Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
от 30.08.13 г. № 1014 (извлечение)
«… 8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
9. Требования к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяется федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательными организациями в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной рамочной образовательной программы на основе авторских программ, перечень которых представлен на сайте ФИРО.
Программа на 60% должна содержать обязательную часть (предполагает комплексный подход, обеспечивает развитие детей во всех 5 взаимодополняющих образовательных областях) и на 40% часть, формируемую участниками образовательных отношений (должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одном или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения Стандарта.
Программа должна показать:
ü как, с учётом конкретных условий создаётся в ДОО любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольника
ü какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
ü как учитываются их индивидуальные особенности, возможности, интересы
ü как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников
Виды комплексных программ:
*«Истоки» (Парамонова Л.А., Алиева Т.И.) – всестороннее развитие ребёнка, обеспечение равного старта развития, сохранение и укреплении здоровья
*«Радуга» (Гербова В.В., Доронина Т.Н.) – обеспечивать радостное и содержательное проживание детства, сохранение здоровья, привычку ЗОЖ; своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей
*«Детство» (Логинова В.И., Бабаева Т.И.) – обеспечение развития ребёнка в период дошкольного детства
*Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.)
Программа строится на следующих принципах:
1. Развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка
2. Научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы должно
содержание и задач и психолого-педагогической работы
3. Интеграции по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
видов детской деятельности (форма реализации принципа интеграции)
4. Комплексно – тематический (объединение различных видов специфики детской деятельности вокруг единой темы. Виды тем: тематика недели, праздники)
Структура основной образовательной программы дошкольного воспитания:
1 Целевой раздел (цели, принципы, задачи, которые ставит перед собой образовательная организация)
2 Содержательный раздел
3 Организационный раздел (режим дня, развивающая предметно – пространственная среда, материальное обеспечение и др.)
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное,
- познавательное,
- художественно-эстетическое,
- физическое,
- речевое развитие
Пособия для педагогов по образовательным областям программы «От рождения до школы»
Речевое развитие | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»; рабочие тетради Дарья Денисова и Юрий Дорожнин «Развитие речи», «Уроки грамоты», «Прописи»; «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома» |
Физическое развитие | Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду»; Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения» (для занятий с детьми 3-7 лет) |
Социально – коммуникативное развитие | Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» (3-7 лет); Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Эстетические беседы с детьми 4-7 лет»; Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду с детьми 3-7 лет» Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет)»; Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет)» |
Художественно – эстетическое развитие | Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»; Комарова Т.С. «Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет» Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» |
Познавательное развитие | Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»; Павлов Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет) Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений» Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» |