Лекция − главное звено дидактического цикла обучения

Термин «лекция» происходи от латинского «lection» − чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.

В литературе термин «лекция» трактуется как:

– систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера;

– органическое единство метода и формы обучения, устное изложение материала по определенной тематике;

– главное звено дидактического цикла обучения;

– систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки и др.

Последнее определение, на наш взгляд, наиболее полно отражает семантику этого понятия.

Лекция является одной из основных организационных форм педагогического процесса в высшей школе. На ее основе формируются курсы по многим учебным дисциплинам или циклу дисциплин учебного плана.

Цель лекции − формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися СУИ. Лекция выполняет следующие функции: познавательная, развивающая и организационная.

К преимуществам лекции относят: творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоционально-интеллектуальное взаимодействие; экономный способ получения в общем виде основ знаний; активизация мыследеятельности обучающихся при условии, если лекция хорошо понята и внимательно прослушана.

Задача лектора состоит в развитии активного внимания обучающихся, вызывании движения их мысли вслед за мыслью лектора.

К лекции предъявляются следующие требования:

− нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления обучающихся, постановка вопросов для размышления;

− четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

− целостное раскрытие темы или какого-либо крупного или важного раздела курса;

− использование педагогов во время лекции разнообразных методических приемов и методов;

− методическая обработка − выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

− изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

− использование по возможности современных средств представления содержательной учебной информации.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Лекция предваряется четкой формулировкой темы, ее основных учебных задач и плана (введение, основная часть, заключение). Большой эффект дает определение в начале лекции проблемы, требующей решения, показ ее значения для науки, техники и практики, объяснение явлений общественной жизни.

Лекции, используемые в педагогическом процессе высшей школе, их дидактические элементы и подструктуры показаны на рисунках

Разновидности лекций
Традиционные
Нетрадиционные
Вводная
Подготовительная
Интегрирующая
Мотивационная
Мотивационная
Обзорно-повторительная
Проблемная
Визуализации (рисунки, схемы, графики)
Пресс-конференция
Вдвоем (работа двух педагогов)
Консультация
Диалог (через серию вопросов)
С применением игровых методов
Провокация (лекция с запланированными ошибками)
Обзорная
Установочная
Лекция-беседа
Итоговая

Рис. Виды лекций

Компоненты лекции
Методика изложения лекцион-ного материала
Совокупность пред-варительных заданий для обучающихся
Содержание и структура лекци-онного материала
Контроль и оценка знаний (обратная связь)
Учебная литература, технические средства обучения, интернет
Инструкции по работе с материалом лекции

Рис. Структурные элементы лекции

Лекция
Подструктуры лекции
Дидактическая
Логико-психологическая
Методическая

Рис. Компоненты лекции

Вузовская лекция обычно называется информационной.

Методика подготовки лекции

Подготовка лекции осуществляется по взаимосвязанным и взаимообусловленным этапам. Рассмотрим кратко их содержание.

1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она задается требованиями рабочей учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе и самим названием.

2. Уточнение объема СУИ, входящей в содержание лекции. Для определения количества СУИ необходимо прочитать вслух подготовленный текст лекции, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.

3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований.

4. Написание текста лекции. Текст лекции должен вести, направлять изложение СУИ.

5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационных и методических вопросов. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.

6. Непосредственный психологический настрой педагога на чтение лекции.

Методика чтения лекции

Во введении к числу основных действий педагога относятся:

1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в рабочей учебной программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в аудитории. Возбуждает у обучающихся интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции:

1. Установление контакта с аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение СУИ.

3. Установление четких временных рамок на изложение СУИ по намеченному плану. Тема лекции, как правило, расчленяется на основные вопросы. Заканчивая рассмотрение одного вопроса, педагог делает краткие выводы (или предлагает это сделать обучающимся) и называет следующий вопрос. Четкое деление лекции на основные вопросы облегчает ее слушание, запись и усвоение.

4. Использование СУИ лекции как опорной для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контролирование грамотности своей речи (словообразование, ударение ит.д.) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней постоянного контакта на протяжении всей лекции.

В заключительной части лекции:

1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать общие выводы по теме.

2. Ответить на вопросы обучающихся.

3. Напомнить обучающимся о методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и предложить присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.

5. Поблагодарить обучающихся за совместную работу на лекции.

Основной результат работы обучающегося на лекции − конспект. Правила его ведения должны быть объяснены педагогом на вводной лекции.

Оценка качества лекции

При посещении и обсуждении лекции педагога коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого можно использовать узловые критерии оценки качества, к которым относятся: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой обучающихся, лекторские данные, результативность лекции.

Практические занятия

Практическое занятие − целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Цель практических занятий − углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Она должна быть ясна не только педагогу, но и обучающимся.

План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех педагогов и обсуждается га заседании кафедры.

Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности педагога. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа обучающихся, предполагающая изучение конспекта лекций или другой литературы и подготовку к практическому занятию.

Структура практического занятия включает следующие компоненты: вступление педагога; ответы на вопросы обучающихся по неясному учебному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово педагога.

Во вступительной части педагог объявляет тему практического занятия, ставит цели и его задачи, проверяет исходный уровень готовности обучающихся к практическому занятию (выполнение тестов, контрольные вопросы и т.п.).

Ответы на вопросы обучающихся по неясному учебному материалу могут возникнуть в процессе их подготовки к занятию. Педагог должен ответить на вопросы и дать дополнительные объяснения по проблемам, возникшим у обучающихся, назвать источники информации.

Практическая часть может включать обсуждение рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. Практические занятия должны так быть организованы, чтобы обучающиеся ощущали нарастание сложности выполнения заданий, испытывали бы положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучающиеся должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личный потенциал. Следовательно, при разработке заданий и плана занятий педагог должен учитывать уровень подготовленности и интересы каждого обучающегося группы, выступая в роли консультанта и координатора, не подавляя его самостоятельности и инициативы. При проведении практического занятия следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть активным и целенаправленным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

В заключительной части педагог должен подвести итоги занятия, отметив положительные и отрицательные стороны, обучающихся достигших высоких результатов в процессе занятия и ориентировать обучающихся на следующее практическое занятие

Критерии оценки качества практического занятия

Для оценки качества практического занятия можно использовать следующие критерии: целенаправленность, планирование, организация практического занятия, обеспеченность практического занятия, стиль его проведения, отношения «педагог- обучающийся», управление группой, активность обучающихся на занятии, замечания педагога.

Семинарские занятия

Семинар (лат.seminarium рассадник, переносной, школа) – один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством педагога или самостоятельно.

Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений обучающихся, комментариев и заключений педагогов. С XVII века эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX века – в российских университетах.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. В литературе он трактуется как средство развития у обучающихся культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания; учебное мероприятие, проводимое с целью изучения, обмена и распространения научных достижений и передового опыта или повышения уровня знаний и профессиональной квалификации специалиста; форма организации обучения, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, предусматривающая самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечит углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирования опыта творческой деятельности и другие. Мы в своей работе будем придерживаться определения термина «семинар», приведенного в работе. Оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает семантику этого понятия.

Главная задача семинарских занятий – обеспечить обучающимся возможность овладеть умениями и навыками использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На семинарских занятиях решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

− развитие творческого профессионального мышления;

− познавательная мотивация;

− профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержение, отстаивание своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарских занятий педагог решает и такие частные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль; педагогическое общение.

Существует три типа семинаров: по углубленному изучению курса; по изучению отдельных важных тем курсов; спецсеминар исследовательского характера с независимой от лекции тематики.

Форма семинарских занятий:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады обучающихся с последующим обсуждением участников семинара.

Педагоги в процессе семинара осуществляют следующие действия:

− формируют атмосферу творческой работы;

− ориентируют обучающихся на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушивание рефератов;

− дают установку на прослушивание или акцентируют внимание обучающихся на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации;

− с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся и их интеллектуальных возможностей управляет дискуссией и распределяет роли;

− неуверенным в себе, коммуникабельным обучающимся педагог предлагает частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарского занятия реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.

Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара, реализуется общий поиск ответов учебной группой, создаются условия для раскрытия и обоснования различных точек зрения у обучающихся. Такое проведение семинара обеспечивает контроль усвоения знаний и развитие научного мышления обучающихся.

Просеминар – занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель – ознакомление обучающихся со спецификой самостоятельной работы, с литературой и методикой работы с ней. Второй этап работы в просеминаре – подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Спецсеминар − школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар приобретает характер научной школы тогда, когда им руководит авторитетный специалист. В его процессе обучающиеся приучаются к коллективному мышлению и творчеству.

В ходе спецсеминара важную роль играют: ориентация обучающихся на групповую работу; использование специальных приемов, например, моделирование ситуаций.

На итоговом занятии педагог, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих работ и выступлений, раскрывая перспективы дальнейшего проведения исследования и возможности участия в них обучающихся.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

− узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

− вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.

Обсуждение этих вопросов следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого обучающегося.

В настоящее время в высшей школе используются две формы семинара: групповая; круглый стол. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Групповая форма проведения семинара имеет следующие недостатки: выступающие демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует; нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему- расценивается как подсказка; нет личной включенности обучающихся в учебную деятельность; сковывается интеллектуальная активность обучающихся; дистанция между педагогом и обучающимися ставит барьер общению, взаимодействию; обучающихся имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой; ставит обучающихся в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму; отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия.

Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве. На сегодня она не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

Организация семинарского занятия по принципу «круглого стола»

На таком семинаре: осуществляется сотрудничество и взаимопомощь; каждый обучающийся имеет право на интеллектуальную активность; каждый обучающийся заинтересован в достижении общей цели семинара; принимать участие в коллективной выработке выводов и решений; обучающиеся занимают активную позицию.

Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуются на семинаре-дискуссии.

Семинар-дискуссия − диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы курса (учебной дисциплины).

Каждый из участников дискуссии должен: научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу; активно отстаивать свою точку зрения; аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.

Условие развертывания продуктивной дискуссии − личные знания, которые приобретают обучающиеся на лекциях и самостоятельной работе.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры».

Особая роль в семинаре отводится педагогу. Он должен: определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих; распределять формы участия и функции обучающегося в коллективной работе; готовить обучающихся к выбранному ролевому участию; подводить общий итог дискуссии.

Семинар-исследование применяется при чтении спецкурса. Этапы семинара включают:

− организация групп по 7-9 человек в каждой и назначение старшего в каждой группе;

− получение старшим группы список проблемных вопросов по теме занятия;

− после общего обмена мнениями (5-15 минут) готовится выступление;

− в подгруппе выделяется докладчик;

− остальные обучающиеся отвечают на вопросы, заданные педагогом или обучающимися других подгрупп;

− на основе оценок экспертов педагог подводит итоги и оценивает работу обучающихся.

Критерии оценки качества семинарского занятия

1. Целенаправленность − постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

2. Планирование − выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

3. Организация семинара − умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждения проблем, поведение самого педагога.

4. Стиль проведения семинара − оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

5. Отношение «педагог- обучающийся» − уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

6. Управление группой − быстрый контакт с обучающимися, уверенное поведение в группе. Разумное и справедливое взаимодействие с обучающимися или наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров. Оставляя пассивными других обучающихся. Замечания педагогу − квалифицированные, обобщающие или нет замечаний. Обучающиеся ведут записи на семинарах − регулярно, редко, не ведут.

Лабораторные работы

Лабораторное занятие − один из видов самостоятельной работы обучающихся, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки обучающихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. Термин «лаборатория» (лат. labor труд, работа, трудность) с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникающих научных и жизненных задач. Проведение лабораторных работ обязательно и предусмотрено рабочими учебными программами. Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическими изображениями изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из методических рекомендаций можно отметить следующие: совместная групповая работа, выполнение упражнений и формирование единства мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Совместная групповая деятельность − одна из эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависят от усилий педагога. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели обучающихся к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизируя их мыслительную, повышали продуктивность познавательного процесса, формировали умения и навыки проведения исследований.

Упражнения − важнейшая сторона любой формы практического занятия. Основа в упражнении − пример, который разбирается с позиции теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений и навыков в решении различной трудности и сложности задач, графическом оформлении результатов исследовательской работы, уточнении категорий и понятий данной науки и др. Проводя упражнения со обучающимися, следует специально обратить внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию. Осознанное понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать повышает результативность процесса обучения и формирует компетентность самостоятельного проведения учебного исследования.

Коллоквиум

Коллоквиум (лат. collocvium разговор, беседа) − одна из форм учебных занятий, беседы педагога с обучающимися для выяснения знаний. Он выполняет контрольно-обучающую функцию и особенно уместен, когда учебная дисциплина читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Коллоквиум можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Он дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует обучающихся и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.

Консультация

Консультация (англ. consultation совет, разъяснение) − форма организации учебного занятия, проводимого в виде собеседования индивидуально или по группам, во внеучебное время по определенному графику или по мере надобности, после завершения раздела (темы) рабочей учебной программы, в процессе его изучения и особенно эффективно в период подготовки к зачетам и экзаменам. Во время консультации обсуждаются непонятные для обучающихся вопросы, темы и др.

Выбор оптимальных организационных форм обучения зависит от: общих целей и задач образования, воспитания и развития обучающихся; специфики изучаемой учебной дисциплины; времени, отведенного на ее изучение; возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся; компетентности педагога в данной области знаний; мер и способов сочетания организационных форм; материально-технической оснащенности образовательного учреждения; педагогических возможностей каждой организационной формы обучения при решении конкретной педагогической задачи.

Наши рекомендации