Раздел 4. Ситуационный анализ как средство активизации педагогического процесса
4.1. Метод ситуационного анализа. Разновидность ситуационного задача.
4.2. Понятие «ситуация». Виды. Типы.
4.3. Метод инцидента. Технология внедрения в образовательный процесс метода инцидента.
4.4. Кейс-стадии. Кейс технологии.
4..5 Индивидуальная образовательная траектория активизации самообучения и самовоспитания.
Вопросы и задания
Раздел 5.Социально-психологическое взаимодействие как интерактивная форма обучения общению
5.1. Особенности социализации личности в современных условиях
5.2. Социальная идентичность личности
5.3. Социальная установка личности
5.4. Ценностные ориентации личности
5.5. Личность в группе
Вопросы и задания
Раздел 6. Креативные технологии в обучении и воспитании
6.1. Арт-технологии
6.2. Метод мозгового штурма. Этапы проведения мозгового штурма. Разновидности мозгового штурма.
6.3. Метод синектики. Типы аналогии, применяемые в синектике. Последовательность проведения синектической сессии.
6.4. Метод ассоциаций. Принципы организации. Технологии свободных ассоциаций.
6.5. Технологии исследовательской деятельности
Вопросы и задания
Раздел 7. Субъектно-деятельностные образовательные технологии
7.1. Понятие субъектно-деятельностные образовательнгые технологии.
7.2. Виды субъектно-деятельностных образовательных технологий.
7.3. Содержание субъектно-деятельностных образовательных технологий.
Вопросы и задания
Раздел 8. Теоретические основы проектирования в образовательном процессе
8.1 Метод проектов в образовательном процессе.
8.2 Проектно-организаторская функция.
8.3 Проектирование инновационных технологий.
8.4 Критерии, показатели и оценка результатов проектной деятельносчти.
Вопросы и задания
Раздел 9. «Мультимедийная среда как интерактивное средство обучения и воспитания»
9 1. Понятие «мультимедийная среда»
Современный мультимедийный урок
Мультимедийное пособие как интерактивное средство обучения
Интерактивный плакат
Телекоммуникационные проекты. Дистантное обучение.
9. 6. Социальный сервис «Вики»
Разрушительные технологии; сущностные изменения в образовании.
Вопросы и задания
Раздел 10..Интерактивные методы во взаимодействии с семьёй
10.1 Проблема педагогического общения учителей и родителей.
10.2.Технология организации интерактивных индивидуальных и групповых консультаций для родителей
10.3. Формы взаимодействия «учитель-ученик-родитель»
Вопросы и задания
Триз-технологии в обучении и воспитании студентов.
11.1. Триз-технологии. История создания. Функции.
11.2. Разработка технологий для студентов.
Вопросы и задания
Тезаурус
ЛИТЕРАТУРА
Приложения
Введение
В настоящее время система образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию молодежи. Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ним современная действительность (см. ФГОС-2, ФГОС-3, 2011). Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, уметь оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в научной и практической деятельности, быть открытым новому опыту, иметь творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал личности, развивать её творческие способности. Развитие человека как активного, творческого субъекта деятельности стало целью современного образования. Потребность педагогической практики в программах развития творческой личности требует целостного теоретического обоснования ее механизмов и принципов.
Важной задачей образовательных учреждений является усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание в решении этой задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания молодежи, которые обеспечивают успешность социализации молодежи.
В настоящее время в учебном процессе используются разнообразные методы интерактивного обучения и воспитания (компьютерные презентации, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.
Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи, непрерывном открытом и свободном общении. Интерактивное обучение, это - «обучение, погруженное в общение».
Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебных материалов; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения (от восприятия через навыки общения, конструктивные дискуссии, ролевые игры, имитационные игры к жизненной практике).
Целью данного учебного пособия являетсяповышение профессиональной компетентности заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей в вопросах воспитания культуры общения и развития способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда учащихся и студентов начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений.
Учебно-методическое пособиепредоставляет возможность педагогам получить знания об основах использования интерактивных методов обучения и воспитания молодежи, освещает вопросы педагогического обеспечения процесса их использования в условиях современной системы образования.
Данное пособие адресовано тем, кто желает научиться игровому моделированию. использованию разнообразных методов и приёмов в обучении и воспитании, способствующих самоактуализации, саморазвитию и самовоспитанию учащихся и студентов. Пособие является руководством по подготовке, проведению и анализу игровых занятий, тренингов, созданию разнообразных проектов, использованию инновационных технологий. В нем рассматриваются история возникновения и современное многообразие технологий игрового моделирования, их специфика, функции, принципы и условия применения в образовательном процессе; анализируются воспитательные, учебные, развивающие и игровые цели, средства их достижения и ожидаемые результаты; описываются методические требования к подготовке и проведению имитационных технологий; характеризуются все виды обратной связи: рефлексия, послеигровая дискуссия, дебрифинг и т.д.; даются практические рекомендации по управлению эмоциональными состояниями и непредвиденными ситуациями.
В данном пособии излагаются содержание и классификация интерактивных методов, функции преподавателя в интерактивном обучении и воспитании, риски и трудности педагога в использовании интерактивных методов обучения и воспитания, особенности игрового моделирования, дискуссии, учебного диалога, интерактивной лекции и интерактивного семинара. А также анализируются разнообразные образовательные технологии, способствующие созданию индивидуального маршрута в обучении и воспитании современного студента.
Пособие позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий и качество обученности и воспитанности детей в современных условиях.