История создания сборника народных немецких сказок "Детские и семейные сказки" в обработке братьев Гримм.

Слышали ли вы когда-нибудь о чудесной стране, где на липе растут горячие оладьи, тощая старая коза тащит на себе целых сто возов сена и шестьдесят возов соли, два комара строят мост, а лягушки зерно молотят?

Нельзя найти страну эту на географической карте. Придумали ее два брата – Вильгельм и Якоб Гримм. Жили они много лет тому назад в Германии. Были серьезными учеными, профессорами Берлинского университета, много научных трудов написали.

Но очень уж любили братья сказки. Мало было Вильгельму и Якобу сказок, услышанных в детстве. Пошли братья по деревенькам и маленьким городам. Стали слушать и записывать, что люди рассказывали. Делали они так потому, что «настало время спасать древние предания и сказки; чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем».

Десять лет копили Вильгельми Якоб свои сокровища, затем обработали их, чтобы ярче сверкали, и выпустили в 1812 году свои сказки и небылицы в свет. Разлетелись те по всему миру, заговори на разных языках, полюбились взрослым людям и маленьким детям.

Важнейшими трудами для развития детской литературы, связанной с народным творчеством, были: двухтомное издание «Немецких преданий» (1816-1818), три тома «Детских и семейных сказок» (1812-1822), вошедших в мировую литературу, «Германские героические сказания» (1829), «Немецкая мифология» (1835).

Разные сказки у братьев Гримм: о животных, о волшебствах всевозможных, а то и просто смешные житейские истории. Сказки о животных характером олицетворения и сатирической направленностью опираются на традицию басни и животного эпоса средневековья («Волк и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и кума» и другие). Бытовые сказки ближе к понятию бытийных повестушек («Неблагодарный сын», «Умная Эльза», «Три лентяя», «Счастье Ганса», «Соломинка, уголек и боб» и другие).

Сюжетно-смысловое деление несет в себе и художественно-стилистическое своеобразие каждого из циклов. Большинство сказок братьев Гримм синтетичны по своей природе, в одной сказке могут сочетаться и различные мотивы и соответствующие им художественные приемы. («Золушка» объединяет в себе все три вида сказочного повествования).

Сказка не локализована ни во времени, ни в пространстве, она извечна, как сама жизнь, и это закреплено в ее формах. Не координировано во времени и пространстве герой сказки, к тому же он является носителем какого-либо одного или двух сходных качеств: доброты, дружбы.

Богатство сказочных сюжетов – это одновременно и богатство жизненных ситуаций, зафиксированных сказкой, и сумма человеческого опыта, накопленного веками. В этом проявляется тайна бессмертия сказки.

Мир сказок, по их убеждению, - это мир труда, справедливости, чести, носителями которых являются простые люди, даже если, по сказочной традиции, они подчас оказываются принцами и принцессами или утопическими добрыми королями («Храбрый портняжка», «Золушка», «Бременские музыканты», «Столик – накройся, золотой осел и дубинка из мешка»).

К сказкам, доступным для детей дошкольного возраста относятся: «Соломинка, уголек и боб», «Сладкая каша», «Заяц и еж», «Бременские уличные музыканты», «Три лентяя», «Звездные талеры», «Двенадцать ленивых работников».

Разве не встречались вам лодыри, такие как в сказках «Три лентяя», «Двенадцать ленивых работников»? Не привыкли они рано вставать, спят до полудня, «работу делают медленно, зато отдыхают долго». А неблагодарные сыновья и дочери, не уважающие своих родителей? Никогда не были и не будут в почете у людей лень, жестокость, жадность.

Но сделай доброе дело, и оно вернется к тебе добром. В сказке «Звездные талеры» бедная маленькая девочка последний кусочек хлеба отдала бедняку, а платье свое – озябшим детям. «И вот сидит она, и нет у нее ничего больше, и вдруг стали падать звезды с неба, а были то не звезды», а деньги.

«Соломинка, уголек и боб» одна из превосходных сказок-шуток, в которой объяснена причина природного явления – как появился у боба посредине черный шов. Случайность свела боба, соломинку и уголек вместе. Боб должен был свариться со всеми остальными бобами в горшке, да упал на пол и тут увидел соломинку – она выпала из пучка, который хозяйка хотела подбросить в огонь. Уголек тоже спасся – выскочил из печи. Друзья решили отправиться в путешествие, но в дороге их постигла новая беда. У ручья соломинка перекинулась с берега на берег, пошел по ней уголек, да испугался воды – остановился, перегорела соломинка. Упал уголек в воду и утонул. Боб, стоя на берегу, начал смеяться над соломинкой и угольком. Смеялся он, смеялся – и лопнул. Сшил обе половины проходивший мимо портной. С той поры у боба шов. Сказка об этих случайных товарищах, конечно, шутка, забава. Для большего доказательства истинности приключения говорится о шве. Так, обыденное и простое открывает простор для игры воображения. Юмор в сказке исполнен того душевного здоровья, которое не позволит пустяк принять за настоящую беду. Все персонажи сказки стали объектом веселой насмешки.

Не менее иронична сказка «Сладкая каша». Девочке достался чудесный горшочек. Скажи ему только: «Раз, два, три, горшочек, вари!» - и он сварит вкусную кашу. Зажили весело и безбедно мать с дочерью, но вот ушла девочка из дома, мать велела горшочку варить, а как остановить его – забыла. Просты слова: «Раз, два, три, больше не вари!» Горшочек наварил каши столько, что она не поместилась в доме; поползла горячая каша из дверей на улицу, словно хочет горшочек» весь мир накормить». От такой «беды» спасла деревеньку девочка: приказала горшочку не варить больше. И тот, кому надо было ехать в город, «должен был в каше проедать себе дорогу». Сказка обыграла мотив чуда – волшебный горшочек оказался не благом, а бедой.

Беда приключилась от нелепицы, невероятности, чуда. Юмор еще в том, что не мать, а девочка совладала с горшочком.

Сказка «Заяц и еж» о том, как еж с ежихой «обогнали» зайца, рассказывает о легковерном глупце. Умный еж высмеял зайца – «господина, вроде как бы знатного и уж очень надменного». На приветствие ежа в доброе воскресное утро заяц скорчил презрительную мину и сказал: «Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?» - «Гуляю», - ответил еж. «Гуляешь? – засмеялся заяц. – Мне думается, что ты мог бы применять свои ноги для какого-нибудь более полезного дела». В сказке заяц наказан, и в конец истории вынесено даже поучение: «Никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже над ежом».

Более сложен ход действия в сказке «О бременских музыкантах»: герои, много потрудившись в своей жизни, под старость заслужили лучшую участь, чем та, которую им уготовили хозяева. Осел, собака, кот и петух сделались музыкантами. В ироническом вымысле об их «игре»: «осел кричал, собака лаяла, кот мяукал. А петух – тот запел и закукарекал» - ребенок найдет для себя ту полную веселья сцену. Которая так импонирует детской подвижности и импульсивности в поступках. Этому соответствует и сцена внезапного и случайного обмана, ошибки: разбойники приняли музыкантов, взгромоздившихся друг на друга. За страшное привидение.

Также в сборник вошли сказки: Лиса и гуси», «Королек», «Молодой великан», «Бабушка Метелица», «Три брата» и много других интересных сказок. Во всех этих сказках обилие характерных бытовых сцен, дана воля воображению, выражена народная мудрость и много других свойств, которые так соответствуют миру духовных интересов детей.

В сказках братьев Гримм – сама жизнь: то веселая и беззаботная, то грустная и тяжелая. А главное – пробуждают сказки эти в людях чувства милосердия и добра, заботу и внимание. Не могут без этого жить люди.

Сказки братьев Гримм известны всему миру, постоянно переиздаются и являются своего рода арсеналом для бесконечных литературных переработок, особенно в нашем столетии.

Воспитательное значение сказок братьев Гримм:

«Бременские музыканты» - умение находить общность интересов с разными людьми в разных возрастных категориях, умение преодолевать жизненные препятствия.

«Розочка и Беляночка» - человек и природа должны жить в согласии, хорошее отношение к животным, восприятие окружающей среды в том образе, в котором она существует.

«Горшок каши» - о доброте и умении приходить на помощь.

Наши рекомендации