Упражнения собраны в 4 группы
Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.
Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают негативное влияние различных рефлексов, главным образом, «охранного». Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.
Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.
Четвертая группа упражнений - это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную - лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.
Еще одной важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых в Гимнастике Мозга
является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки.
Тема развивающих навыков также является «белым пятном» в психолого-педагогических науках. Развивающие навыки - это особая категория навыков, представляющая собой первичные элементарные схемы движений. Эти навыки лежат в основе всех других навыков по конкретным частным учебным дисциплинам.
«Развивающие навыки» - новый термин для российской науки. Вместе с тем, именно работа над ними может стать основой легкого, быстрого и прочного усвоения учебного материала. Конкретные специализированные навыки в области математики, чтения, письма и пр. могут сложиться неудачно в силу влияния стрессовых факторов на первичные схемы движений и различные системы координации, как раз и составляющих основу развивающих навыков. Выполнение предлагаемых в книге упражнений позволяет снять или переформировать неудачные, стрессовые схемы движений и таким образом быстро и успешно изменить и сами специализированные навыки.
В рамках такого подхода к навыкам вкниге дается справочник, содержащий комплекс упражнений и движений для оживления и активизации развивающих навыков в рамках ряда предметов -математики, чтения, письма и проч. Эти навыки детализированы и представлены в виде навыков специализированных: в частности, в области чтения выделены «скорочтение», творческое чтение, выразительное чтение, чтение для последующего пересказа и др. Упражнения предлагается выполнять в обозначенном в книге порядке, комплексно. Каждое упражнение выполняется по 1 - 2 минуте, что не требует много времени. Упражнения Программы - легкие, выполняются в спокойном темпе, а потому доставляют радость, удовольствие и дают возможность демонстрировать высокие результаты.
Программа «Гимнастика Мозга» апробирована и развивается в 30 странах мира. В 20 из них -в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. - она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях. С начала 1998 г. эта Программа включена в программы всех школ Африки. В России эта программа стала активно адаптироваться и развиваться с 1989 года в экспериментальных детских садах и школах и центрах психолого-педагогической поддержки детей и взрослых и ныне используется в более чем 25 городах России. Экспериментальная работа в рамках данной программы демонстрирует его высокую эффективность, получает высокие оценки педагогов, психологов, других специалистов и родителей.
Здесь нам бы хотелось обратить Ваше внимание на следующие замечания методологического порядка.
Как известно, прямое заимствование зарубежных психолого-педагогических и иных методов образования требует критического осознания их теоретической базы. Иначе может произойти непонимание теоретических и практических основ и искажение принципов и категорий направления. В нашей стране, как и за рубежом, сертифицированные специалисты Организации Образовательной Кинесиологии проводят специальные обучающие семинары-тренинги для учителей и родителей, психологов и др. специалистов с целью ознакомления, расширения и углубления их представления об основах Программы Гимнастика Мозга. В нашей стране обучение по данной Программе прошли более 2500 педагогов, психологов и специалистов других помогающих профессий.
Разумеется, связь между методом и теорией (а тем более, методикой и ее породившей теорией) сложна и опосредована. И сегодня в нашей стране методы Образовательной Кинесиологии уже приобретают некоторую относительную автономию и начинают работать в иных концептуальных системах. Это влечет за собой перестройку всего категориального аппарата, а вместе с ним и изменение представлений об изучаемом предмете. Поэтому очень важно бережное отношение к идее естественного развития без искажения предмета направления.
Разработка отечественной теории метода Образовательной Кинесиологии, изложенного в книге, требует длительного и кропотливого труда; во-первых, соотнесения принципов и понятий, образующих категориальный аппарат данного метода, с соответствующими им концепциями личности: во-вторых, вычленения той психолого-педагогической реальности, которая в рамках концепции Пола и Гейл Деннисонов выступает предметом их метода; и, наконец, в-третьих, категоризацию этого объекта впонятиях, разработанных в отечественной психологии и педагогике.
Эта серьезная работа уже не первый год ведется сотрудниками лаборатории социо-культурных исследований в образовании Научно-исследовательского института художественного образования Российской академии образования, Частного образовательного Учреждения Психологической Помощи «Восхождение» и специалистами ряда центров психолого-педагогической поддержки развития и творчества личности, школ и детских садов страны. Поэтому мы видим хорошие перспективы развития программы Гимнастика Мозга в России в рамках дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждений, а также и в системе вузовского и послевузовского образования.
Наш девиз: «Движение - ключ в мир учения» и мы приглашаем Вас и Ваших учеников в путешествие в естественное и радостное учение через естественное движение!
Заведующий лабораторией социо-культурных исследований в образовании НИИ ХО РАО, канд. психол. н., преподаватель международного факультета Образовательной Кинесиологии МАСГУТОВА С.К.
Старший научный сотрудник лаборатории социо-культурных исследований в образовании НИИ ХО РАО, президент Ассоциации педагогики М. Монтессори, канд. психол. н. СОРОКОВ Д.Г.
Об авторах
Пол И. Деннисон,доктор философии в образовании, всю свою профессиональную жизнь работает в сфере образования. Он является создателем программ по Образовательной Кинестетике и Гимнастике Мозга и пионером в области прикладных исследований деятельности мозга. Его открытия основаны на понимании взаимосвязи физического становления, языкового развития и учебных достижений личности. Это представление выросло в процессе его работы по психологии развития и экспериментальной психологии в Университете Южной Калифорнии, где за исследование развития навыков начального чтения и его влияния на мышление ему была присуждена степень доктора наук в образовании.
На протяжении 19 лет доктор Деннисон работал директором терапевтических центров учения «Долина» в Южной Калифорнии и помогал детям и взрослым превращать их проблемы и трудности в мотив достижения успехов. Он является автором 15 книг и пособий, в том числе работы «Включение: Путеводитель в Образовательную Кинестетику» (1981).
Гейл И. Деннисон,жена доктора Деннисона, является соавтором ряда его книг и пособий по Образовательной Кинестетике. Ее простые иллюстрации к книгам по Образовательной Кинестетике говорят о любви к детям и движению. Как специалист по танцам, она привнесла в упражнения Гимнастики Мозга точность и грацию. Гейл ведет различные программы, посвященные интеграции деятельности мозга. Более 15 лет она работает в качестве инструктора по программе Общей Кинесиологии «Оздоравливающее Прикосновение». Интерес Гейл к процессам восприятия и развития навыков берет свое начало из курса Образовательной Кинесиологии по визуальному развитию. Она создала программу «Визуальные круги» и упражнения «Зрительной гимнастики», в которых ритм, цвет и форма обеспечивают основу визуального и перцептивного становления личности. Гейл является создателем журнала «Гимнастика Мозга» и главой редакционного комитета Организации Образовательной Кинесиологии.