Образовательно-воспитательное направление методических работ в. и. водовозова

В стремлении избавить педагогическую науку от теорий, «выламывающих дух детей», подавляющих их «дикую резвость», Л. Н. Толстого поддерживал В. И. Водовозов.

В 1857 - 1873 гг. он также посетил школы Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии с целью изучения организации педагогического процесса. Результаты исследований были изложены в статье «По поводу влияния немецкой педагогики на наши школы», утверждающей необходимость развития русской самобытной педагогики, истоки которой он видел в жизни и характере самого русского народа. Русский человек, по мнению В. И. Водовозова, легко подчиняется всевозможным влияниям, однако «русский ум, переходя от одной системы к другой, при постоянном отрицании этих систем, всё-таки в конце концов остаётся победителем, хотя до этой победы он, может быть, дойдёт задним ходом по пословице: «Русский человек задним умом крепок»». Отмечая преимущества немецкой педагогики, «держащейся общечеловеческих начал», перед педагогическими системами Англии и Франции, В. И. Водовозов указывал на её недостатки, заключающиеся в «неправильной индукции, в искусственной, несколько сложной систематике, в искусственном соединении различных частей обучения», неприемлемых для русской методики, в которой преобладает «система бессистемности». Методист советовал учитывать то обстоятельство, что «в подражании германским методам надо избегать бессодержательной и искусственной систематики, тех именно упражнений, которые основаны на голых отвлечениях, на одних логических схемах, а не служат к живому усвоению живых явлений».

В центре методической системы В. И. Водовозова, пропагандировавшего реальный принцип изучения литературы в школе, связанный с реалистическим направлением в литературе и философии, - проблема анализа литературного произведения с точки зрения правдивости изображения действительности и социальной значимости идей, нашедших художественное воплощение в образах героев, а также мысль о необходимости сообщения сведений по теории литературы на основе критического осмысления текстов в идейном и художественном плане.

Разработанная В. Г. Белинским методика анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, акцентировавшая внимание на общественном, познавательном и воспитательном значении литературы, исторической обусловленности художественного творчества, и методологический принцип историзма и народности Н. А. Добролюбова, утверждавшего приоритетность реального метода преподавания словесности, получили дальнейшее развитие в статьях В. И. Водовозова «О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии», «Тезисы по русскому языку» , «Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии», «О воспитательном значении русской литературы».

Выступая против метода преподавания русского языка, ставящего во главу угла историческое изучение языка и теории слога, В. И. Водовозов предложил перестроить существующую программу и весь учебный процесс. По мнению педагога, в 4 классе с целью формулировки правил необходимо производить устный разбор образцов и примеров, обращая внимание на связь теории слога с грамматикой. На начальном этапе исследования необходим этимологический, синтаксический, логический анализ, на завершающем целесообразно обратить внимание на образность речи.

При изучении языка В. И. Водовозов применял сравнительный метод, позволяющий сопоставить славянские и русские формы, акцентируя внимание на разнообразии мысли, богатстве языка, его гибкости, благозвучии. Он предлагал проводить исследования состава языка, различных социальных условий, оказавших влияние на его становление, выступал за соблюдение языковых норм и правил.

В программу по теории прозы и поэзии В. И. Водовозов также внёс существенные изменения: составил классификацию прозаических сочинений на основе их содержания; ввёл в теорию поэзии понятие отрицательного идеала, поддерживая критическое направление в литературе и уделяя большое внимание ознакомлению учащихся с жизнью и деятельностью писателей и поэтов.

Разделяя литературу на древнюю и новую, В. И. Водовозов предложил включить в программу по истории русской литературы главы о значении литературы и её истории, о роли языка и народного образования. Имея в виду огромный нравственный потенциал, заключённый в произведениях древнерусской литературы, он выступал за их основательное изучение, сократив список текстов, относящихся к этому периоду (в программу должны быть включены лишь «Летопись Нестора», «Поучение Владимира Мономаха», «Речи Кирилла Туровского», «Слово о полку Игореве»).

В преподавании словесности В. И. Водовозов советовал идти от лёгкого к более трудному, от анализа к синтезу, знакомить учеников с правилами теории на основе детального изучения текстов.

Методическая теория В. И. Водовозова была построена на педагогических принципах преемственности, прочности знаний, развития умственных способностей и формирования нравственной позиции личности через изучение лучших произведений русской литературы, отразивших особенности национального самосознания.

Наши рекомендации