Этиология речевых нарушений
Термин “ЭТИОЛОГИЯ” – учение о причинах (“этио” – причина, “логос” – учение)
Вопросы этиологии речевых нарушений начали активно разрабатываться с 20 гг ХХ в. Предприняты первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых оно не может возникнуть.
По классификации М.Е.Хватцева выделяют:
v органические причины –
1. недоразвитие или повреждение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения
2. различные нарушения периферических органов речи
v психоневрологические причины –
1. умственная отсталость
2. расстройства психических функций
v социально-психологические причины – неблагоприятное влияние окружающей среды
Все вредные факторы, вызывающие речевые нарушения условно можно разделить на 2 группы:
q экзогенные факторы (внешние)
q эндогенные (внутренние)
Между ними существует тесная связь.
В возникновении речевых нарушений большую роль играют специфические факторы, способствующие или препятствующие нарушению речи.
Например: ЗАИКАНИЕ
Причина – психотравма.
Способствующие факторы:
· соматическая ослабленность ребенка
· повышенная возбудимость
· остаточные явления органического поражения ЦНС
· возраст
В разных случаях один и тот же фактор может играть роль УСЛОВИЯ или ПРИЧИНЫ. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина заикания.
В развитие речевых нарушений очень важны:
· речевое окружение ребенка
· речевое общение
Пример:
если речевое окружение дефектно (например, глухие родители) происходит нарушение речевого общения и как следствие, нарушение речевого развития.
Речевое общение должно быть:
· значимым
· проходить на эмоционально-положительном уровне
· побуждать к ответной речевой реакции
Предпосылкой развития речи является накопление ребенком впечатлений в его предметно-игровой деятельности.
Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи)
Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Их 3:
1. 1-2 год жизни – формируются предпосылки речи
2. 3 года – интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной (отставание речевого развития, мутизм, заикание)
3. 6-7 лет – начало развития письменной речи.
Критические периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными факторами.
1. Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода:
· токсикоз беременности
· вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь)
· эндокринные заболевания (сахарный диабет)
· внутриутробные травмы
· радиация, вибрация
· несовместимость по резус-фактору
· интоксикации (курение, алкоголь)
2. Родовые травмы и асфиксия во время родов
· затяжные роды
· обвитие пуповины
· акушерские манипуляции
3. Недоношенность
4. Различные заболевания в первый год жизни ребенка:
· вирусные (грипп, ОРВИ)
· детские инфекции (корь, краснуха)
· хронические соматические заболевания (хр. пневмония)
· нейроинфекции (менингит, энцефалит)
5. Травмы черепа с сотрясением мозга
6. Наследственные факторы:
· генные мутации
· хромосомные синдромы (болезнь Дауна)
· У-хромосомные проявления (у мальчиков)
7. Неблагоприятные социально-бытовые условия:
· педагогическая запущенность
· эмоциональные депривации (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми)
Группа риска по речевой патологии:
1. семьи, в которых уже есть ребенок с особенностями развития
2. семьи с у.о., шизофренией, нарушением слуха у родителей
3. семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, токсикоз
4. семьи, в которых имеются дети, перенесшие внутриутробно гипоксию (кислородное голодание), нейроинфекцию, ЧМТ.