В России в 20 - 30-е гг. ХХ в
Концепция нового содержания образования и воспитания, получившая развитие в 20 – 30-е гг. Создание Академии социального воспитания (1920г.), позднее переименованной в Академию коммунистического воспитания (1923г.). Плавный переход от идеи всесторонне развитой личности к идее воспитания борца и строителя социализма; от идеи политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом к идее общественно полезной работы в условиях массовой школы; от идей «свободного воспитания» ребенка к идее развития детского самоуправления. Пионерское движение как массовая детская общественно-политическая организация (1922г.), задачами которой являлись: воспитание, всеобщее обучение детей школьного возраста, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Теоретическое обоснование и технологическое обеспечение педагогического процесса нового образовательного учреждения. Борьба за всеобщее обязательное начальное обучение. Социально-педагогическая направленность комплексно-тематических учебных планов. Усиление воспитательного потенциала массовой школы.
Разработка проблемы взаимодействия личности и среды, индивидуума и социума. Трактовка социальной среды как фактора развития личности. Определение предмета социальной педагогики как процесса социального формирования человека и изучение законов и методов этого процесса. Разработка методики изучения и учета воспитательной роли среды. Уточнение и наполнение новым содержанием ведущих понятий социальной педагогики: «социальное воспитание», «социальная среда», «взаимодействие компонентов социальной среды» и др. Изучение, творческая переработка и широкое использование зарубежного опыта обучения и воспитания Д. Дьюи, С. Френе.
Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.
Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.
Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.
Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.
Тема 22. Социальное воспитание детей и подростков в России 40 – 50-х гг.
Влияние социально-экономических проблем общества военного и послевоенного периода на воспитание и образование. Массовая эвакуация детских учреждений, сокращение числа школ, нехватка педагогов, отсутствие учебников и тетрадей, проведение учебных занятий в две – три смены.
Введение всеобщего обязательного семилетнего образования. Серьезная перестройка воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Усиление патриотического воспитания. Рост социальной активности детей и подростков. Масштабное развитие тимуровского движения по оказанию помощи детям и семьям фронтовиков. Широкое привлечение учащихся к общественно полезному труду, введение производственных практик для старшеклассников. Привлечение представителей производственных коллективов, родителей и общественных организаций к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Развитие системы внешкольной работы с детьми, многопрофильная деятельность дворцов и домов пионеров, активная работа станций юных техников, туристов, натуралистов, детских театров, кинотеатров, спортивных школ, секций и клубов.
Решение вопросов трудновоспитуемости, правонарушений детей и подростков, создание общественных комиссий при домоуправлениях, трудоустройство всех необучающихся подростков, достигших 16-летнего возраста. Советы содействия семье и школе и на предприятиях, в колхозах и совхозах. Активизация общественно-воспитательной деятельности по месту жительства.
Теоретическая разработка педагогической идеи формирования общественной активности личности в 50-е гг. Социально-педагогическая направленность коммунарского воспитания И.П. Иванова, его методики коллективной организаторской деятельности, обеспечивающей формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей.
Исследование вопросов воспитания интегральных качеств личности, таких как гражданственность, социальная активность, нравственность в трудах В.А. Сухомлинского.
Углубленная разработка проблем организации и воспитания детского коллектива в работах Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой.
Разработка на основе анализа и обобщения педагогического опыта «Примерной программы воспитательной работы в школе» (Н.И. Болдырев, И.С. Марьенко).
Раздел YII.Возрождение социальной педагогики в России в конце ХХ века
Тема 23. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60 – 80-е гг. ХХ в.
Завершение перехода к всеобщему среднему образованию. Развитие школ и групп продленного дня в целях усиления социальной функции образовательного учреждения. Определение школы как центра воспитательной работы в микрорайоне, расширение взаимодействие школ со спортивными и культурно-просветительными учреждениями. Развитие системы внешкольных детских учреждений. Создание научных, трудовых объединений школьников. Усиление роли школы в профессиональной подготовке учащихся в сочетании с широким привлечением их к общественно полезному труду.
Развитие дошкольного общественного воспитания детей, создание нового типа дошкольного учреждения – ясли-сад, задача которого – всестороннее развитие и воспитание ребенка и подготовка к обучению в школе.
Социально-педагогическая деятельность специализированных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.
Разработка вопросов взаимодействия школы с детскими и подростковыми общественными организациями. Анализ недостатков педагогической практики сведения всей воспитательной работы к воспитанию детей в пионерской организации.
Обострение проблемы социального сиротства детей. Создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных профессионально-технических училищ для несовершеннолетних правонарушителей.
Разработка концепции детского коллектива как социально-педагогического феномена. Введение в научный оборот понятия «педагогика среды». Изучение социально-психологических характеристик детского коллектива: системы межличностных отношений, стадий развития коллектива, психологического климата и эмоциональных потенциалов, вопросов лидерства и др. (А.В. Петровский, А.Н. Лутошкин, В.А. Караковский, Семенов В.Д., Новикова Л.И.).