Тема 6. Социально – педагогические технологии работы с неблагополучной семьей.
План лекции:
1. Понятие «семья», ее функции.
2. Актуальные проблемы семейного неблагополучия. Понятия «дисфункциональная семья», «неблагополучная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «семья группы риска» в современной научной литературе.
2. Классификации дисфункциональных или неблагополучных семей.
3.Социально – педагогические технологии работы с неблагополучной семьей.
4. Алгоритм работы с неблагополучной семьей.
Семья - основа всего человеческого и основа нашего общества. В.А.Сухомлинский, не отделявший школьное воспитание от семейного и считавший, что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитателей человека», писал: «Я убежден твердо в том, что семья -это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию».
Существуют различные определения «семьи»:
- «семья - социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.».
- «семья- малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родительство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост».
- «семья - малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи».
- семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Каждый представленный автор говорит о семье как о малой группе. Вместе с тем, В.И. Курбатов делает акцент на том, что эта группа основана на браке или кровном родстве, Е.И. Холостова указывает на родительские отношения и на воспроизводящую функцию семьи, Н.Ф. Девицина говорит о том, что семья обеспечивает каждому её члену стабильность и безопасность, а Н.И. Никитина подразумевает под семьёй социальный институт, в котором осуществляется повседневная жизнь.
Для понимания дисфункции семьи мы приводим основные функциисемьи. Так А.В. Мудриком выделяются следующие функции:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Семья влияет на формирование психологическое пола ребенка.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.
4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека.
6. Семья играет большую роль в процессе социального развитиячеловека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.
Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова к функциям семьи относят:
- воспитательную - социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическую - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социального контроля - ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,
это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее; - духовного общения - духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусную - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговую - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональную – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
В своем единстве перечисленные функции представляют собой систему семейных отношений. Возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада.
В современной научной литературе очень часто можно встретить понятие «дисфункциональная семья», и чёткого определения этого понятия ни один учёный не даёт, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия, как: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», семья «группы риска», «негармоничная семья» и др.», — пишет В.М. Целуйко в работе «Психология неблагополучной семьи». Но если исходить из определения дисфункции как «любого нарушения в нормальном функционировании организма, системы», то можно сделать вывод о том, что дисфункциональная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, или выполняет их не в полной мере, т. е. идёт какое-либо нарушение в функционировании или жизнедеятельности семьи.
Под неблагополучной семьёй В.М. Целуйко понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети». В словаре по социальной педагогике даётся следующее определение: «неблагополучная семья(по отношению к детям) – семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества. Понятие применимо по отношению к конкретному ребёнку даже в одной и той же семье».
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
· неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
· отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
· вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
· жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
· отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
· семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Показатели неблагополучия семьи:
1. Социально-экономические:
· длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
· длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
· расходование имущества принадлежащего ребенку и денежных средств (пособий на ребенка пенсий по потере кормильца и т.д. не по целевому назначению);
· отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
· необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью школьными принадлежностями;
· задолженность более 6 месяцев перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
· частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об организации материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
· антисанитария жилища, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
· отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
· алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологической или психоневрологический диспансер;
· неухоженность и неопрятность детей наличие у них частых заболеваний и травм;
· несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
· противоречивые путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем несовершеннолетнего.
3.Социально-демографические:
· родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
· устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности которые заканчиваются абортом или отказом от ребенка);
· выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
· родители или один из них посещает деструктивную секту;
· родители или один из них ранее лишается родительских прав по отношению к старшим детям;
4. Психолого-педагогические:
· полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
· непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
· насилие и жестокое отношение к ребенку пренебрежение его интересами и нуждами;
· устойчивое увлечение родителей от контактов с специалистами, игнорирование их рекомендаций;
· повторяющиеся и затяжные конфликты в семье, нарушение взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
· постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
· нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
· аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеству, азартными играми);
· проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;
· наличие судимых членов семьи, приверженных субкультуре преступного мира;
· попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
· оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
· вследствие безнадзорности и беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной и наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении должны осуществлять:
· комиссии по делам несовершеннолетних;
· органы государственного управления образованием;
· органы опеки и попечительства;
· органы по труду и социальной защите;
· органы государственного управления здравоохранения;
· органы государственной службы занятости;
· органы внутренних дел;
· иные органы учреждения и организации в пределах одной компетенции.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
· конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
· аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
· педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
· асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.
К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Существует множество классификаций, представленных различными авторами, дисфункциональных или неблагополучных семей.
В основе некоторых классификаций - тип воспитания в семье и его последствия развития личности ребёнка.
В.И. Гарбузов в работе «Воспитание ребёнка» выделяет четыре типа неправильного воспитания детей.
· Первый - это воспитание по типу «неприятия». Причём неприятие может быть первичным, когда рождение ребёнка было нежелательным и вторичным, как правило, неосознанным, возникающим в первые месяцы жизни младенца. Воспитание здесь подменяется жёстким контролем и суровыми наказаниями. Родители сами навешивают ярлыки на ребёнка: «безрукий», «рохля», «балбес» и т.п. Неприятие порождает в ребёнке страх, он становится повышенно плаксивым, обидчивым, подавленным, часто болеет. Как правило, он страдает с различными неврозами и фобиями. Последствиями такого воспитания может стать: истеричность и протест ребёнка.
· Второй тип неправильного воспитания — «сверхсоциализация». Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребёнка хотят иметь не потому, что ощущают в этом глубокую душевную потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Родители ждут ребёнка и после его появления стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, чрезмерно занимаются с ребёнком. У такого ребёнка всё строго регламентировано, всё делится на белое и чёрное. «Сверхсоциальный» ребёнок растёт педантом, он, как правило, эмоционально сдержан, так как его эмоции подавляются с младенчества. Для такого ребёнка характерны тревожность и мнительность, которые в случае неудачи или краха притязаний могут привести к психосоматическим заболеваниям и неврозам.
· Третий тип неправильного воспитания — тревожно-мнительный
наблюдается в случаях, когда ребёнка с рождения сопровождает чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Этот тип воспитания — антипод неприятия. Он характерен для семей с единственным или поздним ребёнком. Для них характерны тревожность и мнительность, нервность, неврозы, и фобии.
· Четвёртый тип неправильного воспитания - «эгоцентрический». В этом случае ребёнку навязывается представление о себе как сверхценности: он вундеркинд, он кумир семьи, он — смысл жизни и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, как правило, они эгоистичны.
В основе классификации неблагополучных семей Г.П. Бачкаревой - переживания ребёнка. Она выделяет такие типы неблагополучных семей:
· семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но неуважительны и грубы по отношению к своему ребёнку, подавляют его волю;
· семьи, в которых родители при внешнем благополучии безразличны к потребностям ребёнка, так как между ними отсутствуют эмоциональные контакты. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
· семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Здесь ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Б.Н. Алмазов называет четыре типа неблагополучных семей,способствующих появлению проблемных детей:
1. Семьи с недостатком семейных ресурсов. К ним относят разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточным общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказать помощь в учёбе ребёнку; семьи, где родители тратят много сил и времени для поддержания материального благополучия.
2. Конфликтные семьи, где напряжённая обстановка между родителями. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, конфликтно-демонстративно. Иногда протестуют против и существующего конфликта и встают на сторону одного из родителей;
3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам другого, использование чужого труда, желание подчинить своей воле другого;
4. Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие знания о ребёнке заменяют реальную картину его развития.
Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию — объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах:
- семей одиноких матерей.
- семьи военнослужащих срочной службы с детьми.
- семьи с детьми-инвалидами.
- семьи с родителями-инвалидами.
- семьи, взявшие детей под опеку (попечительство).
многодетные семьи.
- семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет).
- студенческие семьи с детьми.