Разработка конспекта учебного занятия по специальной дисциплине в форме технологической карты

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в учреждениях СПО/ВО и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта представляет собой проект педагогического процесса в границах одной темы или урока.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку преподавателя к учебному занятию.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающихся по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность, общие и профессиональные компетенции);

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы со студентами на занятии, согласовать действия педагога и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность вторых в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволяет педагогу:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- определить компетенции, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

- системно формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции;

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему уроков);

- проектировать свою деятельность на семестр, курс посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

- освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает педагога от непродуктивной рутинной работы,

- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы;

- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

- обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации образовательных организаций СПО/ВО контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

- используются эффективные методы работы с информацией;

- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;

- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Рассмотрим примеры шаблонов технологических карт.

Схема 1 – Технологическая карта урока

ФИО преподавателя:

Дисциплина:

Учебная группа:

Курс:

Тип урока:

Вид урока:

Тема  
Цель  
Задачи Дидактические: Воспитательные: Развивающие:
Планируемые результаты Компетенции Общие компетенции (ОК): Профессиональные компетенции (ПК):   - знать: - уметь: - владеть:  
Основные понятия  
Межпредметные связи  
Ресурсы: - основные: - дополнительные:
Формы работы студентов Ф – фронтальная; И – индивидуальная; П – парная; Г – групповая
Технология  

Ход урока.

Дидактическая структура урока Деятельность обучающихся Деятельность педагога Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Знания, умения, владения Компетенции
Организационный момент Время: Этапы:         ОК: ПК:
Проверка домашнего задания Время: Этапы:          
Изучение нового материала Время: Этапы:          
Закрепление нового материала Время: Этапы:          
Контроль Время: Этапы:          
Рефлексия Время: Этапы:          

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока.

Схема 2 – Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактичес-ких задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности
Организационный момент            
Актуализация знаний            
Сообщение нового материала            
Закрепление изученного материала            
Подведение итогов            
Домашнее задание            

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, педагог будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа учебного занятия:

1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):

- соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;

- результативность решения дидактической задачи.

2. Содержание урока:

- соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.

3. Методы и средства обучения

- соответствие приемов и методов обучения решению триединства дидактических, воспитательных и развивающих задач;

- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

4. Формы обучения:

- соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;

- целесообразность использования предложенных заданий.

5. Результативность урока:

- достижение цели и решение дидактических задач урока.

6. Практическая направленность урока:

- практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения студентам;

- организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.

7. Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности:

- уровень самостоятельности студентов при решении дидактической задачи урока;

- характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);

- взаимопомощь;

- интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы обучающегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.

8. Формирование ИКТ-компетентности:

- применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.

9. Структура урока:

- соответствие структуры урока основной дидактической задаче.

10. Контрольно-оценочная деятельность:

- использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;

- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;

- ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся.

11. Педагогический стиль:

- соблюдение норм педагогической этики.

12. Гигиенические требования:

- температурный режим, проветривание аудитории, чередование видов деятельности, динамические паузы;

- соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;

- соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Задание на практическую работу:

1. По рабочей программе дисциплины определить тему учебного занятия.

2. По календарно-тематическому плану выявить внутрипредметные и межпредметные связи, а также запланированные методы и средства обучения.

3. Оформить титульный лист конспекта учебного занятия, проводимого в форме технологической карты, на котором следует указать учебное заведение, название учебного предмета, дату проведения занятия, аббревиатуру учебной группы, в которой проводится занятие, курс. В центре дается тема учебного занятия, ФИО преподавателя.

4. На втором и последующих листах зафиксировать конспект занятия в форме технологической карты. Конспект ведется в зависимости от типа, вида и структуры учебного занятия.

5. Оформить список литературы, которая использовалась при составлении конспекта.

6. Подготовить выводы по использованию технологической карты в учебном процессе.

Наши рекомендации