Практические занятия №№ 1, 2. Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1. Выполните упражнение №1 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.
2. Приведите свои примеры различных норм современного русского литературного языка.
3. Используя пособие К.С. Горбачевича, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
а) Нужны ли языку нормы? Почему?
б) Каким образом складываются нормы литературного языка?
в) Как можно показать историческую изменчивость норм?
4. Какие особенности письменной и устной речи отражены в следующих пословицах? В чём их смысл?
Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово – не воробей, вылетишь – не поймаешь. Говорит, как по писанному. За словом в карман не лезет. Несёт околесицу. Говорит сухим языком.
5. Как вы думаете, какая разновидность национального русского языка использована в каждом из текстов? Докажите это.
а) – Аткуды, дет, идешь?
– З города, кормилеч, з города!
– А какая нелёккая тебя занесла в такую даль?
– Ох, родимой, нужда заставит хоть в Москву идти. Ена и старика делае молодым!
– А што у тя была такая за нужда в городи?
– Да другой-то нужды не было, окроми што Христовым именем побиралсо, кормилеч.
б) «Я к вам пишу конкретно по теме Жеки – можете, в натуре, меня не читать, поставить на счётчик. Но каплю жалости поимейте – я и так уже стою на рогах. После того, как Жека не пришел на стрелку – я только и думая, что бы хоть слово ему молвить, думаю день и ночь по теме новой встречи. А прикидывался ангелом, в натуре. Я сомневаюсь – зачем сказала ему: «Пацан, я твоя до гроба! Или это все было во сне? Обман неопытной души?
Прикинь: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок конкретно изнемогает. Кончено! Страшно перечесть…»
6. С помощью каких слов создается комический эффект в данных анекдотах?
а) Объявление на двери аптеки: аптеке № 12 требуется опытный фармацевт, а не это «чво».
б)Мечты: 1)мечта «запорожца»: «долбануть шестисотый и уцелеть».
2) мечта толстушки: «нажраться пирожных и похудеть».
7. Вспомните и запишите названия телевизионных передач, в которых употребляются: а) научный (научно-популярный) стиль; б) официальный (официально-деловой) стиль; в) публицистический стиль; г) разговорный стиль.
8. Решите задачу определения стилевой принадлежности текста. Для ответа используйте следующий алгоритм анализа стиля: 1) сфера употребления текста; 2) цель текста; 3) форма речи (письменная или устная); 4) наиболее общие свойства; 5) особенности языковых единиц различных уровней, используемых в тексте (фонетических, словообразов., морфологич., лексических, синтаксических); 6) средства связи; 7) текстовая характеристика стиля (тип речи; характер информации; особенности композиции; средства воздействия на адресата; диалог, монолог или полилог).
-1-
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми.
Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизм, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы (Педагогическая энциклопедия: В 4-х тт. – М., 1966. Т.3, стр. 282).
-2-
Рассмотрим возникновение электромагнитного излучения на языке теории Максвелла. Система зарядов колеблется с какой-то частотой. В такт этим колебаниям меняется электромагнитное поле. Скорость распространения этого поля 300 000 км/с., поделенная на частоту колебаний V, дает нам значение длины волны излучения.
Если перейти на язык квантовой физики, то это же явление будет описано следующим образом. Имеется система зарядов, для которых характерна система дискретных уровней энергии. По какой-то причине эта система пришла в возбужденное состояние, но в этом состоянии прожила недолго и перешла на более низкий уровень. Выделившаяся при этом энергия E2-E1=hV излучается в виде частицы, носящей название фотона. С постоянной h мы уже знакомы. Это та же постоянная Планка.
-3-
Название душистого цветка ландыш одни исследователи делят на корень ланд- и суффикс – ыш. Они считают, что это собственно русское слово, которое образовано от слова ладьнъ «ладан» и первоначально оно имело форму ладьныш, затем в нем произошли фонетические преобразования: краткий звук [Ъ] выпал, а [д] и [н] поменялись местами. Другие ученые относят ландыш к заимствованиям из польского языка, в котором lanycz возводится к старопольскому выражению lanie uszko «ушко лани». Правда, в этом случае остается необъясненным звук [д]. Тогда слово делится на лан- (лань) и –ыш (ушко). (по Л. Введенской и Н. Колесникову).
-4-
Природой бережно спеленутый, Томится лес весною раннею,
Завернутый в зеленый лист, И всю счастливую тоску,
Растет цветок в глуши нетронутой, И все свое благоуханье
Прохладен, хрупок и душист. Он отдал горькому цветку.
(С.Я. Маршак)
-5-
Директору Областного центра
информации и статистики
Полежаеву В.К.
ученика 10 «В» класса
средней школы №28 г. Новосибирска
Иванова И.Г.
заявление.
Прошу разрешить исследование архивных материалов Областного центра информации и статистики для создания школьной выставки, посвященной юбилею г. Новосибирска.
28.04.2002г. Иванов И.Г.
-6-
Веками мыслители пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свети все многообразие форм к некоему единому Идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искусства отказались от идеи «истинного» отображения действительности. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красоты присутствуют повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека (по материалам «Курьер ЮНЕСКО»).
-7-
Петербург, 13 августа, понедельник /73.
Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров, нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело […]. Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что. (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30-х т. Т.29. Кн.1. М., 1986, с. 2-9).
-8-
(В троллейбусе)
А. (оборачиваясь назад). Не возражаете открыть? (окно)
Б. Сейчас // (пытаясь открыть) Нет / силенок у меня что-то… Не открывается//
А. Ну не надо/ не надо//
В. Я сейчас помогу // (Встает, старается открыть окно) Нет // Зажато / не идет//
Б. Зажато//
В. Еще зима// (т.е. зимний сезон на транспорте, хотя на дворе апрель)
А. Вся стена горячая!
Б. Батареи//
А. Печки// Вся стена//
9. Обобщив материалы предыдущего (8) задания, постарайтесь подготовить ответы на следующие вопросы: а) есть ли, на ваш взгляд, различие в языке между текстами гуманитарных и точных наук? б) в чём они? в) что описывают авторы в текстах №№3, 4: слово, понятие или явление действительности?
10. Измените стиль изложения:
а) В результате проведения строительно-монтажных работ были уничтожены зеленые насаждения по улицам Ломоносова, Первомайская и Северная;
б) По идее, завтра будет отличный день: на небе сплошные звезды и луна яркая!
11. Выполните упр. №11, 13 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.
12. В чем особенность данных предложений? Придайте каждому предложению нейтральную форму.
Мне от головной боли. За пять рублей и городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Ты взял на чем писать? Зимнее надо брату покупать. Скоро выпускные, потом вступительные, ужас! Он и второй завалил. Мы заняли на машину.
13. Сделайте аннотацию книги Н.И. Толстого «История и структура славянских литературных языков» (М., 1988) и подготовьте устное сообщение для выступления на практическом занятии.
Основная литература:
6. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык: в 2-х частях. Ч.1. – М., 1989.
7. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. – М., 1994.
8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2008.
9. Русский язык: энциклопедия / под ред. Ф.П. Филина. – М., 1979.
10. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. – М., 1981 и др. годы изданий.
Дополнительная литература:
12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
13. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
14. Земская Е.А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы изучения. – М., 1987.
15. Русский язык в современном мире / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 2008.
16. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. 2-е изд. – М., 1981.
17. Кожин А.Н., Крылов О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982 и послед. издания.
18. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и языковая политика в современном мире: по материалам Третьего и Четвёртого международных семинаров по государственной языковой политике и актуальным проблемам двуязычия. – СПб., 2007.
19. Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995) / отв. ред. Е.А. Земская. – М., 2000.
20. Сиротинина О.В. Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М., 1983.
21. Николаев П.А. Почти сто стран // Русская речь. – 1990. - №4.
22. Орлова П. «Топтун тебе на язык!»: выдержит ли «великий и могучий» натиск «медведов»?: беседа с академиком РАО В. Костомаровым о нормах и чистоте русского языка // Известия. – 2008. – 19 августа.
Учебно-методические разработки для студентов:
2. Павлюченкова Т.А. Современный русский язык. Материалы для самоподготовки и учебные задания для студентов I – II курсов заочного и очного отделений. – 2-е изд., испр. и доп. – Ч.I. – Смоленск, 2002.
Тема 2. Фонетика. Общие вопросы
Практическое занятие №3
О с н о в н ы е т е р м и н ы: фонетика, артикуляция, акустический, функциональный, сегментная единица, суперсегментная единица, транскрипция, диакритический; фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук; ударение, интонация.
Задания для домашней самостоятельной работы студентов:
1.Затранскрибируйте. Выделите и охарактеризуйте в нем основные фонетические единицы:
а) Итак… / прошло восемь лет. // Опять повеяло с неба / сияющим счастьем весны; // опять улыбнулась она / земле и людям; // опять под ее лаской / все зацвело / полюбило и запело; //
б) Слезая с коня / он в последний раз оглянулся / с невольной благодарной улыбкой // ночь безмолвная / ласковая ночь / лежала на холмах / и на долинах // издали / из ее благовонной глубины / бог знает откуда / с неба ли / с земли тянуло тихим и мягким теплом // (по И.С. Тургеневу).
2. Выполните упр. 146 – устно, 147 (1), 148, 149 (1-2), 150, 151 (2) из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.
3. Выполните упр. №113 из сборника упражнений П.А. Леканта: расположите фразы в следующем порядке: односинтагменные, включающие две синтагмы, три и более трех синтагм. Затранскрибируйте.
- Смотри, князь, / под колесо, / а я стану нашептывать. // Старик и князь / подошли к мельнице. // Все было тихо. // Только колесо, / освещенное месяцем, / продолжало шуметь и вертеться // (по А.К. Толстому).
4. Представим себе ситуацию: вы позвонили приятелю, тот поднял трубку – и вы догадались, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?
5. Сравните произношение распространённых в русской разговорной речи обращений типа Петь! (к Пете), Том! (к Тамаре), Кость! (к Косте) с произношением слов петь, том, кость. В чём фонетические различия между ними?
Основная литература:
7. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык: в 2-х частях. Ч.1. – М., 1989.
8. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. – М., 1994.
9. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2008.
10. Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений / под ред. П.А. Леканта. – М., 2002.
11. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 2008.
12. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. – М., 1981 и др. годы изданий.
Дополнительная литература:
8. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.
9. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. – М., 2001.
10. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
11. Бондарко Л.В. Основы общей фонетики. – СПб., 2004.
12. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М., 1983.
13. Буланин Л.Д. Фонетика современного русского языка. – Л., 1970.
14. Панов М.В. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 1979.
Учебно-методические разработки для студентов:
3. Павлюченкова Т.А. Современный русский язык. Материалы для самоподготовки и учебные задания для студентов I – II курсов заочного и очного отделений. – 2-е изд., испр. и доп. – Ч.I. – Смоленск, 2002.
4. Мизин О.А. Фонетическая транскрипция. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1 – 2 курсов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. – М., 1986.
Дидактический материал
Таблица «Устройство речевого аппарата человека»