Организация музыкально-просветительских программ
В настоящее время трудно опровергнуть тот факт, что культура есть нравственный стержень личности и общества, необходимое условие социально-экономического и политического развития, а не его следствие. Исходя из понимания роли музыкального просветительства в формировании духовно-нравственного облика общества, основной направленностью его стало повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.
Осуществление концертно-просветительской работы в масштабах города требует повышения профессиональных качеств организатора, пополнения его знаний современными наработками в этой области. Задачи совершенствования форм и методов организации этого вида деятельности связаны с овладением элементами менеджмента и маркетинга в области культуры и искусства. Их освоение даёт возможность выхода музыкального учебного заведения на более высокий уровень, охватывающий планомерной просветительской работой население города.
Маркетинг в сфере культуры должен учитывать долговременные общественные цели, потенциальность утраты традиций, норм и других сторон культуры; должен быть направлен на удовлетворение потребностей (запросов, интересов, намерений населения), опираться на социологические методы сбора и анализа информации о предполагаемой аудитории (образ жизни, социально-культурные ориентации, поведение и т. п.).
Менеджмент в сфере культуры заключается в создании организационных и экономических условий развития культурной жизни. Планирование (определение целей и путей их достижения) занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определённый период. В зависимости от уровня принятия решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.
Планы могут быть: прогнозирующие (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). По срокам планы различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные).
Планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи: организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения.
На организационно-подготовительном этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности, определяются: круг исполнителей, сроки разработки плана, информационное и методическое обеспечение.
Этап разработки проекта плана складывается из нескольких частей:
– определение целей и задач на планируемый период (цели задаются в организационных, распорядительных и директивных документах);
– описание целей и задач в конкретных показателях (количественных и качественных), характеризующих планируемый проект.
Этап согласования и утверждения плана включает в себя обоснование реализации плана, где расписаны и оправданы расходы по выполнению проекта. Оформление проекта плана осуществляется таким образом, чтобы в нём могли найти ответ на интересующие вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с которыми план согласуется. Согласование и утверждение плана – завершающее оформление проекта (подписанный руководителем инстанции-распорядителя, он становится документом).
Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана не менее важен, чем предыдущие. Успех выполнения проекта зависит от того, насколько его идея доведена до конкретных исполнителей, насколько понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Необходима специальная разъяснительная работа, цель которой – довести содержание до партнёров, клиентов и потребителей, доноров и спонсоров.
Овладение элементами менеджмента и маркетинга позволяет дополнить основные положения методики пониманием значения культурно-просветительской деятельности, как необходимого условия социально-экономического и политического развития общества; позволяет квалифицированно подойти к анализу потребностей и запросов аудитории; даёт рекомендации по разработке планов, культурных программ и проектов для определённой аудитории.