ЗАНЯТИЕ 5. Воспитательный потенциал игровой деятельности
Человек бывает вполне человеком, только когда играет. © Ф. Шиллер
Абсолютно все игры в руках настоящего игромастера способны решать задачи масштабно, становиться ценностными © Н.И. Шуть
Цели и задачи занятия:Раскрыть возможности игровой деятельности в воспитании личности.
Ключевые понятия:нравственное воспитание; мотивы включения в игру; коллективные игры; педагогизация игры.
· Игра как средство воспитания.
· Мотивы включению в игру и управление ими.
· Решение воспитательных задач в игровой деятельности.
· Педагогизация игры.
· Что понимается по педагогизацией игры? Прочитайте отрывок из книги «Секреты эффективных игр». Приведите свой пример педагогизации игры.
· Согласны ли вы с высказыванием О.С. Газмана: «…игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой — всегда направлена в будущее…»? Как вы его понимаете?
· Какие игры можно назвать воспитательными?
1. Составьте тезисы по М/Ч № 2.19. «Игра — шаг к человечности»;
2. Воспитывающим потенциалом обладают различные компоненты игры — роли, правила, инвентарь, и, конечно, сам игровой процесс. Заполните таблицу, приводя конкретные примеры:
Воспитание детей в игровой деятельности | |
Направление воспитания | Примеры игр, игровых элементов, игрушек и др. компонентов игровой деятельности |
Трудовое | |
Нравственное | |
Эстетическое | |
Физическое | |
Экологическое | |
Половое | |
Патриотическое |
3. Подготовьте 2 воспитательные игры для портфолио.
Творческие задания:
Представьте, что игра потеряла статус важного средства воспитания. В школах и детских садах учителя и воспитатели прибегают только к учебным занятиям, а воспитание идет методом убеждения и внушения. Попытайтесь изменить ситуацию:
ü Подготовьте социальную рекламу игры и ее воспитательного значения (листовку, видео, плакат);
ü Разработайте план родительского собрания по теме «Воспитательное значение детской игры»
ü Сделайте подборку афоризмов и иллюстраций и оформите стенгазету или коллаж по теме «Воспитание ребенка в игре».
1. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли//Избранные психол.труды: М.: Педагогика, 1980.-Т. 2. - С. 82-90.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск,1994. -144 с.
3. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогике к педагогике свободы / О.С. Газман, - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
4. Кожухова В.К. Образовательное и воспитательное значение подвижных игр //Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2012. № 14. С. 143-145.
5. Куликова, Л.В. Коллективная игра в воспитательной системе школы Текст.: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: номер спец.: Владимир, 1999. - 22 с.
6. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей. // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М., № 3. 2005
7. Шмаков С.А.Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М.: Магистр. 1992. — 160с.
8. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры //Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 17-23.
ЗАНЯТИЕ 6.