Формирование представлений о временах года
Знания о времени года лучше усваиваются детьми, если они предлагаются по контрастному принципу в сравнении с предыдущим временем года. Самое трудное время года для усвоения детьми – это весна.
Родителям следует в соответствии с рекомендациями специалистов изготовить наглядные пособия, в которых каждому сезонному изменению в природе или в жизни людей соответствовала бы карточка или картинка. В качестве наиболее продуктивных форм работы предлагаются:
-использование лото "Времена года",
-раскладывание карточек с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновения,
-определение времени года по картинкам и составление рассказов по картинкам,
-наблюдение за изменениями в природе в естественных условиях,
-использование литературных произведений, чтение и заучивание наизусть стихов, отгадывание загадок и заучивание пословиц,
-изготовление аппликаций по темам времен года,
-рисование сюжетных картин,
-проведение праздников, посвященных временам года (очень продуктивная форма работы, особенно для детей с тяжелыми нарушениями).
Формирование временных понятий "Вчера, сегодня, завтра"
На этом этапе работы используются те же формы работы. Временные отрезки вчера, сегодня, завтра связываются с определенной деятельностью детей и обозначаются определенным термином, например: "Вчера мы ходили в парк. Сегодня у нас в гостях кукольный театр. Завтра мы пойдем в гости".
Для закрепления формируемых представлений родители могут использовать: игру "Продолжи предложение… " (Например: "На прогулку мы ходили ..."); игру "Наоборот" (взрослый называет слово, обозначающее временной термин, ребенок подбирает противоположное слова (утро - вечер, день - ночь; вчера - сегодня; сегодня - завтра.).
Полезно также использовать предметные картинки, с изображением деятельности детей или взрослых, которые необходимо разложить в соответствии с временными представлениями "вчера, сегодня, завтра".
Календарь, дни недели
Для ознакомления детей с днями недели родители изготавливают отрывной календарь. Каждый листок календаря отмечают полоской соответствующего цвета или изготавливают из цветной бумаги так, чтобы каждый день имел свой цвет (понедельник - синий, вторник - желтый, среда - зеленый, четверг - белый, пятница - фиолетовый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный).
На каждом листке календаря проставляют такое количество кружочков, которое соответствует порядковому номеру дня недели. Суббота изображается оранжевым цветом, воскресенье – красным. Первые пять дней недели запоминаются по порядковому номеру (понедельник - первый, вторник - второй, среда - средний или третий, четверг - четвертый, пятница - пятый). Суббота и воскресенье запоминаются отдельно.
Одновременно родители изготавливают коробку с 48 делениями соответственно количеству неделей и месяцев в году. Ежедневно отрывая листок календаря, ребенок укладывает его в соответствующее деление. В конце недели подсчитывается количество дней, и они называются. В конце месяца подсчитывается количество неделей, а в старшем возрасте и количество дней.
Работая с календарем, родители помогают детям запомнить дни недели по порядковому номеру (количеству точек) и по цвету листка календаря. Можно также для запоминания названий дней недели связывать их с конкретным содержанием деятельности детей (используется недельное расписание занятий). Большую помощь приносят игры: "Назови соседей дня недели", "Угадай, какой день был перед... и какой день будет после...". С большим успехом могут использоваться числовые карточки с нарисованными на них кружочками. Ребенок должен разложить в ряд карточки и назвать затем соответствующие дни недели. В целом работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками помогает детям с церебральным параличом запомнить названия дней недели.