Разработка конспекта учебного занятия по специальной дисциплине в форме технологической карты
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в учреждениях СПО/ВО и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта представляет собой проект педагогического процесса в границах одной темы или урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку преподавателя к учебному занятию.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающихся по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность, общие и профессиональные компетенции);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы со студентами на занятии, согласовать действия педагога и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность вторых в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволяет педагогу:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить компетенции, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на семестр, курс посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает педагога от непродуктивной рутинной работы,
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации образовательных организаций СПО/ВО контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Рассмотрим примеры шаблонов технологических карт.
Схема 1 – Технологическая карта урока
ФИО преподавателя:
Дисциплина:
Учебная группа:
Курс:
Тип урока:
Вид урока:
Тема | |
Цель | |
Задачи | Дидактические: Воспитательные: Развивающие: |
Планируемые результаты Компетенции | Общие компетенции (ОК): Профессиональные компетенции (ПК): - знать: - уметь: - владеть: |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | |
Ресурсы: | - основные: - дополнительные: |
Формы работы студентов | Ф – фронтальная; И – индивидуальная; П – парная; Г – групповая |
Технология |
Ход урока.
Дидактическая структура урока | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Знания, умения, владения | Компетенции | ||||
Организационный момент Время: Этапы: | ОК: ПК: | ||||
Проверка домашнего задания Время: Этапы: | |||||
Изучение нового материала Время: Этапы: | |||||
Закрепление нового материала Время: Этапы: | |||||
Контроль Время: Этапы: | |||||
Рефлексия Время: Этапы: |
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока.
Схема 2 – Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактичес-ких задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
Организационный момент | ||||||
Актуализация знаний | ||||||
Сообщение нового материала | ||||||
Закрепление изученного материала | ||||||
Подведение итогов | ||||||
Домашнее задание |
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, педагог будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа учебного занятия:
1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
- соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
- результативность решения дидактической задачи.
2. Содержание урока:
- соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
3. Методы и средства обучения
- соответствие приемов и методов обучения решению триединства дидактических, воспитательных и развивающих задач;
- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
4. Формы обучения:
- соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
- целесообразность использования предложенных заданий.
5. Результативность урока:
- достижение цели и решение дидактических задач урока.
6. Практическая направленность урока:
- практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения студентам;
- организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
7. Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности:
- уровень самостоятельности студентов при решении дидактической задачи урока;
- характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
- взаимопомощь;
- интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы обучающегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
8. Формирование ИКТ-компетентности:
- применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.
9. Структура урока:
- соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
10. Контрольно-оценочная деятельность:
- использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;
- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
- ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся.
11. Педагогический стиль:
- соблюдение норм педагогической этики.
12. Гигиенические требования:
- температурный режим, проветривание аудитории, чередование видов деятельности, динамические паузы;
- соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
- соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Задание на практическую работу:
1. По рабочей программе дисциплины определить тему учебного занятия.
2. По календарно-тематическому плану выявить внутрипредметные и межпредметные связи, а также запланированные методы и средства обучения.
3. Оформить титульный лист конспекта учебного занятия, проводимого в форме технологической карты, на котором следует указать учебное заведение, название учебного предмета, дату проведения занятия, аббревиатуру учебной группы, в которой проводится занятие, курс. В центре дается тема учебного занятия, ФИО преподавателя.
4. На втором и последующих листах зафиксировать конспект занятия в форме технологической карты. Конспект ведется в зависимости от типа, вида и структуры учебного занятия.
5. Оформить список литературы, которая использовалась при составлении конспекта.
6. Подготовить выводы по использованию технологической карты в учебном процессе.