Формирование толерантности в военном университете
Международные отношения получили широкое развитие в современном мире. В связи с этим огромное значение имеет такое направление, как укрепление мира и демократии на национальном и международном уровнях. Эта функция прежде всего возложена на Вооруженные Силы.
Целью данной статьи является изучение особенностей формирования межнациональной толерантности курсантов.
Тюменский военный институт может послужить ярким примером взаимоотношений людей разных национальностей. Здесь, помимо русских курсантов, можно встретить и представителей других стран, которые приехали с большим желанием стать военными. В институте учатся студенты, прибывшие из Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Монголии, Южной Осетии, Армении, Абхазии, Афганистана, Палестины, Мали, Мозамбика. Наверное, это еще не полный список стран. Каждая нация имеет свои обычаи, традиции, разные нравы и менталитет. Все это отличает курсантов друг от друга. Что для одного человека кажется аксиомой, для другого – это явление из ряда вон выходящее. Например, арабы из Палестины не могли свыкнуться с мыслью, что женщина может быть преподавателем. Прогуливаясь по мосту Влюбленных, многие не понимали традицию россиян вешать на мост замок, а ключ выбрасывать в реку. Для них это казалось забавным и смешным. Крайне важно в такой ситуации относится с пониманием к каждому народу. Поэтому будущему офицеру при общении с людьми другой национальности следует руководствоваться таким понятием, как толерантность.
Толерантность имеет особое значение. Это качество способствует сохранению благополучного соседства. «Необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развития этнической толерантности военнослужащих, воспитания культуры межнационального общения у подчиненных определяет особую актуальность предъявляемых к курсанту военного вуза требований. Именно поэтому проблема формирования этнической толерантности будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе является актуальной» [4].
Существует множество подходов к трактовке толерантности. Это понятие укрепилось в целом ряде современных наук: социологии, психологии, социолингвистике и даже медицине. Целесообразно в данной работе рассматривать толерантность сквозь призму социологии.
Синонимом толерантности выступает понятие терпимость. На наш взгляд, это качество следует понимать не в значении уступки, снисхождения. Терпимость означает то, что каждый способен выражать свои убеждения и каждый признает такое же право за другими.
«Идея толерантности имеет давнюю историю. Как явление она зародилась в эпоху античности, открывшей миру институт гражданства и связанную с ним систему ценностей – свободы, равенства, уважения к человеческой личности, то есть индивидуальности. И хотя в эту эпоху проблема толерантности открыто еще не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки» [1].
Сегодня наиболее интенсивно изучается толерантность в сфере межличностных отношений в малой группе и организации, «что выражается в стремлении проанализировать возможные пути избегания межличностного конфликта за счет поиска конструктивного компромисса и адекватного распределения ответственности за последствия каких-то совместных действий уже на этапе их планирования в сфере межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений и взаимодействий за счет культурно-личностного преодоления психологических и, прежде всего, смысловых барьеров, социальных стереотипов» [3].
Таким образом, толерантность служит важным звеном в формировании мира и согласия в развивающемся обществе. «Поэтому задача воспитания толерантности будущих офицеров должна стать одной из ведущих в деятельности во всех социальных институтов, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности военного, ответственного за сохранение мира. Толерантность как высшая ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека способна существенно смягчить пагубные проявления нетерпимости как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях» [1].
Формирование толерантности у военных – важная задача. «Толерантное сознание – одна из высших человеческих ценностей и для общества, и для отдельно взятой личности, и для всего человечества в целом» [1]. На наш взгляд, необходимо развивать терпимость как компонент профессиональной культуры, так как интолерантный офицер не способен к решению проблем внутри армии и российского общества в целом.
Толерантность в военных вузах – это модель взаимоотношения между странами как миролюбивых, уважающих личность другого, поэтому и у курсантов следует формировать именно такое понимание толерантности, которое готовило бы будущего офицера к сохранению мира между странами. Если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон курсанта уже во время обучения, то данное понятие станет в будущем одним из ключевых компонентов его профессиональной культуры.
Толерантность, по нашему мнению, не присуща человеку от рождения, а вырабатывается в процессе воспитания. Именно поэтому создание межнациональной толерантности у курсантов является основой военно-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание – это целенаправленное формирование чувства любви к своей стране и народу, формирование этических качеств.
Особое место при формировании межнациональной толерантности среди курсантов занимает воспитательная работа руководителя, командира, педагога. Кто кроме них может подать пример правильного, нравственного поведения студентам? Командир, руководитель или педагог должен обладать высоким уровнем культуры межнационального общения, чтобы в дальнейшем передать свои знания курсантам.
Внутри иностранного факультета Тюменского военного института, на наш взгляд, межнациональные отношения складываются вполне благополучно. Немаловажную роль в этом играет и само руководство. Для командования существенное значение имеет развитие и укрепление межнациональных отношений. Особое внимание здесь уделяется недопущению конфликтов, которые вполне возможны на закрытой территории. В институте созданы условия для проявления лучших черт национального характера. В учебном заведении принято с пониманием относиться к традициям и обычаям других народов. Например, курсантам разрешается праздновать свои государственные и религиозные праздники, предоставляются выходные дни и увольнительные. Мы считаем, что это благотворно сказывается на взаимоотношениях внутри коллектива, потому что каждый стремится поздравить своего товарища с тем или иным праздником. Теперь мы знаем, например, много праздников других народов.
Однако необходимо понимать тот факт, что и сам курсант должен обладать активной жизненной позицией, психологической готовностью к терпимости. Данные компоненты являются основными в понятии толерантности и влекут за собой позитивное взаимодействие курсантов с людьми иных культур, взглядов, позиций. На проблему формирования толерантности у военных нужно смотреть и с глобальной точки зрения. Как офицер, у которого нет моральных принципов, этических соображений, сможет защитить свое государство. Вполне возможно, что после обучения в военном институте, он может быть направлен для прохождения службы в многонациональный коллектив, где недопустимо проявление националистических взглядов. Такой военнослужащий не сможет действовать сообща со своими товарищами, не сможет разделить их взгляды, так как ему не была привита в ходе обучения терпимость, принятие чужих мировоззрений и культура межнационального общения. К сожалению, часто мы можем увидеть примеры расизма и национализма в разных странах. На наш взгляд, человек, в котором заложено предвзятое отношение к другим национальностям, никогда не почувствует всю красоту, все разнообразие нашего мира. Этот человек никогда не сможет осознать такие качества, как толерантность, терпимость и человечность, а значит, не сможет эти качества проявить в отношениях со своими близкими и родными.
Люди по своей природе отличаются друг от друга внешним видом, своим положением в обществе, речью и поведением. Каждый человек (и не только военный) должен понимать этот факт. За время обучения в военном институте можно в достаточной мере осознать значимость общения с людьми разных национальностей. Дружба с курсантами из разных стран расширяет кругозор, учит быть внимательными к проблемам другого человека. Было удивительно открывать для себя интересные факты из жизни других народов. Каждому человеку, к какой нации он бы ни относился, следует уважать многокультурный характер человеческого общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гаряев Н.В. Формирование толерантного сознания курсантов военного вуза // Аспирант и соискатель. 2006. №4. С. 143-147.
2. Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь социолингвистических терминов. – М., 2006. – 312 с.
3. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М., 2007. – 464 с.
4. Сергеева Е.В. Организационно педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза (Автореферат) // http://www.uni.ulsu.ru. Дата обращения: 18.03.2013.