Сколиозы. Определение. Классификация.

При неблагоприятных условиях нарушения развития осанки могут осложниться боковым искривлением позвоночника, или сколиозом.

Сколиоз — дугообразное боковое искривления позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков, характерной особенностью которого является прогрессирование с возрастом и ростом ребенка. (Приложение 3)
Сколиоз, в отличие от нарушения осанки, даже в начальной стадии развития характеризуется деформацией позвонков на рентгенограмме, сохраняющейся независимо от нагрузки и положения больного.

Классификация.

1. По происхождению сколиозы делятся на две большие группы:
1)Врожденный сколиоз имеет место при врожденных аномалиях развития позвонков, наличии добавочных ребер или позвонков, сращении позвонков, незаращении дужек и изменении форм позвонков, системных заболеваниях позвоночника и т. д.
2)Приобретенный сколиоз возникает в процессе жизни после перенесенных заболеваний (неврогенный сколиоз при полиомиелите, детском церебральном параличе, миопатиях, рахите, опухолях спинного мозга, травмах позвоночника; врожденные вывихи бедра, врожденные укорочения и аномалии одной нижней конечности, нарушения статики позвоночника и т. д.).

ü Рахитический сколиоз. Рахитический сколиоз встречается часто. Он заметен еще в раннем возрасте, когда ребенок начинает принимать вертикальное положение, однако чаще всего деформация начинается в дошкольном и школьном возрасте. Однако не в каждом случае рахита может развиться сколиоз.

ü Диспластический сколиоз. Диспластический сколиоз возникает в связи с недоразвитием или нарушением нормального процесса окостенения позвонков пояснично-крестцового отдела позвоночника. Обычно проявляется в школьном возрасте, локализуется в поясничном отделе и имеет тенденцию к прогрессированию.

ü Паралитический сколиоз. Паралитический сколиоз развивается в детском возрасте, в основном после перенесенного полиомиелита или детского церебрального паралича, вследствие одностороннего пареза мышц спины и живота.

ü Школьный сколиоз. Он возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослабления организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. Эта форма сколиоза часто наблюдается у детей школьного возраста (от 8 до 15 лет).

ü Идиопатический сколиоз. Наиболее распространенная форма сколиоза, причины возникновения и механизмы развития которого остаются до настоящего времени во многом невыясненными и спорными.
Распознавание сколиоза чрезвычайно важно в ранние сроки его развития, так как только вовремя начатое лечение может предупредить прогрессирование искривления.
В зависимости от времени возникновения идиопатический сколиоз подразделяется на младенческий (до 3 лет), детский (3—10 лет), подростковый (в возрасте старше 10 лет).

2. По локализации различают сколиоз:
•верхнегрудной;
•грудной (встречается наиболее часто);
•грудопоясничный;
•поясничный;
• комбинированный (или S-образный сколиоз, имеющий 2 дуги искривления — преимущественно в нижнегрудном и поясничном отделах). (Приложение 4)

3. По тяжести процесса выделяют четыре степени деформации:

1 степень (легкая) – на время разгрузки позвоночника (в положении лежа или при поднятии ребенка за подмышечные впадины) искривление почти полностью исчезает.

2 степень. Прогрессирование процесса может привести ко второй степени нарушения, когда разгрузка устраняет отклонение позвоночника лишь частично, имеется мышечный валик в грудном или поясничном отделе.

3 степень – наблюдается значительное фиксированное искривление позвоночного столба, при котором развиваются вторичные деформации: реберный горб, перекос таза с функциональным укорочением нижней конечности.

4 степень характеризует резко выраженный комбинированный сколиоз с такими осложнениями, как большой реберный горб, нарушение функций органов грудной клетки, в отдельных случаях могут быть невралгии, корешковые боли, парезы и даже параличи конечностей.

Этиология.

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер.

Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться также вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Клиника.

Следует отметить, что в большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. В раннем периоде позвоночник слегка отклонен в сторону, мышцы спины быстро устают, появляется небольшой мышечный валик на спине, но все эти явления могут исчезать, как только ребенок ляжет на жесткую постель, так как при этом происходит разгрузка позвоночника. Поэтому утром можно не заметить каких-либо отклонений позвоночника от нормы, однако, если внимательно посмотреть на осанку ребенка после школы или к концу дня, когда были перенесены определенные нагрузки, можно легко обнаружить имеющуюся деформацию позвоночника. У физически хорошо развитых детей видимые контуры на теле справа и слева расположены симметрично.

Заболевание может выявиться случайно. Жалобы на боли в спине при длительном вынужденном положении (во время уроков в школе) или при физической нагрузке. (Приложение 5) С увеличением деформации позвоночника (III-IV степени) наряду с четко видимыми нарушениями осанки появляются расстройства чувствительности (онемение, «ползание мурашек») в ногах, ограничение двигательной активности в результате изменения тонуса мышц и нарушения кровоснабжения, изменения сухожильно-надкостничных рефлексов, вплоть до развития спастического пареза ног. Отмечается давление позвонков на спинной мозг и нарушение функции спинного мозга. Кроме того, формируется выраженный кифоз, что приводит К вынужденному положению больного ребенка, ограничению подвижности. Нарушается дыхание и происходят изменения в сердечно-сосудистой системе.
Сколиоз прогрессирует с ростом ребенка и достигает максимума в период полового созревания. После пубертатного периода темп его прогрессирования снижается и прекращается к концу периода роста скелета, т. е. к 17—20 годам.

При осмотре главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища.

Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях.

У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает.

Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Осложнения.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика.

Обследование ребенка с подозрением на деформацию позвоночника проводят в положении стоя, лежа, сидя. Определяют наличие перекоса таза, степень поясничного изгиба (лордоза) позвоночника, боковое отключение туловища и боковое искривление позвоночника, положение плеч и лопаток (одно плечо выше другого), длину нижних конечностей, наличие дуг искривления позвоночника, стабильность деформации позвоночника, состояние мышц спины и туловища и т. д.

При осмотре пациента необходимо оценить:

1. Положение головы.

2. Симметричность лица.

3. Уровень обоих надплечий.

4. Симметричность расположения лопаток по отношению к позвоночнику.

5. Симметричность и форму треугольников талии.

6. Перекос таза.

7. Наличие деформации грудной клетки (куриная грудь, воронкообразная грудь).

8. Симметричность расположения сосков.

9. Положение пупка.

10. Функциональное состояние мышечного пресса живота (втянутый, прямой, выпуклый, опущенный).

11. Тип осанки (кифоз, лордоз).

12. Подвижность позвоночника.

13. Положение остистых отростков.

14. Наличие реберного горба или мышечного валика в поясничном отделе.

15. Различие в длине нижних конечностей.

16. Форму ног (0-образные или Х-образные).

17. Состояние стоп (косолапость, плоскостопие).

Существуют разные приспособления и методы для диагностики сколиоза. Для определения бокового искривления позвоночника часто применяют простой отвес, который состоит из нитки и подвешенного на нее груза. Для этого необходимо предварительно отметить проекции вершины остистых отростков и угол лопаток фломастером. Свободный конец отвеса фиксируется лейкопластырем на вершине остистого отростка VII шейного позвонка, а груз опускается вниз.

Таким образом, образуется прямая вертикальная линия, которая в норме должна совпадать с находящейся в выправленном состоянии осью позвоночника. Отклонение линии остистых отростков от линии отвеса указывает на искривление позвоночника.

Для полного представления об истинном состоянии позвоночника необходимо рентгенологическое обследование его в двух проекциях – лежа и стоя. Это позволяет уточнить причину и тип сколиоза, определить форму и характер искривления, локализацию и степень деформации, морфологические изменения в позвонках.

Обязательные условия для постановки диагноза:

I степень.

В вертикальном положении тела слабо заметна деформация позвоночника, которая пассивно исправляется и полностью исчезает в положении лежа. На рентгенограммах не выявляется деформация позвонков. В вертикальном положении угол искривления позвоночника достигает 10°.

II степень.

Деформация позвоночника заметна как в вертикальном, так и в горизонтальном положении (в положении лежа деформация частично исправляется). В той или иной степени определяется деформация ребер (реберный горб). Образуется компенсаторное противоположной стороне искривление в нижних отделах. На рентгенограммах выявляется асимметрия и торсия позвонков: угол искривления позвоночника - до 25°.

III степень.

Отмечается тяжелая, устойчивая деформация позвоночника, которая полностью не корригируется. Образуется реберный горб, и происходит резкая деформация грудной клетки. Угол искривления позвоночника - до 40°.

IV степень.

Резко выраженная стойкая деформация позвоночника и грудной клетки; заметен как спереди, так и сзади реберный горб. Угол искривления составляет 40° и больше.

Прогноз

Четко организованные профилактические мероприятия, раннее выявление, проведение комплексного лечения сколиоза, а также диспансерное наблюдение за детьми со сколиозом (до окончания роста ребенка) дают возможность с успехом бороться с этим тяжелым заболеванием.

Исходя из вышесказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что только ранними профилактическими осмотрами, ранним выявлением и лечением сколиоза возможно бороться с этим тяжелым и трудно поддающимся лечению недугом, который поражает нежный организм ребенка и калечит его тело и психику.

Долг всех родителей - воспитывать порядочных и справедливых, честных и трудолюбивых детей, чтобы они были физически и духовно здоровыми и сильными. Воспитывая таких детей, мы обеспечиваем им и себе счастливое будущее.

Вывод теоретической части: Работая над теоретической частью, я попыталась подробно разобрать нарушения осанки и сколиоз у детей: определение осанки, какая должна быть правильная осанка, какие бывают дефекты осанки, что такое сколиоз, его этиология, клинические проявления сколиозов у детей, возможные осложнения, особенности диагностики, а также возможный прогноз детей, больных сколиозом. Далее, пользуясь собранной информацией, перейдем к рассмотрению практической части.

Наши рекомендации