аппаратах зрительной коры, происходит превращение соматотопических проекций импульсов в их функциональную организацию. На детальном анализе функций этих зон и на картинах нарушений слухового восприятия, которые возникают при их поражении, мы остановимся далее.

Принципиально та же функциональная организация сохраняется, наконец, и в общечувствительной (теменной) коре. Как и в случае зрительной и слуховой коры, ее основу составляет первичная, или проекционная, зона (3-е поле Бродмана), где широко представлены высокомодально-специфичные нейроны IV слоя; для этого участка коры характерна и столь же четкая соматотопическая топография, в результате чего раздражение верхних участков этой зоны вызывает появление кожных ощущений в нижних конечностях, средних участков — в верхних конечностях контралатеральной стороны, а раздражение пунктов нижнего пояса этой зоны — ощущения в контралатеральных отделах лица, губ и языка.

Над первичной зоной общечувствительной (теменной) коры надстраиваются ее вторичные зоны (1-, 2- и 5-е поля Бродмана); так же, как и вторичные зоны зрительного и слухового анализаторов, эти зоны состоят преимущественно из нейронов II и III (ассоциативных) слоев, и их раздражение приводит к возникновению комплексных кожных и кинестетических ощущений. Эффект локального поражения их будет впоследствии предметом нашего специального рассмотрения.

Таким образом, основные, модально-специфические зоны второго блока мозга, каждая из которых представляет собой центральный корковый аппарат того или иного модально-специфического анализатора, построены по единому принципу иерархической организации, сформулированному в свое время еще Кэмпбеллом (1905) (рис. 41). В дальнейшем представления о цитоархитектонической структуре коры мозга человека были существенно уточнены. На рисунке 42 приводится принятая сейчас карта корковых полей, разработанная Московским институтом мозга.

блок приема, переработки и хранения информации - student2.ru

Рис. 41. Карта иерархического строения полей коры головного мозга

(по Кэмпбеллу, 1905):

вверху — наружная поверхность; внизу — внутренняя поверхность

блок приема, переработки и хранения информации - student2.ru

Рис. 42. Карта цитоархитектонических полей Бродмана и Московского

института мозга: а — наружная поверхность; б — внутренняя поверхность

Как мы уже говорили ранее, познавательная деятельность человека никогда не протекает, опираясь лишь на одну изолированную модальность (зрение, слух, осязание); любое предметное восприятие (и тем более представление) является результатом полимодальной деятельности, которая первоначально в онтогенезе имеет развернутый характер и лишь затем становится свернутой. Поэтому естественно, что она должна опираться на совместную работу целой системы зон коры головного мозга.

Функцию обеспечения такой совместной работы целой группы анализаторов несут третичные зоны блока, или, как их принято обозначать, зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Эти зоны расположены на границе затылочного, височного и заднецентрального отделов коры; их основную часть составляют образования нижнетеменной области, которая у человека развита настолько, что составляет едва ли не четвертую часть всех образований описываемого блока. Это дает основание считать третичные зоны («задний ассоциативный центр», как их обозначал Флексиг) специфически человеческими образованиями.

Как уже говорилось, третичные зоны задних отделов мозга состоят почти целиком из клеток II и III (ассоциативных) слоев коры и, следовательно, функция их почти полностью сводится к интеграции возбуждений, приходящих из разных анализаторов. Подавляющая часть нейронов этих зон имеет мультимодальный характер и реагирует на комплексные признаки среды (например, на признаки пространственного расположения, количество элементов), на которые не реагируют нейроны первичных и даже вторичных зон коры. Именно к таким третичным образованиям задних отделов мозговой коры относятся 7-, 39- и 40-е поля Бродмана (верхние и нижние отделы теменной области), 21-е поле височной и 37-е поле височно-затылочной областей.

Деятельность третичных зон задних отделов коры необходима не только для успешного синтеза наглядной информации, но и для перехода от уровня непосредственного наглядного синтеза к уровню символических процессов, для оперирования значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, системами чисел и отвлеченными соотношениями. Другими словами, третичные зоны задних отделов коры являются аппаратами, участие которых необходимо для превращения наглядного восприятия в отвлеченное мышление, опосредствованное всегда внутренними схемами, и для сохранения в памяти организованного опыта.

Некоторые законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга (этими законами описывается также и строение третьего блока).

Первый закон — закон иерархического строения корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры, осуществляющих все более сложный синтез приходящей информации, является достаточно отчетливой и

Наши рекомендации