Специальные словари и энциклопедии
Мы приводим список, далеко не полный, словарей, справочников, энциклопедий, которыми пользовались при раскрытии основных понятий, употребляемых в тексте пособия. Ими студент или начинающий педагог может воспользоваться, организуя свою собственную исследовательскую работу по теории и методике воспитания.
Вулъфов В.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М., 2001.
Гамезо М.В., Степаносова А.В., ХализеваЛ.М. Словарь-справочник по педагогической психолошии. М., 2001.
Детство: краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиха-нова, Е.М. Рыбинского. М., 1996.
Кашкаров С.Н. Адаптированный педагогический словарь. — М.: Гуманитарная гимназия № 1504, 1995.
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога М., 1996.
Крагкий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1993.
Овчаренко В.И. Психолого-аналитический глоссарий. Минск, 1994.
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964—1968.
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
Российская педагогическая энциклопедия. М.. Т. 1 — 1993 Т. 2 - 1999.
Российский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 2001.
Селиванова Н.Л. Словарь-справочник основных понятий теории воспитательных систем. М., 2001.
Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
Степанов С,С. Психологический словарь для родителей. М 1995.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1999.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВ И ПРАКТИКУМОВ
В данном списке литературы книги, которые помогут преподавателюнайти богатый содержательный материал для семинаров и лабораторно-практических занятий, для посещений школы и изучения студентами воспитательного процесса, для индивидуальных самостоятельных заданий. Студентамже и начинающим педагогам-воспитателям эти книги помогут составить личностную и профессионально-педагогическую программу самоусовершенствования и самоактуализации и претворять ее в жизнь в личностном тренинге и в практической деятельности с детьми. В перечисленных книгах содержатся проблемные вопросы и задания, педагогические задачи и ситуации, тесты, описания методик самопознания и самовоспитания и т.д.
Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1995.
Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1997.
Альманах психологических тестов. М., 1995.
Берне Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений. М., 1995.
Бардовская И.В., Реан А.А. Педагогический практикум: В кн.: Педагогика. М., 2001, Гл. 7.
Бородулина Н.Ф. и др. Тренинг общения «Групповые дискуссии». Ульяновск, 1996.
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М., 2001.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М., 1991.
Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусин-ского. М., 1994.
Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.
Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999 (в конце каждой главы).
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. М., 1995.
Лэндрет Т.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Методические материалы
Методические материалы
Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000.
Милехина Т.Е. Основы педагогического общения: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя, педагогическая риторика. М., 1999.
Петрушин В.Н. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001.
Познай себя и других. Популярные тесты / Сост. И.Г. Леонов. М., 1993.
Практикум по педагогике / Под ред. З.И. Васильевой. М., 1988.
Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 1999.
Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 2000.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 1998.
Психологические тесты для всех / Сост. Т.В. Орлова. Киев.—М., 1996.
Психологическая мозаика: наблюдения, эксперименты, тесты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996.
Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. М., 1995.
Рейноутер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
Самоукина Н.В, Игры, в которые играют... Дубна, 1996.
Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
Спирин Л, Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998 (после каждой главы).
Таранов П.С. Секреты поведения людей. Симферополь, 1997.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать: В 4 ч. М., 1997—1999.
Харрис Т. Я — хороший, ты — хороший. М., 1993.
Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
5. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ
В данный перечень литературы мы внесли книги, которые соответствуют нашей концепции воспитания и наиболее полно отражают содержание пособия. Литература
по отдельным проблемам, а также имеющие отношения к ним разделы из основной литературы даны в соответствующих главах и параграфах.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань. 2000.
Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2001.
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1992.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. М., 1996.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1989.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.
Караковский В.А., Новиков Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000.
Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999.
Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 1989.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М., 2000.
Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. Ростов н/Д., 2001.
Кульневич С.В., Лакодекина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. М. - Ростов н/Д., 2000.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 2-е изд. М., 1997.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. .М., 1995.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М. 1997.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М. 1999.
Маленкова Л.И. Человековедение. М., 2000.
Межериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2001.
Методические материалы
Методика воспитательной работы / Под ред. В.М. Коротова. М., 1990.
Методика воспитательной работы в школе / Сост. Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан. М., 1967. Гл.1.
Мудрик'А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001.
Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. М., 2000. Кн. 2 «Процесс воспитания».
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. М., 2001.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2000.
Смирнов В.И. Обшая педагогика в тезисах, дефинициях,, иллюстрациях. М., 1999.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1981.'
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999.
Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М., 1995.
Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин И.П. Управление образовательными системами. М., 2001. Гл. 4.
Шевченко Л.Л, Практическая педагогическая этика. М., 1997.
Щуркова Н.Е., Залекер О.П. Педагогическая студия. М., 1993. -Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 3998.
Энциклопедия мысли. Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней: В 2 т. СПб., 1997.
Содержание
Введение............................................................................................................ 3
Глава I. Воспитание как педагогическое явление....................... 8
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи............. 8
Вопросы для самопроварки и размышления.......................................... 17
Рекомендуемая литература....................................................................... 18
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности .... 19
Вопросы для самопроверки и размышления......................................... 35
Рекомендуемая литература ..................................................................... 36
1.3. Ребенок, дети, детство.
Школьник в воспитательном процессе.......................................... 36
Вопросы для самопроверки и размышления.......................................... 56
Рекомендуемая литература...................................................................... 56
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания................................. 57
Вопросы для самопроверки и размышления.......................................... 70
Рекомендуемая литература ..................................................................... 71
1.5. Педагогическая наука и практика воспитания
в современной школе........................................................................... 72
Вопросы для самопроверки и размышления.......................................... 88
Рекомендуемая литература ...................................................................... 88
Глава П. Теоретические основы воспитания................................ 90
,
2.1. Движушие силы и логика воспитательного процесса............... 90
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 100
Рекомендуемая литература ................................................................... 300
2.2. Закономерности и принципы воспитания................................... 103
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 122
Рекомендуемая литература.................................................................... 122
2.3. Цель и задачи воспитания;
стратегия и тактика его организации .......................................... 123
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 134
Рекомендуеиая литература.................................................................... 134
г
2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления,
способы преодоления....................................................................... 135
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 154
Рекомендуемая литература ................................................................... 154
Глава III. Воспитывающая среда и ее разитие.................... 156
3.1. Социокультурная среда воспитания
и современные реалии детства...................................................... 156
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 171
Рекомендуемая литература ............................................ ;..................... 172
3.2. Семья как фактор воспитания......................................................... 173
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 190
Рекомендуемая литература ................................................................... 190
3.3. Ученический коллектив;.
методика его создания и развития................................................ 191
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 208
Рекомендуемая литература ................................................................... 208
3.4. Детское движение;
современные детско-юношеские организации.......................... 209
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 216
. Рекомендуемая литература ...... ;........................................................... 216
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи;
взаимодействие с ними в процессе целенаправленного
воспитания............................................................. :....... -..................... 217
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 224
Рекомендуемая литература ................................................................... 224
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе ....225
4.1. Проблема содержания воспитания
в современной теории и практике"................................................ 225
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 231
Рекомендуемая литература..................................................................... 231
4.2. Воспитывающая деятельность:
назначение, сущность, содержание,
основы методики................................................................................ 232
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 246
Рекомендуемая литература .................................................................... 246
4.3. Стимулирование здорового образа жизни
педагога и воспитанников как основа воспитания................... 246
Вопросы для самопроверки и размышления .„.................................... 269
Рекомендуемая литература ................................................................... 270
4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения ...-........................ 271
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 280
Рекомендуемая литература .................................................................... 280
4.5. Воспитывающий характер
системы дополнительного образования .................................... 281
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 287
Рекомендуемая литература.................................................................... 288
4.6. Воспитательная работа классного руководителя................... 289
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 296
Рекомендуемая литература.................................................................... 297
Глава V. Основы методики воспитания............................................. 298
5.1. Педагогическая поддержка — основа
воспитательной позиции школьного педагога.......................... 298
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 309
Рекомендуемая литература.................................................................... 310
5.2. Методы воспитания.......................................................................... 310
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 324
Рекомендуемая литература.................................................................... 325
5.3. Воспитательные средства............................................................... 325
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 339
Рекомендуемая литература....................... :........................................... 339
5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия
в процессе воспитания..................................................................... 340
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 346
Рекомендуемая литература.................................................................... 347
5.5. Современные технологии воспитания......................................... .347
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 353
Рекомендуемая литература.................................................................... 354
Глава VI. Организация воспитательного процесса
в школе.................................................................................. 355
6.1. Школа как воспитательная система............................................. 355
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 362
Рекомендуемая литература................................................ .-.................. 362
6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса......... 363
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 373
Рекомендуемая литература.................................................................... 373
6.3. Методика и техника планирования
воспитательной работы .................................................................. 374
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 383
Рекомендуемая литература.................................................................... 383
6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая
деятельность и ее организация....................................................... 384
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 394
Рекомендуемая литература.................................................................... 394
6.5. Создание и развитие ученического самоуправления.............. 395
2.4.
Вощ Рек<
Гл;
3.1.
3.2.
3.3.
Воп
Рею
3.4.
Воп
Рек
3.5.
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 401
Рекомендуемая литература ................................................................... 401
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
в воспитательном процессе............................................................. 402
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 417
Рекомендуемая литература.................................................................... 417
6.7. Организационные формы воспитания......................................... 418
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 438
Рекомендуемая литература ................................................................... 438
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся.................... 439
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 454
Рекомендуемая литература.................................................................... 454
Вместо заключения.................................................................................... 456
Методические материалы для самостоятельной работы............... 458
1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу
«Теория и методика воспитания»..................................................... 458
2. Возможные темы курсовых и дипломных работ......................... 465
3. Специальные словари и энциклопедии.......................................... 472
4. Литература для организации тренингов и практикумов........... 473
5. Основная литература по теории и методике воспитания......... 474
Воп Рек
Гл
4.1.
Рек 4.2.
Во? Рек
4.3,
Во* Реь
.4.4
'^Во!
Ре>-