Требования к учителю в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Задание 4.Проведите диагностику ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми
Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми
(по В. Г. Маралову) [22]
Чтобы педагог мог создать условия для детей, необходимые для их самопознания и саморазвития, он должен быть ориентирован на личностную модель взаимодействия. Ниже предлагается методика, выявляющая уровень ориентированности на отмеченные модели взаимодействия.
Цель: диагностика ориентирования учителя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися.
Инструкция: предлагается ряд суждений; определите по 5-балльной системе выраженность ориентированности учителя на процесс обучения и воспитания школьников:
5 баллов — полностью согласен с тем или иным суждением;
4 балла — скорее согласен, чем нет;
3 балла — и да, и нет (в равной степени);
2 балла — скорее не согласен;
1 балл — полностью не согласен.
1. Учитель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы.
2. Лучше работать с исполнительным учеником, чем с инициативным и активным.
3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей.
4. Творчество учителя — это лишь благое пожелание, его реальная деятельность полностью зарегламентирована.
5. Лучше провести урок, используя готовые методические рекомендации, чем что-то выдумать самому.
6. Для успеха работы в школе важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность детям.
7. Ребенок подобен глине, при желании из него можно «лепить» все, что угодно.
8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот.
9. Хорошая дисциплина — залог успеха в обучении и воспитании.
10. Школа должна обучать, а семья — воспитывать.
11. Используя понятия «успеваемость», «дисциплина», «внешний вид», можно дать точную и обстоятельную характеристику ученику.
12. Наказание не лучшая мера, но оно необходимо.
13. Хорош тот ученик, кто хорошо учится.
14. В школе гораздо чаще встречаются не очень умные дети, чем способные.
15. Строгий учитель в конечном итоге оказывается лучше, чем нестрогий.
16. С детьми не стоит либеральничать, в противном случае они «сядут на шею».
17. Мальчики в школе нуждаются в большем контроле, чем девочки.
18. Поддерживать следует только ту инициативу школьников, которая соответствует поставленным педагогом задачам.
19. Хорош тот учитель, который умеет контролировать поведение детей.
20. Необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся.
21. Основную ответственность за поведение и воспитание детей несет семья, а не школа.
22. Если ребенок дружит с «плохими» детьми, желаем мы этого или нет, — он станет хуже.
23. Задача школьника одна — хорошо учиться.
24. Лучше ученика лишний раз поругать, чем перехвалить.
25. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к школе.
26. В конфликтных ситуациях чаще прав учитель (он опытнее), чем ученик.
27. Главная задача учителя — реализовать требования программы обучения.
28. Каковы родители, таковы и дети.
29. Слово учителя — закон для ребенка.
30. Двойка не только отрицательная отметка, но и важное средство воспитания.
Обработка результатов
101 балл и выше — выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия педагога с учащимися;
91 — 100 баллов — умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;
81 — 90 баллов — умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;
80 баллов и ниже — выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с учащимися.
Итог: чем выше сумма баллов, тем выраженнее ориентированность учителя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися.
Задание 5.Требования к учителю – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Заполните таблицу, ориентируясь на профессиональный стандарт педагога (приложение А) и оценивая собственные личностные качества