Этиология речевых нарушений

Термин “ЭТИОЛОГИЯ” – учение о причинах (“этио” – причина, “логос” – учение)

Вопросы этиологии речевых нарушений начали активно разрабатываться с 20 гг ХХ в. Предприняты первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

Причина нарушений речивоздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых оно не может возникнуть.

По классификации М.Е.Хватцева выделяют:

v органические причины –

1. недоразвитие или повреждение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения

2. различные нарушения периферических органов речи

v психоневрологические причины –

1. умственная отсталость

2. расстройства психических функций

v социально-психологические причины – неблагоприятное влияние окружающей среды

Все вредные факторы, вызывающие речевые нарушения условно можно разделить на 2 группы:

q экзогенные факторы (внешние)

q эндогенные (внутренние)

Между ними существует тесная связь.

В возникновении речевых нарушений большую роль играют специфические факторы, способствующие или препятствующие нарушению речи.

Например: ЗАИКАНИЕ

Причина – психотравма.

Способствующие факторы:

· соматическая ослабленность ребенка

· повышенная возбудимость

· остаточные явления органического поражения ЦНС

· возраст

В разных случаях один и тот же фактор может играть роль УСЛОВИЯ или ПРИЧИНЫ. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина заикания.

В развитие речевых нарушений очень важны:

· речевое окружение ребенка

· речевое общение

Пример:

если речевое окружение дефектно (например, глухие родители) происходит нарушение речевого общения и как следствие, нарушение речевого развития.

Речевое общение должно быть:

· значимым

· проходить на эмоционально-положительном уровне

· побуждать к ответной речевой реакции

Предпосылкой развития речи является накопление ребенком впечатлений в его предметно-игровой деятельности.

Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи)

Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Их 3:

1. 1-2 год жизни – формируются предпосылки речи

2. 3 года – интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной (отставание речевого развития, мутизм, заикание)

3. 6-7 лет – начало развития письменной речи.

Критические периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными факторами.

1. Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода:

· токсикоз беременности

· вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь)

· эндокринные заболевания (сахарный диабет)

· внутриутробные травмы

· радиация, вибрация

· несовместимость по резус-фактору

· интоксикации (курение, алкоголь)

2. Родовые травмы и асфиксия во время родов

· затяжные роды

· обвитие пуповины

· акушерские манипуляции

3. Недоношенность

4. Различные заболевания в первый год жизни ребенка:

· вирусные (грипп, ОРВИ)

· детские инфекции (корь, краснуха)

· хронические соматические заболевания (хр. пневмония)

· нейроинфекции (менингит, энцефалит)

5. Травмы черепа с сотрясением мозга

6. Наследственные факторы:

· генные мутации

· хромосомные синдромы (болезнь Дауна)

· У-хромосомные проявления (у мальчиков)

7. Неблагоприятные социально-бытовые условия:

· педагогическая запущенность

· эмоциональные депривации (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми)

Группа риска по речевой патологии:

1. семьи, в которых уже есть ребенок с особенностями развития

2. семьи с у.о., шизофренией, нарушением слуха у родителей

3. семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, токсикоз

4. семьи, в которых имеются дети, перенесшие внутриутробно гипоксию (кислородное голодание), нейроинфекцию, ЧМТ.

Наши рекомендации