Личность ученика как субъекта образования и развития
Тема 5
1. Существенные признаки понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании личности.
3. Детерминанты процесса формирования и развития личности.
4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
5. Воспитание и социализация. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, психологией и др.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.
Применительно к отдельному человеку принято употреблять три понятия: «индивид», «личность» «индивидуальность».
Какой смысл вкладывается в каждое из них?
Человек в момент рождения – биологическое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Индивид – это человек как представитель вида homo sapiens, т.е. в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке, наличие в нем системы природных задатков, многие из которых могут повлиять на его последующее социальное поведение.
Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития в онтогенезе он становится личностью - носителем сознания и субъектом целенаправленной деятельности.
Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции своей деятельности на основе усвоения социальных норм нравственности и поведения.
Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной действительности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Т.е. можно сказать, личность – объект и субъект общественных отношений, сплав социально-значимых индивидуальных особенностей и социальных черт, это социальная сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности.
Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в познавательном процессе.
В своем развитии личность проходит разные возрастные этапы.
Главенствующая особенность личности – индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Индивидуальность представляет собой целостную характеристику отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, потребностей, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза, отличающих данного индивида от всех остальных.
Сопоставив понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», можно утверждать, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.
Универсальное общее свойство природы, общества и человека - развитие.
В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).
В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
Тогда в отношении личности, развитие — это объективный процесс внутренних, последовательных количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие связано с изменениями: морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание).
Социальное развитие связано с изменениями: психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост).
Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру.
Результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.
Представители биологической концепции (Э. Торндайк, Д. Дьюи и др.), считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Их взгляды сводятся к следующему:
—человек — сугубо природное существо;
—духовные свойства личности имеют биологическую основу;
—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.
Представители социологической концепции(Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций и др.) считают:
Ø человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;
Ø среда является определяющим фактором формирования личности;
Ø воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
Ø чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.
Представители биосоциальной концепции (Д. Дидро, К.Д. Ушинский) считают:
—человек — существо и биологическое и социальное;
—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная вежливость — граничить с подхалимством, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.
Личностное формирование и развитие человека детерминируется несколькими ведущими факторами: наследственность, среда, воспитание, деятельность.
Детерминизм(от лат. determine — определяю) — это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Детерминизм рассматривает вопросы о законах природы, взаимодействии природы и общества, движущих силах общественного развития, воздействии общества на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человека.
Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния этих факторов.
Как отмечено выше, согласно биологической концепции определяющая роль принадлежит — наследственности. Наследственность— свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Что же человек наследует?
По наследству от родителей к детям передаются:
— анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
— физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
— физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
— особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
—аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;
—предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).
Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных при жизни условий.
Например, осложнения после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений.
Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.
Установлено, что наследуются только задатки.
Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Различают задатки двух видов:
—общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
—индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Однако природные задатки как генетически закрепленные свойства являются только общими исходными предпосылками дальнейшего развития человека, выступают как потенциальные возможности формирования и развития его личности. В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Одна способность, сколь бы развита она ни была, еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом, а наивысшую — гениальностью.
Следует отметить, что природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем он станет (какие способности у него сформируются: оперного или эстрадного певца, композитора, дирижера или музыканта-исполнителя), зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека определяются условиями его жизни в обществе, внешними природными и социальными факторами.
Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.
Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она опосредованно, через образ жизни человека и характер трудовой деятельности оказывает влияние на его личностное формирование и развитие.
В понятие социальной среды входят общественный строй, социальные отношения в данном обществе и институты, регулирующие эти отношения, социально-экономические условия жизни и т.д. Это — дальняя среда. Она не является одинаковой на разных этапах общественного развития. Поэтому в разные исторические эпохи она оказывала различное формирующее влияние на человека, т.е. формировала присущий ей тип личности.
В ближнюю среду входит ближайшее окружение человека: семья и родственники (домашняя среда), друзья и одноклассники.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности в детском возрасте. Семья во многом определяет потребности и интересы ребенка, взгляды, закладывает основы для формирования личностных качеств.
Определенное влияние на формирование и развитие личности оказывают также друзья и одноклассники. Это общение носит неформальный, избирательный характер, и если не попадает в сферу педагогического влияния, то нередко оказывает негативное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание, которое является формой внешнего воздействия и влияния на растущего человека. Его отличительной особенностью являются целенаправленность, планомерность и осуществление под руководством педагогов.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на развитие и формирование личности, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
• обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
• способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
• содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
• является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
• дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
• создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.
Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.
На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.
Один из важнейших педагогических принципов — учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания, т.к. каждый возрастной период развития личности имеет индивидуально-неповторимое содержание.
Оригинальный подход к определению сущности и содержания возрастного развития личности прослеживается в творчестве Л.С. Выготского. Он считал, что развитие личности — сложный процесс, имеющий свои определенные стадии, но переход от одной к другой с первого момента жизни ребенка совершается не только по биологическим законам адаптации организма к среде, но и под действием системы обучения, заданной исторически складывающимся конкретным типом культуры.
Так как развитие — это возникновение нового. Поэтому стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. теми качествами и свойствами, которых не было раньше. При этом новое появляется закономерно подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда (Выготский Л.С. называет ее «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей средой). Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Динамика перехода от одного возрастного периода к другому, может быть или быстрой, резкой, критической или, напротив, плавной, постепенной, медленной.
Знание всех этих положений помогает воспитателю понять, что происходит с ребенком в тот или иной возрастной отрезок, выбрать и реализовать подходящую систему воздействия на ребенка и взаимодействия с ним.
Один из последователей Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин помимо социальной ситуации развития и центрального возрастного новообразования включил еще один существенный фактор – основной, или ведущий, тип деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на каждой стадии.
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
При выявлении особенностей учащихся разных возрастных групп и фиксации определенного периода детства учитываются следующие показатели:
—анатомические характеристики;
—особенности протекания физиологических процессов;
—качественные изменения роста;
—развитие психики;
—развитие эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
—степень духовно-нравственной зрелости.
В педагогике выделяют следующие возрастные периоды:
младенчество (1-й год жизни);
преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
Ø младший дошкольный возраст (3—4 года),
Ø средний дошкольный возраст (4—5 лет),
Ø старший дошкольный возраст (5—6 лет);
младший школьный возраст (6—10 лет);
средний школьный возраст (10—15 лет);
старший школьный возраст (15—18 лет).
Младший школьник (от 7(6) до 10 лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был старшим в детском саду и во дворе среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал самым младшим, ведущая деятельность — учение — требует много времени, сил, старания.
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями и умением решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, — является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.
В младшем школьном возрасте формируются такие общеучебные умения, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начала конструкторско-композиционной и трудовой деятельности. В процессе обучения у ребенка формируется мышление, развивается умение наблюдать, делать элементарные выводы. Воспитываются целеустремленность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, ответственность, трудолюбие, умение сотрудничать и выполнять совместные действия.
Средний школьный возраст (от 10 до 15 лет) – это период завершения детства, состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает за него бороться, ломая старые отношения, сложившиеся еще в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся коллектив сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Определяющей все поведение подростка является потребность в самоутверждении, которую он пытается удовлетворить любыми допустимыми и недопустимыми средствами: хорошей учебой, физическим развитием или клоунадой, демонстративным или асоциальным поведением.
Важнейшее новообразование возраста — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток еще не достиг, а также рефлексия собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего.
Этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Сложность и противоречивость подросткового возраста требует от взрослых взаимодействия с ним на паритетных, терпимых, но требовательных и последовательных позициях. У подростка необходимо формировать социально ценностные установки, предупреждать отклонения в поведении и нравственном развитии, создавать ситуации успеха в различных видах деятельности для утверждения веры в себя и в свои силы.
Ранняя юность(от 14—15 до 18 лет). К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен также осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Центральное новообразование ранней юности - профессиональное и личностное самоопределение. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными. В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности.
В этом возрасте происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень, формируется определенная жизненная позиция, которую называют мировоззрением.
Изменяется в этот период и учебная мотивация. Старшеклассники, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная. В связи с этим возрастает авторитет родителей и авторитетных взрослых.
Общаться со старшеклассниками, как в учебном заведении, так и в семье, надо уважительно, открыто, на условиях равноправия, признания права молодого человека на собственное мнение, ошибки и самостоятельные решения и поступки. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности.
Процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность – это социальное становление личности. Происходит оно в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.
Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении; учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.
Сергей Иосифович Гессен процесс социализации личности рассматривал как три ступени.
Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
Вторая ступень — период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.
Третья ступень развития личности - этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируется ее мировоззрение.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребенка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста, а не только на третьей ступени развития.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Что такое социальное воспитание? Это забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения.
Эти структуры направлены в том числе на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации.
Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка (подростка).
Как организовать социальное воспитание?
Первостепенной задачей является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка).
Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность.
Помочь подростку, юноше иди девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:
—природа и родной язык;
—общение в семье, в школе, окружающая среда;
—его деятельность;
—средства массовой информации, искусство, литература;
—образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, — изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Принцип народности предполагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребенку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одаренных детей, детей физически слабых, умственно отсталых, с отклонениями в поведении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.
В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания.
Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.
Самовоспитание означает изменение человека, его физического, духовного, нравственного, социального и творческого совершенства. Конкретно это:
—выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;
—желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;
—убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;
—сосредоточить все свои силы, чтобы достичь этой цели;
—периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;
—четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.
В процессе самовоспитания происходит не только познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом необходимы активные действия, вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что успех будет достигнут.
Сформулированная потребность в самовоспитании — высшая форма развития личности. Она не возникает одновременно у ребят одного возраста. Заметное проявление самовоспитания происходит в подростковом возрасте.