Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ

Введение

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИЧТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ (либо Содержание родительских прав и обязанностей)

1.1

1.2

1.3

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

2.1 Осуществление родительских прав недееспособными родителями

Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями

Осуществление родительских прав отдельно проживающим родителем

ГЛАВА 3. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Причины и основания для лишения родительских прав

Причины и основания для ограничения родительских прав

Санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

В современном мире забота и воспитание детей рассматривается на конституционном уровне, как право и обязанность родителей. Это обстоятельство указывает на необходимость более пристального и глубокого анализа содержания и сущности, родительских прав в современной России. Безусловно, акцентирование на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) приводит к принципиально иному взгляду на сферу родительских прав, предоставляемых родителям государством для достижения конечной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения. Столь остро выраженную проблему наглядно показывает правоприменительная практика, демонстрирующая о растущей тенденции злоупотребления родительскими правами, неисполнения родительских обязанностей, увеличения числа детей лишившихся попечения родителей. Например в 2008 году за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей были подвергнуты административному воздействию 450 тыс. родителей, при этом, в 2004 году нарушивших было 248 тыс., а в 2003 году - 237, 8 тыс. Можно сделать логический вывод о том, что с годами, постепенно растёт число нарушителей прав детей. Следовательно, увеличивается количество детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав: от 41411 чел. в 2003 году до 56350 в 2007 году. В результате данная проблема остро стоит перед органами занимающимися профилактическими работами с неблагополучными семьями, поиск более эффективных мер семейно-правовой ответственности родителей, является главной поставленной задачей.

Актуальность избранной темы исследования состоит в том, что необходимо контролировать и регулировать соблюдение Российской Федерацией требований Европейской Конвенции “о защите прав человека и основных свобод”, Конвенции ООН 1989 года “о правах ребенка”, где прописаны косвенные положения родительских обязанностей.

Так как государство заинтересовано в качестве подрастающего поколения, оно возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей, которые прописаны в Семейном Кодексе Российской Федерации. Данные родительские обязанности служат для охраны прав и обеспечения интересов детей. Следовательно, реализация этих прав, позволяет достижению полноценного развития ребенка. На мой взгляд, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Наиболее частой причиной нарушение прав ребёнка в семье, является халатное отношение к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате: искалеченная судьба, ущербная личность, психическая неуравновешенность - все, что калечит и приносит непоправимый ущерб физическому и психическому здоровью будущих граждан России. Именно семья оказывает огромное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности ребёнка, а также на поведение в обществе и в кругу своей будущей семьи. Родители являются для ребёнка примером и микромоделью поведения взрослой жизни, семья является самым важным фактором в формировании жизненных планов.

С каждым годом, все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья», что обозначает: нехватка материальных средств, низкий культурный общеобразовательный и профессиональный уровень родителей, искаженные нравственные и правовые воззрения, алкогольная либо наркотическая зависимость членов семьи, деформация взаимоотношений между родителями и детьми и многое-многое другое, что может вызвать отрицательное воздействие на полноценность нормальной семьи. По-моему, именно последний критерий является основным для того, чтобы семья попала в данную категорию.

Проблема заключаетсяв том, что число неблагополучных семей, где родители не могут либо не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать в детях моральные и правовые ценности, допускают безразличие, отрицательно влияют отрицательным образом жизни, год от года увеличивается. Необходимо отметить, что стиль жизни неблагополучной семьи оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка, что обязательно отразится на будущем поведении индивида, а в последствии выльется в антиобщественной или аморальной ориентации, либо в правонарушения. Всё дело в том, что ребенок, не получивший от своих родителей тепла, ласки, любви, безопасности и даже еды, вынужден вставать на путь воровства, бродяжничества, попрошайничества, мошенничества, преступности. Будущее этих детей предрешено т.к. они лишены возможности получения полноценного образования, в будущем и хорошей профессии, а из-за отсутствия идеалов и примеров, не смогут построить здоровую семью. Следует обратить пристальное внимание на данную проблему и незамедлительно начать воплощать в жизнь какие-либо механизмы регулирования.

Целью и задачей исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, на основе действующего законодательства Российской Федерации.

Объект и предмет исследования:В исследовании анализируются правовые нормы, содержащиеся в Семейном Кодексе РФ, формулирующие права и обязанности родителей. Формируются проблемы современности, возникающие в процессе их реализации.

Объектом исследованияявляются права и обязанности родителей по воспитанию детей, и особенности их реализации.

Методология исследования.В работе используются как общенаучный метод познания, так и частные научные методы.

ПОЗЖЕ ДОПОЛНЮ

Глава 1

СК РФ предельно полно и ясно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет понятие и их сущность. Причем 12 глава СК, «Права и обязанности родителей», посвящается не только правам и обязанностям родителе, но и детей.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.

Воспитание детей и забота о них явля6ется равным правом и обязанностью обоих родителей. Таким образом, можно выдвинуть гипотезу о том, что содержание родительских прав и обязанностей состоит как бы из двух частей: во-первых, попечение о нравственном развитие ребенка, а во-вторых, представляет собой конституционную предпосылку семейного воспитания. В статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, что, по сути, и является родительскими правами. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения. Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ Права и обязанности родителей имеют свои определённые принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право.

Так как государство заинтересовано в качестве воспитания подрастающего поколения, оно возлагает на родителей права и обязанности, прописанные в Семейном кодексе Российской Федерации. Следовательно, оно (государство) предоставляет им (родителям) право совершать одобряемые действия и поступки воспитательной направленности, служащие на благо ребенка. Это является не только их правом, но и обязанностью, за неисполнение которого следуют определенные неблагоприятные правовые последствия. Такая своеобразная модель поведения родителя, имеет соответствующие правовые гарантии для того, чтобы родительские права и обязанности претворялись в жизнь.

Право на воспитание своего ребенка является личным неотъемлемым правом каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом и статьёй 69 Семейного кодекса РФ. При этом сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.

Право на воспитание детей заключается в возможности влиять на воспитание своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую помощь и поддержку в осуществлении данного права.

В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации родители имеют право:

· на воспитание своих детей

· на воспитание своих детей перед всеми другими лицами

· на выбор образовательного учреждения и формы получения образования детьми

В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации родители обязаны:

· воспитывать своих детей

· заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей

· обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования

Можно сделать логический вывод о том, что права и обязанности родителей, прописанные в Семейном Кодексе РФ, являются схожими понятиями, неразделимыми друг от друга.

Каждый раз степень участия родителя в воспитании своих детей определяется некими обстоятельствами, характером межличностных взаимоотношений, не проживающих вместе родителей и восприятием того, что необходимо иметь дело как с правами несовершеннолетнего так и с обязанностями родителя, проживающего в другом доме не освобождённого от выполнения родительского долга.

Существует еще один способ правового регулирования отношений, связанных с семейным воспитанием ребенка. Данный перечень содержит действия и поступки, которые родители не вправе совершать:

· причинение вреда физическому и психическому здоровью детей

· причинение вреда нравственному развитию ребенку

· применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращения с человеком

· оскорбление или эксплуатация детей

Существенные особенности родительских прав и обязанностей зафиксированных в положениях Семейного Кодекса Российской Федерации, можно обобщить следующим образом:

· родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей

· родительские права относятся к числу прав, ограниченных временем, так как возникают при рождении ребенка, а прекращают свое существование по достижении ребёнка совершеннолетия, то есть 18 лет (п. 2 ст. 61 СК РФ)

· при осуществлении родителями своих прав, исполнении ими своих обязанностей приоритет имеют интересы ребенка

В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации осуществление родительских прав, возможно, двумя способами:

1) посредством активных действий родителей, к примеру право на воспитание ребенка и на общение с ним (ст. 63 СК РФ);

2) посредством требования соответствующего поведения от других лиц, например право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

Так как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка должно происходить в согласии обеих сторон, но иногда при реализации родительских прав возникают разногласия между родителями. Они могут носить поверхностный характер и разрешаться родителями самостоятельно путем компромиссов и соглашений, иначе дело перетечёт в серьёзный конфликт по поводу воспитания ребенка. В таком случае родители имеют право обратиться в орган опеки и попечительства, либо в суд (ч. 2 ст. 65 СК РФ). для разрешения разногласий. Таким образом, споры внутри семьи могут привести к судебному разбирательству, а также к негативному влиянию на психическое состояние несовершеннолетнего ребёнка. Однако разрешение судами споров, связанных с воспитанием детей, способствует обеспечению охраны прав детей и родителей, пресекает использование родителями прав в противоречии с интересами детей, повышению ответственности родителей за воспитание детей и является одной из мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Судебному рассмотрению подлежат следующие споры (в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» № 10 от 27 мая 1998г.):

· о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

· об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

· об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);

· о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

· о возврате ребенка опекунам (попечителям) от любых лиц, удерживающих его без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);

· о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ);

· о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);

· о восстановлении родительских прав (п. 2 ст. 72 СК РФ);

· об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);

· об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» № 10 от 27 мая 1998г., при рассмотрении судебных споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Если же по стечению обстоятельства дела судом будет признана необходимость опросить ребенка, то данный опрос следует проводить с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагогов и психологов, в обстановке, исключающей на него влияние.

Наши рекомендации