Тема 5.3 Развитие и формирование личности дошкольника

Развитие самосознания. Предпосылки развития самосознания в младенчестве и раннем детстве. Формирование представлений о собственном теле и активность как личностное новообразование первого года жизни.

Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: гордость за собственные достижения, «Я-сам». Основные направления развития самосознания у дошкольников. Развитие самосознания, «Я-концепции» и самооценки. Переход к дифференцированной самооценке. Возрастание объективности, критичности, самостоятельности, рефлексивности, аргументированности детской самооценки. Возникновение и развитие осознания себя во времени («Я-динамическое»). Половая идентификация. Возникновение осознания своего социального «Я». Самооценка и компетентность. Самооценка и развитие чувства гордости, стыда, собственного достоинства. Влияние взрослых на самооценку дошкольника. Пути и средства влияния на становление позитивного образа «Я». Коррекция самооценки и «Я-концепции» дошкольника.

Развитие мотивационной сферы дошкольника. Возникновение новых мотивов поведения: самоутверждения, признания, установления позитивных отношений окружающими, достижения успеха, соревновательного и т.д. Развитие мотивации общения со взрослыми и сверстниками. Возникновение иерархии мотивов, их соподчинённости.

Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. Усвоение этических эталонов. Формирование нравственных мотивов поведения. Возникновение нравственной саморегуляции. Происхождение и проявление негативных личностных образований. Развитие и проявление креативности, инициативности, самостоятельности у дошкольника. Сотрудничество и сотворчество педагогов детского сада и родителей как условие гармоничного развития личности дошкольника.

РАЗДЕЛ 6 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ,

ЕЁ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Тема 6.1 Общая психологическая характеристика эмоций и чувств

Общее понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Внешнее выражение эмоций и чувств. Виды эмоций: положительные, отрицательные, амбивалентные, стенические, астенические. Настроение, аффекты. Стрессовые состояния (Г. Селье). Страсть. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические. Чувства и личность. Чувства и деятельность. Чувства, выражающие отношения человека к человеку. Любовь и эротические переживания. Регуляция эмоциональной сферы педагога дошкольного учреждения.

Наши рекомендации