Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности. Задачи и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Исследователи проблем нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста: А.П.Усова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, В.И.Логинова, Н.М.Аксарина, Л.Н.Павлова, Г.М.Лямина, С.В.Петерина, И.Н.Курочкина и др.
Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
Нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека следовать нравственным нормам.
Нравственное поведение – соблюдение в реальных жизненных ситуациях норм и правил поведения.
Содержание нравственного воспитания дошкольников:
- Формирование отношения к людям (ответственность; уважение к людям разного возраста и противоположного пола; чувство долга; честность; милосердие и терпимость; уважение к труду людей различных профессий);
- Формирование отношения к себе (гордость; чувство собственного достоинства; скромность; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
- Формирование отношения к труду (дисциплинированность; инициативность и активность; самостоятельность; трудолюбие; умение сотрудничать; коллективизм);
- Формирование отношения к обществу (уважение к существующему общественному строю; межнациональная толерантность; взаимопонимание и сотрудничество);
- Формирование отношения к Родине (патриотизм; национальная гордость; любовь к родному краю, потребность в его охране, сохранении и приумножении).
Результатом нравственного воспитания является нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
Задачи нравственного воспитания дошкольников:
- 1 группа задач – направлена на формирование механизма нравственного воспитания (формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек, практики поведения, нравственных качеств, навыков трудолюбия). Данная группа задач носит постоянный и неизменяемый характер.
- 2 группа задач – отражает потребность общества в людях, обладающих конкретными, востребованными качествами (воспитание гуманных чувств и отношений, начал патриотизма, коллективизма и сотрудничества, интернационализма). Данная группа задач подвижна и зависит от потребностей общества.
Средства нравственного воспитания:
- Общение;
- Собственная деятельность детей (игровая, художественно-декоративная, учение, трудовая);
- Природа;
- Художественные средства (музыка, мультимедиа, ТВ фильмы, фильмы на видео- и DVD-носителях, изобразительное искусство, художественная литература).
Любое из средств нравственного воспитания достигнет цели в случае адекватного выбора методов воспитания.
Методы нравственного воспитания – способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с требованиями существующего общества.
Классификация методов нравственного воспитания (В.И.Логиновой):
- Методы формирования нравственного поведения;
- Методы формирования нравственного сознания;
- Методы стимулирования чувств и отношений.
Классификация методов нравственного воспитания (В.Г.Нечаевой):
- 1 группа методов – направлена на организацию практического опыта общественного поведения (приучение, показ действия, показ взрослого или других детей, организация деятельности, наблюдение);
- 2 группа методов – направлена на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседы на этические темы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций, просмотр и обсуждение теле, видео и DVD фильмов, презентаций мультимедиа).
Методика нравственного воспитания в разных возрастных группах рассматривается по смысловым блокам: воспитание гуманности; воспитание коллективизма; воспитание культуры поведения; воспитание патриотизма и гражданственности.
14. Трудовое воспитание дошкольников: отличительные особенности; задачи, условия и средства.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
О том, что основу трудового воспитания следует закладывать в дошкольном возрасте, писали Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.
Исследованиями проблемы трудового воспитания дошкольников занимались Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Л.Ф.Островская, А.Д.Шатова и др.
Необходимо отметить, что в младшем дошкольном возрасте дети не умеют планировать свою трудовую деятельность, данный навык приходит к ним только к 5-ти годам, когда они начинают планировать ее основные этапы. Но и в этом возрасте они не учитывают не только контроль и оценку своего труда, но и способы его выполнения.
Не менее значимым является и тот факт, что для детей младшего дошкольного возраста важной является словесная оценка их трудовой деятельности, в то время как для старших дошкольников существенна не только оценка взрослого, но и удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата трудовой деятельности.
Отличительные особенности трудовой деятельности дошкольников:
- Общественный характер;
- Приближение к игровой деятельности;
- Трудовые навыки не имеют профессионального характера;
- Отсутствие материального вознаграждения;
- Обязательная помощь взрослого;
- Ситуативный характер трудовой деятельности.
Возможные мотивы трудовой деятельности дошкольников:
- Общественный мотив (польза для других);
- Общение со сверстниками;
- Общение с взрослыми;
- Самоутверждение ребенка;
- Получить от взрослых положительную оценку своих действий.
Мотивы могут быть сформулированы ребенком только в 5-7 лет.
Основные задачи трудового воспитания:
- Формирование трудовых навыков и умений;
- Воспитание отношения к труду и формирование основ трудолюбия;
- Воспитание нравственно-волевых качеств личности;
- Овладение навыками трудовой деятельности;
- Воспитание позитивного отношения к труду взрослых.
Педагогические условия эффективности труда дошкольников:
- Методически грамотная организация трудовой деятельности;
- Поощрение инициативы и активности;
- Учет индивидуальных особенностей дошкольников;
- Доступность и посильность трудовой деятельности;
- Организация материальной среды и трудового оборудования;
- Охрана жизни и здоровья детей в процессе трудовой деятельности;
- Организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества;
- Создание эмоционально-положительной атмосферы трудовой деятельности;
- Видимость получаемых результатов и их реальная востребованность;
- Сочетание общественной значимости труда с личными интересами дошкольника.
Средства трудового воспитания дошкольников направлены на:
- Обучение ребенка трудовым навыкам;
- Участие ребенка в трудовой деятельности;
- Ознакомление с трудом взрослых.
В качестве средств трудового воспитания дошкольников используют: