УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ. 1. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании [Текст] : учеб
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература1. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. А. Гончаров. – М. : КноРус, 2006. – 476 с.
2. Коробейникова, Е. В. Педагогическая квалиметрия [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Коробейникова. – Челябинск : изд-во ЧГПУ, 2006. – 101 с.
3. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / под ред. Л. П. Крившенко. – М. : Проспект, 2008. – 429 с.
4. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Т. И. Шамова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
Дополнительная литература
1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
2. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием [Текст] : учеб. пособие / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М. : Педагогика, 1986.
4. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. – М. : Мир : Академ. проект, 2006. – 317 с.
5. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д. Ш. Матрос. – М. : Пед. общество России, 1999. – 96 с.
6. Нечаев, М. П. Планирование управленческой деятельности завуча начальной школы [Текст] / М. П. Нечаев // Завуч начальной школы. – 2006. – № 6. – С. 9-14.
7. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы [Текст] / авт.-сост. Т. А. Кобзарева, С. Б. Шатохина, И. Г. Судак. – Волгоград : Учитель, 2009. – 206 с.
8. Педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д. : изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с.
9. Плотникова, Е. Б. Теория и технология управления образовательными системами [Текст] : учеб. пособие / Е. Б. Плотникова. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2005. – 152 с.
10.Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
11.Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий. 2006. – В 2 т.
12.Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
13.Управление качеством образования [Текст] / под ред. М. М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
14.Управление развитием школы [Текст] : пособие для руководителей образоват. учреждений. – М. : Новая шк., 1995. – 462 с.
15.Управление школой: теоретические основы и методы [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. С. Лазарева. – М. : Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.
16.Хридина, Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой [Текст] / Н. Н. Хридина. – Екатеринбург : Урал. изд-во, 2003. – 383 с.
17.Яковлев, Е. В. Управление качеством образования [Текст] : учеб.-практ. пособие / Е. В. Яковлев. – Челябинск : ЧГПУ, 2000. – 147 с.
6. Оценочные средства по всем формируемым компетенциям.
готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10) | |
ЗНАТЬ: современные тенденции развития образовательной системы, виды образовательных систем в начальной школе, основы стратегического управления развитием школы, технологию создания миссии образовательного учреждения, основы социального партнерства, направления взаимодействия образовательной системы и социальных институтов УМЕТЬ: осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие, видеть проявление закономерностей в конкретных условиях образовательного процесса, изучать состояние и потенциал управляемой образовательной системы, организовывать взаимодействие с коллегами, родителями, социальными партнерами; критически осмысливать свою профессиональную деятельность ВЛАДЕТЬ: методами стратегического и оперативного анализа образовательного учреждения, его внешней и внутренней среды; технологиями участия в инновационных процессах | Текущий контроль: – Выступление на коллоквиуме – SWOT- и PEST-анализы внешней и внутренней среды учреждения начального общего образования –Миссия учреждения начального общего образования – Таблица «Цели и риски социального партнерства с родителями». – Анализ программы развития учреждения начального общего образования Рубежная аттестация: Экзамен |
готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11) | |
ЗНАТЬ: современные ориентиры развития образования, основные направления управленческой деятельности в начальной школе, механизмы исследования, проектирования, организации и оценки реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий УМЕТЬ: изучать состояние и потенциал управляемой образовательной системы, использовать имеющиеся возможности образовательной среды и проектировать новые условия для обеспечения качества образования; анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию; проводить анализ собственной профессиональной деятельности ВЛАДЕТЬ: инновационными технологиями менеджмента в управлении начальной школой; навыками анализа урока, занятия, воспитательного мероприятия | Текущий контроль: – Выступление на семинаре – Тест – Разработка и анализ учебного занятия – Деловая игра по теме «Этнические особенности управленческой практики в образовании» – Анализ публичного отчета образовательного учреждения – Разработка интервью с потенциальным социальным партнером. Проигрывание интервью Рубежная аттестация: Экзамен |
готов организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12) | |
ЗНАТЬ: сущность, содержание, структуру современного образовательного процесса и образовательных систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере начального общего образования, характеристики эффективной команды, механизм поиска новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач, направления взаимодействия образовательной системы и социальных институтов, основы делового администрирования УМЕТЬ: анализировать инновационные процессы в сфере образования; организовывать взаимодействие с социальными партнерами, использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решения в управлении образовательным учреждением; применять приемы создания команды ВЛАДЕТЬ: инновационными технологиями менеджмента в управлении начальной школой; навыками литературной письменной и устной речи; навыками применения методик педагогического исследования; способами осмысления и критического анализа научной информации; приемами публичного выступления, аргументации, ведения полемики; навыками межличностных отношений; способами разрешения конфликтов | Текущий контроль: – Выступление на семинаре – Разработка воспитательной системы класса – Фрагмент программы развития учреждения начального общего образования. – Дебаты по теме «Стили управления: какой выбрать?» – Заполнение таблицы «Механизмы аттестации педагогических кадров». – Деловая игра «Процедура аттестации педагогических работников». – Подготовка проекта «Информирование родителей» (с последующим использованием в рамках родительского собрания). Рубежная аттестация: Экзамен |
готов использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13) | |
ЗНАТЬ: современные ориентиры развития отечественного и зарубежного образования; основы делового администрирования, типы управленческих решений, основы принятия решений УМЕТЬ: выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании; использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решения в управлении учреждением начального общего образования ВЛАДЕТЬ: способами осмысления и критического анализа научной информации; приемами принятия решений; способами разрешения конфликтов; различными стилями педагогического взаимодействия; педагогическими способностями (ораторскими, коммуникативными, актерскими и т.д.); способами пополнения профессиональных знаний из разных областей общей и профессиональной культуры | Текущий контроль: – Решение кейсов – Реферат – Разработка и анализ документов (в подгруппах) – Разработка рекламы образовательного учреждения с целью привлечения социальных партнеров Рубежная аттестация: Экзамен |
7. Вопросы экзамена:
1. Системный подход в педагогике как основа для понимания сущности образовательной системы.
2. Понятие образовательной системы. Образовательная система как разновидность социальных систем.
3. Виды образовательных систем, их сущность и характеристика.
4. Процесс обучения в начальной школе как система.
5. Понятие воспитательной системы, ее признаки и структура. Управление развитием воспитательной системы
6. Учебное занятие как целостная педагогическая система.
7. Планирование и анализ учебного занятия в начальной школе.
8. Разработка воспитательной системы класса как фактор становления детского коллектива.
9. Управление образовательными системами: понятие, уровни, сопоставление с педагогическим менеджментом.
10. Стратегическое управление развитием начальной школы.
11. Управление качеством инновационного образования в начальной школе.
12. Миссия и ценности начальной школы в контексте инновационного развития школы.
13. Современная начальная школа как объект управления. Коллегиальный характер управления начальной школой.
14. Повышение квалификации и аттестация работников начальной школы.
15. Образовательная система как объект управления. Принципы и функции управления образовательными системами.
16. Управление учением как самоуправляемой системой.
17. Управление качеством образовательных систем.
18. Системы внутришкольного управления в учреждении начального общего образования.
19. Характеристика основных направлений управленческой деятельности в начальной школе. Службы управления в начальной школе.
20. Государственно-общественная система управления образованием и ее влияние на работу учреждения начального общего образования.
21. Направления взаимодействия образовательной системы и социальных институтов. Социальные партнеры учреждения начального общего образования.
22. Организация педагогического взаимодействия с родителями учащихся начальных классов как фактор управления образовательными системами. Технологии работы с семьей младшего школьника.
23. Индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением начального общего образования.
24. Управленческая культура руководителя учреждения начального общего образования.