Модель методического сопровождения сетевого взаимодействия в образовательном пространстве базовой (опорной) сельской школы

Булганина М.В., Еремин А.В.,

Мыцын Г.П., Пирогова А.А.,

Черников Е.М., Шевченко А.С.

В ходе реализации комплексного проекта модернизации образования происходят существенные организационные изменения в деятельности школ, направленные на повышение качества образовательной подготовки. Внедрение КПМО на муниципальном уровне в части развития сетевого взаимодействия вызвало необходимость совершенствования методической работы. Основной целью разработки Модели является создание информационно- методических условий, обеспечивающих эффективность и качество методического сопровождения сетевого взаимодействияв образовательном пространстве базовой (опорной) сельской школы. Достижение цели возможно при решении следующих задач:

- разработка организационно – правовых документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений муниципальной методической службы, действующей в рамках образовательной сети;

- определение содержания методического сопровождения сетевого взаимодействия;

- организация постоянно – действующего семинара для участников по вопросам организации сетевого методического сопровождения с использованием различных форм методической работы;

- мониторинг эффективности методического сопровождения сетевого взаимодействия.

Реализация программы рассчитана до 2010 года и включает следующие этапы:

Первый этап (2007-2008 учебный год) – изучение и анализ проблем реализации комплексного проекта модернизации образования; осмысление и обоснование методологических и методических основ сетевого взаимодействия, изучение нормативных документов, создание банка актуального опыта по проблеме, проведение диагностической работы, поиск более эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса обучения в новых условиях, обучение педагогического коллектива, создание банка диагностических методов обследования состояния проблемы в школе, проведение диагностики школьного коллектива, разработка информационной продукции (сайт, рекламные буклеты), разработка элективных курсов для 9-11 классов по всем предметным направлениям, разработка модели методической службы.

Второй этап (2008-2009 учебный год) – создание банка диагностических и корректирующих методик логопедической и социально-психологической служб, с целью организации поддержки учеников в саморазвитии и самоопределении, продолжить подготовку педагогов к реализации в учебно-воспитательном процессе предпрофильного и профильного обучения, создание условий для организации обучения по индивидуальным образовательным программам, проведение локальных экспериментов по развитию мотивации и творчества учащихся, создание и апробирование модели управления базовой (опорной) школы, разработать и апробировать модель взаимодействия образовательных учреждений, входящих в образовательное пространство базовой (опорной) школы, способной максимально удовлетворить образовательные потребности и развить способности школьников.

Третий этап (2009-2010 учебный год) – переход на сетевое взаимодействие в образовательном пространстве базовой (опорной) сельской школы.

Ожидаемые конечные результаты. Нами апробируется сетевое взаимодействие в вопросах организации методических исследований педагогов сельских школ, что положительно скажется на организации сетевого методического взаимодействия.В результате реализации программы обучающиеся старшей ступени будут иметь возможность получать профильное образование, в том числе по индивидуальным учебным планам. В базовой школе будут созданы условия для получения качественного образования в соответствии с современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса.

Возможные риски при реализации программы:

1. Психологическая неготовность родительской и педагогической общественности к преобразованиям, связанной с реструктуризацией образовательных учреждений.

2. Низкая подготовка кадрового состава, который участвует в реструктуризации образовательных учреждений в сфере работы с общественностью.

3. Низкий уровень менеджерской подготовки в сфере образования руководителей общеобразовательных учреждений

В сферу действия программы включены несколько сельских школ Старооскольского района, одна из которых приобретает статус базовой (опорной) школы, а другие становятся её филиалами, т. е. создается модель «Базовая (опорная) школа с сетью филиалов».

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

Основными организационными моделями образовательных учреждений в сетевом взаимодействии в образовательном пространстве являются базовая (опорная) школа, ассоциация образовательных учреждений, социокультурный комплекс, ресурсный центр.

Отличительные особенности модели «Базовая (опорная) школа с сетью филиалов»

- является юридическим лицом и имеет все три ступени образования;

- вокруг нее функционирует сеть филиалов: малокомплектные начальные и основные школы, учреждения дошкольного образования;

- филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица (ст. 12 «Закона об образовании»).

- в состав сети могут включаться на правах филиалов или отделений учреждения дополнительного образования;

- при наличии свободных помещений в начальных школах, филиалах базовых школ, в них может быть организовано обучение школьников 5-6-х классов.

- Лицензирование образовательной деятельности филиалов образовательных учреждений …. осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для образовательных учреждений. Государственная аккредитация филиалов образовательных учреждений проводится в составе образовательных учреждений, обособленными структурными подразделениями которых они являются, на основании экспертизы, устанавливающей соответствие содержания и качества подготовки выпускников, обучавшихся в таких филиалах, требованиям государственных образовательных стандартов.

- Показатели деятельности филиалов образовательных учреждений учитываются при государственной аккредитации таких образовательных учреждений. (Изв. из статьи 33 Закона «Об образовании РФ», п. 24 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ).

Главной целью реструктуризации сети образовательных учреждений Старооскольского городского округа является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивания возможностей доступа всех учащихся к получению качественных образовательных услуг и эффективное использование кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов. В настоящее время в сельских школах наблюдаются следующие проблемы:

1. Уменьшается учебная нагрузка педагогических кадров за счёт неблагоприятной демографической ситуации в связи с уменьшением количества детей школьного возраста.

2. Недостаточное количество учителей первой и высшей категорий в сельской местности препятствует развитию инновационных направлений учебной деятельности, в том числе созданию условий для профильного обучения

3. Диспропорция качества образования в городских и сельских образовательных учреждениях.

Переход на модель сетевого взаимодействия «Базовая (опорная) школа с сетью филиалов» в процессе реструктуризации способствует решению данных проблем. Опорная школа должна стать центром научно-методической работы с педагогическими кадрами по изучению инноваций в системе образования и служит учебной базой для группы закрепленных общеобразовательных учреждений, так как создается с целью распространения опыта и оказания методической помощи общеобразовательным учреждениям своего школьного округа.

Основными задачами методической работы в опорной школе являются:

- апробация на своей учебной базе новых образовательных технологий и адаптация их к условиям педагогической практики;

- организация учебы учителей, руководителей школ и их заместителей, руководителей предметных методических объединений педагогов, руководителей творческих групп, психологов, социальных педагогов по использованию в практике новейших достижений педагогической науки, овладению актуальным педагогическим опытом, новаторским методам обучения и воспитания, навыкам управления в условиях модернизации системы образования;

- формирование и распространение актуального педагогического опыта по перспективным направлениям развития образования.

Сеть методического взаимодействия в образовательном пространстве базовой (опорной) школы включает все структурные подразделения, осуществляющие информационно-методическое сопровождение образовательной сети, а также информационно-технологические ресурсы (образовательный портал управления образования, интрасеть) для организации методической поддержки сетевого взаимодействия.

Содержание методического сопровождения сетевого взаимодействия осуществляется по направлениям:

- разработка и осуществление содержания координационной деятельности в рамках методического сетевого взаимодействия;

- системная работа межшкольных методических советов и объединений образовательных учреждений на базе опорной школы;

- создание и методическое наполнение межшкольных информационно- методических кабинетов;

- разработка и создание банка методических рекомендаций информационно- методического сопровождения сети;

- обеспечение непрерывного образования руководящих и педагогических кадров через различные формы методической работы в межкурсовой период;

- создание системы информирования об условиях, содержании и результативности методической деятельности образовательных учреждений в условиях сети с использованием оперативных возможностей интрасети в городе и районе и образовательного портала управления образования.

Для качественной организации методического сопровождении сетевого взаимодействия нами принимаются и вводятся в действие локальные акты, регламентирующие основные методические структурные подразделения сети:

· Положение о межшкольном методическом совете образовательной сети

· Положение о межшкольном методическом объединении образовательной сети.

· Положение о межшкольном методическом кабинете образовательной сети.

В ходе организационного периода нами определены приоритеты, связанные с усилением результативности методической работы, повышением научно-исследовательского потенциала каждого учителя и координацией деятельности предметных МО в школьном округе.

Возникла необходимость в разрешении следующей проблемы: развитие научно-практической деятельности педагогов в условиях сетевого взаимодействия.

Отсюда цель: формирование системы методической работы базовой (опорной) школы, обеспечивающей высокий уровень научно-практической деятельности каждого педагога.

Для достижения данной цели поставлены задачи:

1) осуществление оптимальной координации деятельности предметных МО в школьном округе;

2) усиление научно-практической деятельности каждого педагога через систему взаимодействия межшколъных методических объединений и творческих лабораторий вузов;

3) создание информационно методических условий для развития дистанционного обучения школьников III ступени;

4) организация мониторинга эффективности методической работы базовой (опорной) школы.

Мы предусмотрели и возможные риски, влияющие на повышение эффективности методической работы:

• некоторое сопротивление отдельных педагогов нововведениям;

• возникновение психологического барьера в педагогической среде, отрицательно влияющего на эффективное методическое сотрудничество педагогов школьного округа.

Мерами по минимизации влияния данных факторов риска могут быть:

1) предоставление полной информации учителям о методической работе в новых условиях;

2) выработка общей концепции методической деятельности образовательных учреждений школьного округа;

3) создание адаптивной модели методической работы для самореализации, самоутверждения педагогов и достижения ими социального успеха путем совместной практической деятельности в условиях сети;

4) формирование внутренней мотивации педагогов, направленной на развитие личности через самосовершенствование, с помощью новой системы оплаты труда.

Предполагаемый результат: разработка новой модели методической работы базовой (опорной) школы,

- способствующей тесному сотрудничеству образовательных учреждений школьного округа;

- направленной на полную информационно-методическую поддержку образовательных учреждений школьного округа и методическое сопровождение научно-практической деятельности каждого педагога в реализации КПМО;

- обеспечивающей высокое качество профильного обучения школьников в условиях сетевого взаимодействия.

- Системный подход к организации методической работы основан на следующих принципах:

- интеграции - организация взаимодействия со школами-партнерами,

- учреждениями дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования;

- проблемности - выявление противоречий, определение и разрешение проблем;

- инновационности - обновление содержания методической деятельности, её форм и методов в соответствии с современными требованиями;

- аналитико - диагностиком принципе - проведение диагностики и анализа профессиональных затруднений,

- индивидуализации - адресная методическая помощь в инновационной деятельности;

- информированности - оперативное информирование участников сетевого взаимодействия.

На основе этих принципов нами разработана структурно-организационная модель методической службы базовой (опорной) школы, которая основана на взаимодействии с методическими службами учреждений дополнительного профессионального образования

Главным координирующим и направляющим органом является межшкольный методический совет, объединяющий в своём составе заместителей директоров базовой (опорной) школы, школ-партнёров, руководителеймежшкольных методических объединений, межшкольных рабочих групп, представителей социально-психологической службы, опытных учителей.

Можно выделить важную задачу - вовлечении педагогов школ-партнеров в деятельность, направленную на профориентацию обучающихся, через работу межшкольных методических объединений.Это проведение семинаров-практикумов для учителей по освоению системы диагностических методик, это и составление совместного графика индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, и организация работы творческих групп по совместной разработке проектов, и корректировка планов классных руководителей с учетом плана работы, и обмен информацией с использованием информационно-коммуникационных ресурсов.

На сегодняшний день мы считаем очень актуальной деятельность межшкольных рабочих групп, разрабатывающих направления методической деятельности и участвующих в управлении развитием методической работы базовой школы:

• непрерывное образование педагогов: разработка и реализация планов курсовой подготовки, планирование и координирование деятельности учителей по самообразованию, обобщению и распространению актуального педагогического опыта (разработка рекомендаций о формах предоставления результатов по самообразованию, планирование семинаров, конференций, подготовка материалов переговорных площадок), оказание консультативной помощи при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, педчтениям, фестивалям, в период подготовки к аттестации и т.п.), редакционно-издательская деятельность;

• анализ и прогнозирование: анализ планов работы межшкольных методических объединений и рекомендации по их совершенствованию; анализ образовательных запросов информационно-методических потребностей педагогов и руководящих работников, анализ итогов аттестации выпускников школы, и на этой основе разработка общих рекомендации по совершенствованию индивидуальных форм и методов работы с педагогами по повышению качества обучения школьников; анализ состояния информационно-коммуникационной среды школьного округа;

• мониторинг эффективности методической работы: разработка мониторинговых заданий, определение формы предоставления результатов, выработка мониторинговых решений, предоставление материала для принятия управленческих решений;

• оперативное информирование: организация оперативного информирования базовой (опорной) школы и школ-партнеров через школьный сайт, инструктивно-методические совещания, семинары, информационные листовки, буклеты, бюллетени и др.

Выстраивая организационную модель таким образом, мы учли возможности образовательного учреждения базовой (опорной) школы и школ-партнеров на основе требований к сетевому взаимодействию.

Нам важно, чтобы все учителя школ-партнеров приобрели опыт работы по предпрофильной подготовке, программам повышенного уровня сложности, смогли организовать исследовательскую деятельность обучающихся. В рамках сетевого взаимодействия мы продолжим внедрение тех форм работы, которые, с нашей точки зрения, позволяют активизировать научно-практическую деятельность педагогов, что результативно скажется на качестве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Мы считаем, что основными критериями эффективности методической работы в базовой (опорной) школе являются

1) качество организации непрерывного образования педагогов(показатели: проблемно-ориентированный анализ МР, выбор оптимальных решений, актуальность и обоснованность целеполагания, повышение уровня информационно-методического сопровождения, качество мониторинговых решений;

2) повышение профессионального мастерства педагогов(показатели: степень активности педагогов в МР округа, города, области; рост числа педагогов, обобщивших опыт работы на различных уровнях; увеличение количества педагогов, продуктивно использующих современные образовательные технологии; повышение результативности работы по предмету);

3)качество профильного обучения(соответствие выбора профиля направлению дальнейшего профессионального обучения, удовлетворенность выпускников, родителей выбранным профилем; повышение качества знаний по профильным предметам).

В результате реализации модели методического сопровождения сетевого взаимодействия в образовательном пространстве базовой (опорной) школы будут созданы необходимые условия, обеспечивающие методическую готовность всех участников образовательного процесса к работе в условиях сетевого взаимодействия.

Сегодня, говоря о методической деятельности, хочется привести слова КЛОДА МОНЕ. Когда мастера спросили: «Что важнее в подлинном искусстве «что» или «как»?» Художник ответил: «Важнее «КТО» Это высказывание напоминает нам, что именно от учителя во многом зависит положительный результат преобразований, проводимых в школе. А методическая служба призвана ему в этом помочь!

Наши рекомендации