Ситуация № 1.10. Вхождение в должность 5 страница
Нельзя сказать, чтобы особенно плохо чувствовали себя те несколько подростков, которые остались сами по себе, не примкнули ни к какому берегу. Каждый из них был чем-то очень занят: двое ходили заниматься спортом, и эти занятия поглощали весь досуг, одна девочка - меломанка - нашла себе компанию на стороне, они музицируют, коллекционируют пластинки. Казалось бы, ничего особенного не происходит: класс остается таким же хорошо успевающим, есть свои таланты, которые могут блеснуть на различных школьных мероприятиях. И все же что-то волнует Нину Павловну, не дает ей покоя.
Перед наступлением зимних каникул она предложила:
- Ребята, четверть заканчивается, приближается Новый год. Пора подумать, как мы его встретим. Для вас, десятиклассников, он в школе последний, когда вы можете собраться вместе и отметить его. Кто знает, где вы будете встречать следующие новогодние праздники. Многие к тому же готовятся покинуть наш город и попытать счастья в столичных вузах. Я предлагаю, как старые добрые времена, собраться накануне Нового года, ну, скажем, числа 30 декабря на праздничном "Огоньке". Думаю, нам есть что сказать и пожелать друг другу при свете рождественской елки.
Однако выпускники приняли предложение без особого восторга.
Без энтузиазма был проведен и новогодний вечер. Собрались, потанцевали, но быстро разошлись, ссылаясь на неотложные дела, а то и вовсе без причины.
Нина Павловна терялась в сомнениях, ища выход, как ей казалось, из "аварийной" ситуации. Однажды на каникулах она повстречала мать Володи А. - Людмилу Юрьевну. Немного поговорили. Людмила Юрьевна, расспросив о сыне, стала с увлечением рассказывать о том, как он и его одноклассники весело встречали новогодний праздник. Учительница поинтересовалась, кто именно был у Володи. Со слов родительницы выходило, что была та часть коллектива, в которую вошел Володя, когда ребята поделились на группировки. А довольная мать продолжала:
- Очень милые и хорошие дети, очень. И так дружны! О Вас говорили очень много. Ребята любят Вас, - она засмеялась, - простите за слово, но, повторяя их жаргонную похвалу, Вы, Нина Павловна, "молоток"...
- О-о-о! - удивилась учительница, вспыхнув.
- Да, да, - продолжала Людмила Юрьевна, - а утром пришлось им даже дать понять, что пора и честь знать. Представляете, по-моему, если им дать волю, они готовы вечно быть вместе. К счастью, такого не бывает. Да, очень дружные ребята, - уже задумчиво проговорила она, прощаясь.
- Очень дружны, - согласилась Нина Павловна, - всего доброго, до свидания.
Она пошла дальше. На душе было пасмурно.
Потом Нина Павловна узнала, что остальные тоже на Новый год были каждый в своей компании, и у них было так же весело, как и у Володи. На свой урок учительница вошла в класс хмурая. Ребята уже успели поделиться впечатлениями по поводу проведенных каникул. Группировки, как это Нине Павловне ни показалось странным, ничуть не в обиде друг на друга. Более того, она слышала, как они обмениваются мнениями относительно того, как кому удался новогодний вечер. Учительница долго, не жалея, что пропадает время для объяснения материала, говорила, что классный коллектив представляет из себя единое целое, где все: и радость, и работа должны быть общими.
Ребята внимательно слушали. Их явно заинтересовала такая постановка вопроса. А Нине Павловне показалось даже, что многим из них становится вроде бы стыдно. Желая закрепить достигнутый успех, она пересадила учащихся, смешивая компании. За одной партой сажала ребят из различных группировок.
После этого обстановка в классе изменилась к худшему. Не было на уроках обычного "рабочего" шума, и такая чрезмерная дисциплинированность тяготила, явно была ненормальной. Вскоре до Нины Павловны стали доходить сведения, что ребята так же встречаются по компаниям, да и на переменах это было видно. Но ее уже никто ни в какую компанию не приглашал и вообще между ними всеми чувствовался ветерок отчуждения.
Проанализируйте ситуацию. Ответьте на вопросы:
Какие психологические отличия наблюдаются у учащихся подросткового и раннего юношеского возраста? Могли они играть соответствующую роль при возникновении групп по симпатиям в классе Нины Павловны?
Каковы мотивационные особенности неформальных групп в подростковом и раннем юношеском возрасте?
Какое должно быть отношение у учителя к школьникам, которые не примыкают ни к одной из неформальных групп?
Почему не удалось проведение новогоднего вечера по тем целям, к которым стремилась учительница?
Можно ли назвать стремление учительницы к консолидации ученического коллектива неадекватным? Почему школьники перестали приглашать молодого педагога в свою компанию?
Ситуация № 2.42 «Новая учительница»
В школу пришла новая учительница истории Татьяна Константиновна. Она стала классным руководителем в 7 "А". Адаптационный период в становлении отношений между учащимися и учителем длился недолго. Приглядываться им друг к другу было некогда, текущие дела требовали решения. Предстояла футбольная встреча с солдатами той части, где служил муж бывшего классного руководителя, там же нужно было дать концерт и главное - ожидался поход во время осенних каникул. Больше всего волновал и интриговал поход. В это время года ребята еще не путешествовали и не представляли, что будут делать глубокой осенью в лесу или где-нибудь в поле, но фантазировали много. Татьяна Константиновна, выслушав ребят, одобрила их планы, кроме похода, усомнившись в целесообразности его проведения, однако, уступая горячему натиску семиклассников, не противилась, говоря, что нужно все хорошенько взвесить, обдумать и подготовиться.
С тех пор прошло почти два месяца. Футбольный матч прошел так, что о лучшем и не мечталось. Солдаты выиграли, но с большим, большим трудом и то по пенальти. Командир части был доволен, но чувствовалось, что был уязвлен, и, произнося речь после игры, он не скрыл этого, сказав, что ему очень бы хотелось получить пополнение из таких ребят.
Концерт прошел не так гладко, хотя воины и дружно, а порой просто бурно приветствовали друзей. Теперь близились каникулы, а сними и поход, в котором командование части обещало всячески помочь...
Олег в самом радужном настроении возвращался из школы домой. Уроки для него сделать - плевое дело: если он слушал новый материал, учить его не приходилось, он выполнял только письменные работы, остальное "пробегал" утром, восстанавливая в памяти. Правда, его сегодня опять выгнали с двух уроков, но что делать, если ему неинтересно слушать, лучше самому подготовиться. Значит, времени на подготовку уйдет больше. К тому же футбольная тренировка, а вечером - гимнастика.
Лишь тогда тело у него нальется свинцовой тяжестью, загудит от приятной усталости и, если нет ничего интересного по телевизору, он, как обычно, уснет, отложив книгу, строчки которой все равно рябят, а затем сливаются воедино.
Однако в тот вечер все шло по-иному. Когда Олег вернулся из спортзала, его встретил хмурый отец. Взволнованную мать он отправил на кухню и, молча, бросил сыну аккуратным почерком исписанный листок. Олег непроизвольно убрал руки и обиженно взглянул на отца.
- Читай! - приказал тот.
От него тянуло спиртным. Таким он бывал очень редко: в нем клокотало бешенство. Сын взглядом выхватил несколько строк и внутри у него все оборвалось. Письмо было на завод, где работал отец, писали о нем из школы! - это он понял сразу.
Отец крупно, нервно зашагал, схватил письмо и швырнул в Олега.
- Позоришь! - зло произнес он. - И я должен это выслушивать перед всем коллективом!
Не сдерживаясь, он вкатил сыну пощечину. От неожиданности и боли Олег отпрянул и кинулся к двери, но столкнулся с торопящейся к ним матери. Она уцепилась в рвущегося в комнату сына, не пуская его.
- Пусти! - цедил тот, - пусти, все равно уйду!
- Щенок! - взвился отец. - Уходи! Только я вначале поучу тебя, - он стал выдергивать брючный ремень.
Олег вдруг оттолкнул мать и, повернувшись к отцу, схватил стул.
- Не подходи! - побелев, заявил он трясущимися губами.
- Сынок! Виталий! Ради бога! - кидалась мать от сына к мужу, хватая их за руки. Зарычавший от ярости, отец вдруг внимательно посмотрел на сына. В глазах его мелькнуло удивление, потом веселая усмешка, которая столь же быстро сменилась уважением и оторопью.
- Ну, ладно, пустое все это, - вяло опустив руки, пробормотал он. - Извини, Олег!
Сын заплакал.
- Ну, ну, - похлопал его отец по плечу, незаметно проведя рукой по глазам, и, словно поперхнувшись, виновато продолжил, - мы же - ого! - мужики! Столько еще придется. Пошли без дам поговорим, - и он утащил Олега, отворачивающего заплаканное лицо, в кухню.
Мать проводила их встревоженным взглядом.
- Виталий, - прося о чем-то, окликнула она.
Муж успокаивающе кивнул и скрылся.
Долго беседовали отец с сыном, а мать кружила около двери, не решаясь войти. Наконец скрипнули стулья. Показался сын и прошел к себе.
Отец коротко бросил:
- Потом, - и, помолчав, добавил, - надо в школу сходить.
На следующий день Олег выяснил, что подобные письма приходили по месту работы родителей и других одноклассников. Посылала письма Татьяна Константиновна, классный руководитель, отражая только негативные моменты и в обучении, и в поведении.
После уроков остался весь класс. Мнения разделились. Некоторые поддерживали классного руководителя, но, в конце концов, согласились с остальными. Вынесли решение: с Татьяной Константиновной не здороваться.
Оцените ситуацию. Ответьте на вопросы:
Способен ли данный учитель, имеющий высшее образование, но не имеющий значительного педагогического опыта, выполнить роль классного руководителя?
Ваше отношение к проблеме назначения и выбора классного руководителя?
Каким вы представляете себе оптимальные пути разрешения ситуации?
Правильно ли поступили школьники? Можно ли к сыну или дочери применять физическое воздействие?
В чем была права и в чем грубо ошибалась Татьяна Константиновна?
Ваша точка зрения на перспективы выхода из конфликтной ситуации?
Ситуация № 2.43 «Опоздание»
Классный руководитель Антонина Владимировна проводит политинформацию. Никто внимательно не слушает. Антонина Владимировна - преподаватель математики. У нее много сильных учеников, они не раз отличались на математических олимпиадах. Работой Антонина Владимировна довольна, она у нее ладится на добрую зависть другим, и вот сейчас она проводит в классе, которым руководит, политинформацию. Сухо, монотонно зачитывает ранее прочитанные и отобранные заметки из газет.
«Они давно все это прочитали», - мелькает у нее, но она тут же отгоняет "шальную" мысль и продолжает нудно бубнить, постучав по столу - никто не слушает и в классе посторонний шум. Скрипнула дверь.
- Извините, можно войти? - в класс проскользнула Оля, прикрыв опять скрипнувшую дверь.
- Уже вошла! - вскинула голову Антонина Владимировна. - И воспитанный человек здоровается, - отложила она газету.
- Извините. Здравствуйте. Можно войти? - растерялась Оля.
- Вот заладила! Можно, можно. Не проснулась еще, тетеря, - рассердилась учительница.
- Я опоздала,...я...- лепетала ученица.
- Ничего не знаю, иди к завучу... нет, идем вместе. - Схватив и бросив газету, решила разнервничавшаяся Антонина Владимировна.
Пока шли до учительской, классный руководитель вспомнила Оле много ее грехов, наградила не одним неласковым эпитетом. К завучу они пришли примерно в одном состоянии, только у Антонины Владимировны оно выражалось в возбужденной многоречивости, сопровождаемой блеском справедливого блеска в глазах, а у Оли оно было подавленное, и глаза полнились еще не пролитыми слезами.
Завуч встревожено встала им навстречу.
- Я так дольше не могу, - предваряя вопрос, сходу начала учительница, - я долго молчала...
Она в резких тонах пересказывала завучу знакомые Оле ее упущения. Однако они доносились до нее в таком гипертрофированном виде, оглушая, давя и напоминая, что ничего не забыто. "Но почему раньше за все это не было сделано замечаний?" - тяжело била в голову мысль, будто бы подсказываемая со стороны. Перед глазами, расплываясь, двоились завуч и педагог.
- Заторможенная какая - то, - донеслись до нее слова классного руководителя. - Можешь вообще идти домой и продолжать спать, парта - не кровать! - обратилась Антонина Владимировна к Оле. - А вернешься с родителями!
Завуч поддержала ее, сказав, что с родителями поговорить просто необходимо, иначе дело может зайти слишком далеко. Необходимо пресечь развивающийся процесс лодырничества. Довольно строить глазки мальчикам, они и так распустились. Пожалуйста, гуляйте, но будьте добры, вовремя являться в школу... и аккордом:
- Школа не место для свиданий, школа - источник знаний, а не клуб для танцев и встреч!
Классный руководитель Оли смотрела на завуча, согласно кивая головой.
- Да, да, конечно, - еще раз согласившись с ней, она ретировалась, утащив и Олю.
Когда Оля вернулась в школу с матерью, Антонина Владимировна столкнулась с ними в коридоре. Взглянув на них, она поздоровалась, что - то поискала, уткнувшись в тетради, и извинилась, сославшись: «Мне сейчас некогда – урок». «Оля, отведи, пожалуйста, маму к завучу», - попросила она, убегая, и пообещала: «Я скоро подойду».
Завуч была в учительской. Кроме нее там несколько учителей ожидали начала следующего урока. Одни с интересом посмотрели на вошедших, другие продолжали заниматься своими делами.
«Вот и хорошо, поговорим здесь. Кто-то и свое слово скажет», - начала завуч, пригласив мать Оли присесть.
Учителя насторожились, слушая завуча. Кто - то поддержал ее.
«Знаете, я не совсем согласен, - заявил учитель русского языка и литературы – «по моему мнению, Вы слишком сгущаете краски. Я уважаю Антонину Владимировну за объективность, авторитет у нее в классе большой, ученики любят ее, но где она»?
Прозвенел звонок. Завуч тут же поднялась и сказала: «Все, товарищи! На урок, на урок. Мы разберемся. И, пожалуйста, позовите Антонину Владимировну. Она свое слово скажет».
Последние слова она адресовала преподавателю русского языка и литературы. Тот пожал плечами и вышел вслед за остальными.
Вскоре Антонина Владимировна пришла. Она в более спокойном тоне стала пересказывать высказанные ранее Оле претензии. Распаляясь и нервничая, классный руководитель все - таки сдерживала себя.
«Я не считаю Олю неспособной, но она невнимательна, рассеянна на уроках и отвечает невпопад. Учителя жалуются. Вот сегодня опоздала и...», - учительница замялась.
Мать Оли, воспользовавшись паузой, стала извиняться. Вступила завуч, говоря, что Оле, естественно желают добра, поэтому мать и вызвали в школу. Родительница опять стала извиняться. Плачущая Оля, которая тоже попросила извинить ее, вдруг крикнула: «Мама не надо! Мама. Я не хочу, я не буду учиться. Не надо»! И выбежала.
Совершенно расстроенная мать, еще раз попросив извинения, обещая все поправить, наладить, заставить, поспешила за дочерью.
Школу Оля закончила, благо оставалось недолго. Закончила хорошо, поступила в пединститут. При встрече с Антониной Владимировной у нее всегда, словно она чего-то не дождавшись, заранее простила, увлажнялись глаза. Она ничего не могла с этим поделать. А бывший классный руководитель расспрашивала о делах, интересовалась успехами, но вино было, что делается это против желания и она торопиться уйти.
Проанализируйте ситуацию.
Ответьте на вопросы:
Как Вы относитесь к привлечению представителей администрации школы в процесс разрешения внутри классных проблем?
Можно ли согласиться с позицией завуча в том, что школа - источник знаний и в процесс ее деятельности нельзя привносить каких - либо иных функций?
Ваше отношение к проблеме полового воспитания учащихся, также к формам, в которых ее разрешал А.С. Макаренко?
Что можно сказать о позиции В.А. Сухомлинского, считавшего, что конфликтные ситуации нужно разрешать наедине с учащимся, не вынося их на всеобщее обозрение?
Почему Антонина Владимировна при встрече с Олей, которая стала студенткой пединститута, торопилась уйти? Что моно сказать о ее человеческих качествах?
Попробуйте дать характеристику степени выраженности негативности эмоций, которые проявляются у отдельных учителей в их профессиональной деятельности; обоснуйте пути их нейтрализации.
Охарактеризуйте по принципу сравнения эмоциональные свойства, процессы и состояния личности.
Определите методы саморегуляции, которые можно с успехом применять при управлении собственными эмоциями.
Ситуация № 2.44 «Парилка»
Этот день для Марии Федоровны начался как обычно. Перед началом занятий по технологии она зашла в класс и, предвидя сложные вопросы на предстоящем уроке, попросила дежурных, как следует подготовить к нему кабинет. Владимир и Надя, дежурившие в этот день, с готовностью принялись выполнять свои обязанности. Повесили наглядные пособия, вытерли до блеска доску, положили мелки и влажную губку. Это был первый урок в начавшемся полугодии, и его необходимо провести на должном уровне. Это хорошо понимала учительница, и ее настрой передался дежурным. Все они сделали так, как попросила Мария Федоровна.
Прозвенел звонок, учительница зашла в класс и поздоровалась с учащимися. Но что это? На ее лице промелькнула тень внезапной растерянности. Все сидели в шапках и пальто. Исключением оказались Володя и Надя, которые, чувствуя себя виноватыми, уселись за последний стол и попытались спрятаться за впереди сидящими. Мария Федоровна разыскала их взглядом. Хоть она и видела на их лицах сочувствие, сразу поняла, что помощи от них не будет никакой. Их уговорили не вмешиваться. На смену растерянности пришло возмущение. Явно организованный бойкот. В училище непреложным являлось правило: в классе нельзя сидеть в верхней одежде и являться в училище без сменной обуви. Правило это никем и никогда не нарушалось.
«На первом уроке, бессовестные, такое устроили», - раздраженно подумала учительница, находясь в напряженном поиске нужного решения.
Лицо ее помрачнело. Назревал скандал. В классе установилась напряженная тишина. Они ждали от учительницы действий. Одни с опаской, другие - с нескрываемым интересом. Однако длилось это недолго. Складка между бровей, появившаяся было у педагога, разгладилась. Лицо, обрамленное светлыми волосами, приняло обычное приветливое выражение. Ее серые, за минуту до этого имевшие стальной оттенок, глаза приобрели лукавое выражение.
- Подождите минуту. Я сейчас.
Она вышла и через некоторое время вновь зашла в класс. В шубе и шапке. Ученики облегченно заулыбались. Но Мария Федоровна тотчас погасила улыбки и начала в обычной для себя энергичной манере объяснять новый материал. Слушать ее было очень интересно. Она была мастером своего дела. Прошло 25 минут урока. Началось закрепление нового материала. Учительница задавала неожиданные и сложные вопросы. Их у нее было много. Они следовали один за другим. И никакой надежды уйти от этих вопросов. Все напряженно следили за ответами. Становилось жарко. Шли последние минуты урока. На лицах отвечавших появилась испарина. Некоторые попытались снять пальто и шапки. Но Мария Федоровна решительно пресекла эти попытки, вежливо и веско попросив сделать это после урока. Спорить с ней казалось бесполезным. Смирившись, понимая, что сами создали для себя "парилку", ученики ждали спасительный звонок на перерыв. После звонка, смеясь и громко шумя, ученики дружно побежали в раздевалку.
Проанализируйте ситуацию. Ответьте на вопросы:
Считаете ли Вы правильной в педагогическом отношении ту форму поведения, которую избрала для себя учительница в описанной выше критической ситуации?
Какие методы воздействия вы считаете более уместными в подобных обстоятельствах?
Что необходимо сделать, чтобы бойкотирование не проявлялось во взаимоотношениях с педагогами?
Почему необходим метод «естественных последствий» в воспитательно-профилактической работе?
Индивидуально продумать формулу педагогического поведения, направленного на преодоление критической ситуации, связанной с бойкотом.
Описать краткий сценарий профилактического мероприятия, которое можно применить во внеклассной работе с учащимися как средство профилактики подростковых бойкотов.
Ситуация № 2.45 «Ну и денек!»
Этот день у педагога производственного обучения Зинаиды Николаевны складывался неудачно. Началось с того, что она, боясь опоздать на работу, попыталась сократить расстояние до училища. И перешла шоссе в запрещенном месте. Ее остановил милиционер. Пришлось уплатить штраф.
Боязнь опоздать на работу, злосчастный штраф вызвали у спокойной и рассудительной Зинаиды Николаевны возбужденное состояние. Такое возбуждение было для нее непривычно. Оно ее беспокоило. Но преодолеть внутренний дискомфорт, вызываемый им, она не смогла. С ним учительнице пришлось начать свой урок. Прошло 20 минут. Ей показалось, что все уже позади. Учащиеся прилежно выполняли первое задание. Ничто не нарушало привычного ритма учебной деятельности в классе. В этот момент между Ниной и Валей возникла небольшая перепалка.
«Отдай ножницы!» - потребовала Нина.
Валя испуганно оглянулась на Зинаиду Николаевну, протянула ножницы своей однокласснице и виновато сказала: «Мне нужны они были на одну минутку, только немного подрезать. Твои острее моих».
«Ты постоянно являешься в класс с тупыми ножницами», - сказала Нина.
Ее слова прозвучали для слуха Зинаиды Николаевны громко, вызвали легкое раздражение. «Прекратите! Занимайтесь делом!» - приказала она.
Установилась никем не нарушаемая тишина. Почти все учащиеся выполняли первое задание. И Зинаида Николаевна стала объяснять суть второго. В этот момент к ней подошла Наташа. Робкая, застенчивая девушка. Она немного заикалась. Этот небольшой недочет ничуть не портил ее облика. Но она сама внутренне стеснялась своего заикания. Возможно, поэтому ее сверстники в большинстве своем относились к ней покровительственно. Незлобиво подшучивали над ней. Однако на их шутки девушка не обижалась: привыкла.
«Зин…Зинаида Николаевна, - обратилась она к учительнице. - Я вып…выполнила первое задание».
Учительница рассержено посмотрела на ученицу, осмелившуюся перебить ее во время объяснения нового задания и, передразнивая Наташу, сказала: «Вып…вып…полнила. Ты что не знаешь правил? Не группа, а анархия какая-то: одно ругаются, другие перебивают учителя».
Вспыхнувший гнев быстро прошел, и уже в совершенно спокойном тоне Зинаида Николаевна предложила Наташе: «Подожди немного, сейчас займемся твоим делом».
По щекам Наташи бежали слезы. Постояв немного у стола педагога, она вдруг неожиданно, ничего не говоря, выбежала из класса, хлопнув дверью. Класс смотрел на учительницу, а Зинаида Николаевна, не ожидая такого поворота событий, обращаясь к ученикам, спросила: «А что я ей сказала, неужели на шутку можно обижаться»?
Вечером дома Зинаида Николаевна пыталась понять, что же произошло с Наташей. Она много раз видела, как имитировали дефекты ее речи товарищи по классу. Она никогда на них не обижалась.
Через день все стало ясным. К ней подошла Валя Иванова, которая в группе отличалась тем, что все обо всех знала и любила по "секрету" поделиться своими сведениями с другими.
- Зинаида Николаевна, можно Вас на минуточку?
- Пожалуйста, что ты хочешь мне сказать?
- Наташа на Вас обиделась.
- Почему?
- Вы ее передразнили.
- Хорошо, спасибо, можешь идти.
Слезы Наташи вызвало не замечание, сделанное в резкой форме. Они потекли потому, что она при группе скопировала дефект ее речи. Шутка, которую Наташа прощала сверстникам, оказалась совершенно неизвинительной для учительницы. Это поняла Зинаида Николаевна и на первом же уроке извинилась в присутствии группы перед Наташей.
Оцените ситуацию. Выразите свое отношение к психологическим состояниям педагогов: как они влияют на учебно-воспитательный процесс?
Ответьте на вопросы:
Можно ли считать, что конфликт между учительницей и Наташей явился следствием ее раздраженного состояния?
Как можно преодолеть психическое состояние учителя, которое вызывает внутренний дискомфорт для его личности во время осуществления учебной деятельности?
Ситуация № 2.46 « Капризная Лиля»
В четвертом классе училась девочка Лиля, у которой очень богатые родители, привозившие ее в лицей на дорогом «Лексусе» и одевавшие девочку по высшему классу. И, несмотря на то, что в лицее училось не так уж мало детей из состоятельных семей, такие дорогие и нарядные вещи, какие были у Лили, никто из детей не носил.
Девочка росла надменной, капризной. Она часто проказничала, а все свои грехи сваливала на подружек и приятелей по классу. В лицей часто приходила бабушка Лили, требовала от учительницы одергивать детей, которые не так дружелюбно относятся к Лиле, и даже выговаривала девочкам, поссорившимся с ее внучкой, угрожала наказанием и обзывала их «босотой».
Однажды, один из мальчиков, вбегая в класс, нечаянно толкнул Лилю. Хотя ей не было больно, она заревела во весь голос. Учительница успокоила ее, отчитала мальчика. Он извинился перед Лилей, и педагог посчитала инцидент исчерпанным. На вопрос Лили, почему строго не наказали мальчика и не вызвали его родителей, учительница неосторожно заметила: «Всё-таки, Лиля, в классе намного спокойнее, когда тебя нет». Незадолго до этого Лиля болела и не ходила 10 дней в школу. В классе было спокойно и уютно.
На следующее утро в класс прямо на урок ворвалась разъяренная Лилина мама и потребовала, чтобы провинившегося мальчика наказали прямо тут же при ней показательно для всех. Лиля торжествовала!
Учительница спокойно предложила ей дождаться перемены и во всем разобраться. Родительница настаивала на своем, перешла на крик, оскорбления и угрозы.
Учительница, сделав строгое лицо, потребовала от родительницы покинуть класс. Видя, что мама Лили, продолжает кричать, резко сказала: «Сейчас я вызову охрану!». Мама Лили крикнула, что пойдет к директору и хлопнула дверью.
Лиля схватила портфель и кинулась за мамой.
«Лиля, сядь на место. Я тебя не отпускала», - мягким, но властным голосом приказа учительница.
Лилина мама к директору не пошла и осталась дожидаться окончания урока.
Оцените создавшуюся конфликтную ситуацию и поведение всех ее участников.
Какие действия целесообразно осуществить учителю после урока.
Ситуация № 2.47 «С волком по-волчьи»
В одиннадцатом классе появился новичок. Он был представлен классу и классному руководителю директором как отличник, спортсмен, победитель олимпиад и соревнований. Парень был отлично сложен, красив, умен, дерзок, надменен и нагл.
С первых дней он стал общепризнанным лидером в классе и поставил под сомнение незыблемость учительского авторитета. Особенно это касалось молодой учительницы физики и их классного руководителя Ольги Сергеевны. Он стал проверять учителей на прочность. Всегда сидел один, развалившись за партой, громко разговаривал на уроке, то напевал песенку, то выкрикивал нелепые реплики по ходу урока. Некоторые его уже начали побаиваться и не хотели с ним вступать в полемику, позволяя ему всякие вольности. Пришел черёд и Ольги Сергеевны. Как то на ее уроке он не вел записи. Она его спросила: «Почему Вы не пишите?»
Он ответил, что у него нет тетради, т.к. он ее забыл дома. Учительница дала ему чистый лист бумаги и предложила: «Пишите пока на листочке, а дома вставите его в тетрадь по физике.
Новичок быстро что-то стал рисовать. Закончив рисунок, он передал его впереди сидящему ученику. Тот разразился громким смехом. Рисунок передавали по классу, не стесняясь учителя, и смеялись.
Проходя по рядам и объясняя урок, она увидела у одного из мальчиков этот листок, на котором была мастерски выполнена обнаженная карикатура на неё. Она едва заметно взяла этот листок и спокойно продолжала излагать материал. Класс замер в ожидании. Все делали вид, что слушали Ольгу Борисовну и писали, с любопытством наблюдали за ней. Поравнявшись с новичком, она произнесла: «Вы опять не пишите. Пишите, пожалуйста. Вот Ваш листок. Она положила перед ним свой портрет и молниеносно под партой нанесла ему удар каблуком в лодыжку. У него от боли брызнули слезы и он опустил голову прямо на листок.
Класс не понял, что произошло, т.к. Ольга Борисовна спокойно продолжала диктовать материал, двигаясь по классу. Вдруг она резко повернулась и как будто впервые увидела поникшего лидера. «Ой, что с Вами, Вы не заболели?» - произнесла она, - ребята принесите воды, это аппендицит, я сейчас открою форточку». Быстро проходя мимо новичка, она, едва задержавшись, повторила свой удар шпилькой каблука ему в больную лодыжку.
Когда ребята принесли ему стакан воды, они увидели на его парте размытый рисунок, частично отпечатавшийся и на его лице, переглянулись и с восхищением посмотрели на свою классную руководительницу. Она невозмутимо писала на доске формулы и, не поворачиваясь, произнесла: «Я чувствую, что Вам уже легче, можете прогуляться на свежем воздухе до начала нового урока».
Когда дверь за новичком закрылась, она обернулась и спросила у класса: «Так на чем мы остановились? ...». Урок закончился плодотворно, класс работал активно.