Стили деятельности педагогов (по Н.И.Петровой, З.Н.Вяткиной)
ü Организационно-коммуникативный стиль: присущ лицам с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов (сангвиники и холерики). Характеризуется склонностью педагога к импровизации, использованию разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия, экспромтам и непринужденностью в общении. Педагоги прибегают к помощи юмора и мимики. Однако они мало внимания уделяют профилактике дисциплинарных нарушений, отмечается и неравномерность тона обращений.
ü Конструктивно-организаторский стиль: присущ учителям с сильной и инертной нервной системой (флегматики), характеризуется заблаговременной и тщательной подготовкой к урокам, соответствием проводимого занятия намеченному плану, равномерным темпом проведения урока, однообразным и устойчивым репертуаром дисциплинарных воздействий, ровным, спокойным тоном обращений к учащимся.
ü Конструктивно-коммуникативный стиль: присущ педагогам со слабой нервной системой (меланхолики). Тщательно готовятся к урокам, повышенное внимание к организации детей в начале занятия, предупредительное дисциплинирование, ровный, спокойный тон обращений, широкое использование системы индивидуальных заданий и поручений, обдуманные взаимоотношения с детьми.
Тема: Педагогические способности
Способности – то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Общие способности – благоприятные возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности – находчивость, сообразительность и др.
Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и др.
Успех в обучении подрастающего поколения зависит от сформированности:
В деятельности учителя, как и специалиста любого профиля, велика роль общих способностей:
· Устойчивость внимания
· Самостоятельность мышления
· Самообладание и др.
Однако, как и во всех профессиях, подлинный успех в педагогической деятельности возможен только с развитием подлинно педагогических способностей.
Под педагогическими способностями принято понимать определенное сочетание психических свойств личности, являющееся условием достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Психологи, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют следующие педагогические способности:
1. Дидактические способности(связаны с разработкой методов передачи знаний и навыков): помогают планировать и реконструировать материал, делая его доступным для учащихся, проводить уроки творчески, развивая мышление детей, приучая их работать самостоятельно.
2. Конструктивные способности(связаны с проектированием): умение предвидеть результаты своей работы, предугадать поведение ребенка в различных ситуациях.
3. Перцептивные способности: адекватное восприятие и понимание психологии ребенка, а так же его психологического состояния в данный момент; к ним относятся также особенности внимания учителя.
4. Экспрессивные способности, то есть способности к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений и чувств, прежде всего посредством речи, а также мимики и пантомимики.
5. Коммуникативные способности, помогающие установлению положительных взаимоотношений с детьми: педагогический такт (чувство меры в отношениях, позволяющее предупреждать конфликтные ситуации), учет индивидуальных и возрастных особенностей.