Органы управления образованием

Благоприятные условия для развития образовательных уч­реждений состоят в создании атмосферы подлинного сотруд­ничества между ними и органами управления образованием различных уровней.

Одна из особенностей управления на современном этапе со­стоит в отходе от традиционных форм организационного пост­роения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов управления обра­зовательными учреждениями.

Снять имеющиеся противоречия в системе «органы управле­ния – органы образования» значит привести в действие суще­ственный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование в каждом регионе необходимых организационно-педагогических условий:

– создание подлинно демократической возможности учас­тия коллективов ОУ, каждого их члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

– повышение профессионального мастерства и управлен­ческой компетентности всех участников управления.

Механизм управления современным образовательным уч­реждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодей­ствия ОУ и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова: ОУ — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчинен­ный; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — учащийся; ученик — ученик.

Проблема формирования организационной структуры уп­равления требует, прежде всего, осмысления развития ОУ как комплексной социально-педагогической системы, учета объек­тивных факторов ее демократизации, нуждается в системном видении объекта управления, понимании его особенностей.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократичес­ких начал в управлении.

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в про­цессе управленческого взаимодействия являются законодате­ли, учредители, заказчики, клиенты, пользователи, предста­вители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений сегодня выступает государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистри­руют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения: определяют государственные образовательные стандарты: проводят экспертизу подведомственных им учреж­дений.

Однако следует отметить, что число заказчиков у образова­тельных учреждений возрастает. Это не только родители и их учащиеся дети, но и преподаватели учебных заведений, реги­онов и сообществ, этнических групп и пр.

Учредителями образовательных учреждений согласно Зако­ну РФ «Об образовании» (ст. 11) могут являться органы государственной власти и регионального (местного) самоуправле­ния; отечественные и иностранные организации всех форм соб­ственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации); об­щественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ. Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. Поэтому основ­ные вопросы жизнедеятельности учреждений в обязательном порядке согласуются с учредителями (например, устав обще­образовательного учреждения, изменения статуса, программы развития и др.).

Принципиальным вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями уп­равления образованием – министерством РФ – и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городски­ми (районными, поселковыми) управлениями и отделами об­разования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства), прежде всего, должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приорите­тов на закладывание крупных социально-педагогических экспе­риментов; на анализ общественного мнения и постоянное инфор­мирование общественности о состоянии, проблемах и перспекти­вах развития образования. Вместе с тем к полномочиям федераль­ного уровня относятся решение задач финансирования отрасли, материально-технического и кадрового обеспечения, формирова­ние системы переподготовки и повышения квалификации.

В поле деятельности министерства находятся подготовка и издание по всем учебным предметам многовариантных адап­тированных учебников и учебных пособий; разработка на основании закона рекомендаций и требований документов, регламентирующих организационно-педагогическую и хозяйствен­но-финансовую деятельность учебных заведений; проведение и финансирование социально-педагогических экспериментов, име­ющих государственное значение; контакты с зарубежными учеб­ными заведениями в целях обмена опытом работы.

В условиях развития государственно-общественной систе­мы управления и регионального самоуправления немаловаж­ное значение имеет деятельность краевых (областных) и при­равненных к ним комитетов (управлений) образования. Эта деятельность предполагает:

— обеспечение в пределах своей компетентности проведения единой государственной политики в области образования;

создания системы непрерывного образования населения; высо­кого качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в подве­домственных учебных заведениях; широкого применения эф­фективных форм интеграции учебных заведений с наукой и производством;

— реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки квали­фицированных рабочих и специалистов, разностороннего раз­вития личности;

— оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом об­новлении содержания образования, совершенствовании вос­питания, обучения, развития с учетом современных потреб­ностей;

— финансирование программ и проектов развития образо­вания в соответствии с данными полномочиями, а также ли­цензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу под­ведомственных учреждений;

— координацию деятельности отделов (управлений), ве­домств, организаций и взаимодействие с местными властны­ми структурами, депутатскими комиссиями по вопросам со­циальной политики.

При формировании модели управления образованием для города основным следует считать понятие «район» (примени­тельно к крупным городам – административный, коммуналь­ный округ). Специфическая и сущностная характеристика района включает в себя следующие параметры оценки: грани­цы (микрорайон); постоянный состав населения; миграцион­ные процессы; социальный состав населения; сеть организа­ций, учреждений, предприятий всех сфер и отраслей; инфор­мационные процессы; социальная обстановка и др.

Учет и оценка этих и возможных других параметров по­зволяют сформировать модели управленческих структур об­разованием.

Существующие районные структуры управления нацелены на воспроизводство системы, поддержание ее в состоянии от­носительного постоянства (равновесия). Вместе с тем постоян­ные стратегии и тактика в условиях обновления и внедрения нового хозяйственного механизма вносят переориентацию в деятельность. На первый план выносится функция развития системы. Это обстоятельство требует принципиальных изме­нений в традиционных структурах управления.

В общем виде эту систему можно представить следующим об­разом: совет по образованию — совет директоров — РУО — ОУ. Каждая из этих подсистем имеет свои задачи и функции. Так, районный совет по образованию:

— определяет социальный заказ системе образования;

— решает важнейшие вопросы развития системы на перс­пективу (материально-техническое обеспечение, рационали­зация сети учреждений и др.);

— осуществляет контроль за выполнением социального за­каза и реализацией комплексных целевых программ РУО (РОО).

Совет директоров – общественный орган, планирующий и регулирующий деятельность учреждений совместно с аппара­том РУО (РОО).

Районный (окружной) отдел образования создает банк ин­формации по всем видам деятельности, осуществляет анализ работы, планирует основные направления развития системы, осуществляет совместно с советами школ регулирование и кор­рекцию, обеспечивает связь школ с РМК, ИУУ, городским ко­митетом и другими социальными институтами.

В основу новой модели управления ОУ положен принцип сотрудничества. На смену авторитарным методам управления должны прийти демократические, обеспечивающие большую самостоятельность подчиненных звеньев этой системы.

Внутренние модели управления РОО (РУО) или округа мо­гут модифицироваться в зависимости от местных условий.

Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отра­зить в практике образования региональные особенности фун­кционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспитательного процес­са, развития социально-экономической базы образования, на­учно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплуатаци­онный, планово-экономический. В городском комитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации специалистов.

В практической деятельности по управлению образованием все структурные подразделения РУО (РОО) должны исходить из местных особенностей. Например, подотдел учебно-воспи­тательного процесса организует постановку и развитие диф­ференцированного обучения и углубленное преподавание от­дельных дисциплин. Отдел (сектор) научно-методического обес­печения призван пропагандировать и внедрять передовой пе­дагогический опыт, достижения науки.

В наибольшей степени региональный аспект в управлении образованием реализуется через деятельность отдела (сектора) развития социально-экономической базы образования. Этот отдел координирует усилия региональных органов, предприя­тий, кооперативов, общественных организаций для решения насущных проблем организации общественно полезного, про­изводительного труда и отдыха школьников. Совместно с предприятиями (на договорных началах) он создает рабочие места для школьных производств; осуществляет на местах систему социологических исследований, направленных на выявление личностных ориентации школьников в труде; оп­ределяет политику трудового обучения, профориентации и профподготовки в общеобразовательной школе района; регу­лирует рациональное распределение выпускников школ по каналам продолжения образования. Делегирование РУО (РОО) вопросов подбора и расстановки руководящих кадров, определения режима работы школ и других учреждений в соответствии с местными потребностями и условиями, рацио­нализации сети учреждений и их комплектования, внедрения различных моделей построения учебно-воспитательного про­цесса, финансовой и хозяйственной самостоятельности и т. п. позволило по-новому распределить цели и задачи основных направлений управления.

Последовательное развитие системы образования влечет за собой и перестройку методической службы на основе созда­ния единой системы непрерывного образования. Переход на качественно новый уровень деятельности методической служ­бы начинается с отказа от стереотипов, с психологической перестройки сознания управленческих и педагогических кад­ров, с интенсификации процесса формирования профессиональ­ной компетенции, педагогического мастерства и общей куль­туры педагогических работников.

Какие пути и средства перестройки управления педагоги­ческой службы апробируются?

Городское звено методической службы на практике чаще представлено научно-методическим центром (на базе инсти­тута усовершенствования учителей, ИПК). Научно-методичес­кий центр должен иметь кафедральную структуру и включать, например, кафедру общественных наук, педагогики и психо­логии, естественно-математических, гуманитарных наук, вне­классной работы и профориентации и т. д.

В функции научно-методического центра в основном вхо­дят:

— организация курсовой и семинарской подготовки и пере­подготовки педагогических кадров;

— разработка и внедрение новых направлений содержания учебных предметов, форм и организации учебно-воспитатель­ного процесса;

— научно-методическое обеспечение опытных и экспери­ментальных направлений деятельности;

— экспертиза новшеств;

— аттестация педагогических кадров;

— изучение, обобщение и распространение передового пе­дагогического опыта и др.

Районный научно-методический центр (кабинет) выбирает актив центра и организует работу по определенным секциям. В состав центров входят: методический совет, методический кабинет, специалисты управления РОО, представители совета по образованию, представители базовых и опорных учрежде­ний, руководители методических объединений, представители творческих и инициативных групп, руководители клубов но­ваторов и школ передового опыта, ведущие научные сотруд­ники.

В основные методические функции районного центра необ­ходимо включить:

— организацию работы районных методических объедине­ний педагогических работников;

— организацию индивидуальных и групповых консульта­ций;

— участие в аттестации педагогических кадров;

— изучение и внедрение передового педагогического опыта;

— сбор информации по району о необходимости курсовой переподготовки педагогических работников и подачу заказов в городской центр.

Управление образованием должно быть не ведомственным, а исходить из местных региональных нужд. Ответственность ОУ несет не перед ведомством, а перед обществом. Нужен кон­троль общественности через советы по образованию.

Все учреждения, включая детские сады и специальные школы, образуют единую систему в региональной структуре образования.

Совет по образованию района избирается из состава руково­дителей ОУ, хозяйств и предприятий, педагогов учреждений просвещения, представителей общественных организаций и местных органов власти.

Задачи совета по образованию следующие: определение про­граммы развития образования; организация разработки и вне­дрения просветительной политики; планирование развития материальной базы учреждения образования; организация взаимодействия предприятий и хозяйств для решения про­блем просвещения; выявление нужд в кадрах учреждений просвещения, создание резерва и планирование роста кадров; помощь местным административным органам в решении про­блем просвещения.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупнос­ти организационных проблем, которая включает обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни ОУ и общества; последовательный анализ каждого цикла управлен­ческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъек­та и средств управления для всестороннего рассмотрения воп­роса совершенствования организации управления.

Расширенный объект управления современным ОУ предпо­лагает учет всех связей и отношений, которые складываются внутри ОУ и с окружающей средой региона.

Выход на субъект - субъектные отношения изменяет и совокуп­ный субъект управления. В состав такого расширенного субъек­та управления входят руководители ОУ, коллегиальные органы управления, органы ученического самоуправления.

Специфику целей и задач, методов и форм управления со­временным ОУ составляет демократизация его организацион­но-педагогической структуры: дифференцированные режимы труда и отдыха учащихся; вариативная система организацион­ных форм учебно-воспитательной деятельности; система соуправления и ученического самоуправления; расширенное взаи­модействие с социальной средой.

Таким образом, специфика управления связана, прежде все­го, со значительным расширением сфер деятельности управ­ляющей и управляемой подсистем, увеличением объема ин­формации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите основных «рулевых» участников управленческо­го процесса.

2. Охарактеризуйте роль основного заказчика в системе об­разования.

3. Определите основные функции учредителя образователь­ного учреждения.

4. Определите основные функции министерства образования в современных условиях расширения самостоятельности субъектов управления в регионах.

5. Охарактеризуйте основные полномочия органов управле­ния образованием краевого (областного) уровня.

6. Чем характеризуется деятельность органов управления образованием городского и районного масштаба?

7. Определите основные полномочия методической службы городского (районного) уровня.

8. Охарактеризуйте значение совета по образованию на уров­не района (города).

9. Постройте схему соподчиненности субъектов управления образованием. Охарактеризуйте взаимоотношения между уров­нями.

Наши рекомендации