Из истории возникновения педагогических идей и воспитательных практик
Тема. Педагогика в системе наук о человеке
- Из истории возникновения педагогических идей и воспитательных практик
- Предмет и основные задачи педагогики
- Основные положения педагогики как науки
Из истории возникновения педагогических идей и воспитательных практик
Педагогическая отрасль практически неотделима от развития общества. Когда речь идет о педагогике, чаще всего этот термин ассоциируется с «воспитанием». Долгое время дети усваивали производственный и нравственный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Воспитание в этот период еще не было отдельным специфическим видом деятельности.
Первое упоминание о школе и организованном обучении и воспитании встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Это была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников.
В более поздний период рабовладельческого строя уже начинают возникать специальные воспитательные учреждения и, следовательно, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание людей.
В трудах древнегреческих философов содержалось много мыслей о воспитании. Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика». Значение греческого слова``педагогика''(``пайдос'' - дитя и ``аго'' - вести) - вести детей. В Древней Греции педагогами (в переводе «детоводитель») назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их, разговаривать с ними.
Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии.
Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов.
ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н. э.) считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию ``доводами'': Указывал на огромную роль труда в воспитании: ``Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда''. Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением.. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: ``Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы''.
Целью воспитания у СОКРАТА (469-399 гг. до н. э.) было познание самого себя, совершенствование нравственности. Высшие добродетели по Сократу: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию ``всеобщего'' в нравственности как основы истинной морали. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину: от примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию - этим путем он вел своих собеседников.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства, так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин.Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.
В Средние века (V-XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых - ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) и др. Проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами. Их педагогические идеи носили явную религиозную окраску и были пронизаны догматичными учениями.
Идеал воспитания Средневековья - созерцание, смирение.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли философы и мыслители, гуманисты по духу:ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), ФРАНСУА РАБЛЕ (1494-1553), МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) и др. Они критиковали суровую средневековую палочную дисциплину, механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям.
Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать еепредысторией. История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в.
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.
Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО и его ``Великой дидактикой'' (1632 г.). Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.
Цель воспитания - подготовка человека к вечной жизни; выделял: умственное воспитание (познание себя и окружающего мира); нравственное воспитание (управление собой, развитие моральных качеств - справедливости, мужества, умеренности, мудрости); религиозное воспитание (стремление к богу).
Я. А. Коменский создал единую систему образования,выдвинул идею всеобщего начального обучения,призывал ``учить всех - всему'' (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном языке. Сформулировал``золотое правило'' дидактики (принцип наглядности).
Для потомков Я. А. Коменский оставил классно-урочную систему, которой мы пользуемся до настоящего времени: учебный год, каникулы, четверти, учет знаний, работа учителя со всем классом.
Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.
В России первые научные труды по педагогике появились во II-й половине XVIII века при Екатерине II: в своей статье ``О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия'' русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) призывал к разработке педагогики как теории воспитания.
Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870). Педагогические взгляды К. Д. Ушинского глубоко гуманистичны, проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей Родине. Целью воспитания он считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Основная идея его труда в 3-х томах ``Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии'' заключается в следующем: ``Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях''. Он определил, что основа теории педагогики - законы анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и др. наук; требовал единства теории и практики.
Указывал на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей в процессе обучения. Учитывая, что ``дитя мыслит форами, красками, звуками, ощущениями вообще...'', считал наглядность одним из важнейших принципов обучения, обосновал принцип систематичности обучения, сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к учителю, разработал ``Проект учительской семинарии'' (подготовка учителей для начальной школы), высказал мысль об открытии педагогических факультетов в университетах.