Телекоммуникационные средства, применяемые в дошкольном образовании
Вся история нашей цивилизации показывает, что для нормального развития общества необходим обмен информацией между людьми. Особую роль этот обмен играет в сфере образования. Благодаря возможности передавать информацию от одного человека другому, а, может быть, и одновременно с появлением этой возможности и появилось обучение. Неслучайно, в наши дни работа преподавателя и обучаемого невозможна без продуктивного обмена информацией.
Вначале, на заре истории человечества обмен информацией осуществлялся при помощи жестов и мимики, затем отдельных звуков и, наконец, человеческой речи. На протяжении тысячелетий информацию можно было передать только устно при личном общении. В дальнейшем – письменно, при помощи папируса, пергамента или бумаги. В этом случае личный контакт двух людей становился необязательным. С развитием технологий, за последние сто пятьдесят лет, люди научились передавать информацию на большие расстояния при помощи телеграфа, телефона, радио, телевидения. Такие технические средства, которые в полной мере можно назвать телекоммуникационными, позволяют привнести в образовательную деятельность возможность обмена информацией разных типов. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении, что повышает способность телекоммуникационных средств повлиять на эффективность образования.
В современном мире все большую роль в процессе обмена информацией приобретают компьютеры и основанные на них компьютерные средства телекоммуникаций.
В середине шестидесятых годов прошлого века люди научились соединять компьютеры друг с другом. Это дало возможность связывать компьютеры в компьютерную сеть, объединяющую аппаратные, программные и информационные ресурсы нескольких компьютеров и позволяющую каждому человеку, работающему с любым из компьютеров, использовать всю совокупность этих ресурсов. В такой сети отдельные пользователи компьютеров получают возможность обмениваться файлами и сообщениями, пользоваться общим сетевым принтером и другими периферийными устройствами, и, что важно, использовать информацию, рассредоточенную в сети по отдельным компьютерам.
Связанные между собой компьютеры можно рассматривать с разных точек зрения.
С одной стороны, объединение компьютеров – это компьютерная сеть. С другой стороны, – это средство передачи информации в пространстве, средство организации общения людей. Именно благодаря этому свойству компьютерные сети все чаще называют телекоммуникационными сетями, подчеркивая, тем самым, их предназначение, а не особенности их устройства.
Различают локальные и глобальные телекоммуникационные сети. Как правило, локальной называют сеть, связывающую компьютеры, находящиеся в одном здании, одной организации, в пределах района, города, страны. Иными словами чаще всего локальной является сеть, ограниченная в пространстве. Локальные сети распространены в сфере образования. Большинство ДОУ и других учебных заведений имеет компьютеры, связанные в локальную сеть. В тоже время современные технологии позволяют связывать отдельные компьютеры, находящиеся не только в разных помещениях или зданиях, но находящиеся на разных континентах. Неслучайно можно встретить учебные заведения, имеющие филиалы в разных странах, компьютеры которых объединены в локальные сети. Более того, локальные сети могут объединять и компьютеры разных учебных заведений, что позволяет говорить о существовании локальных сетей сферы образования.
В отличие от локальных, глобальные сети не имеют пространственных ограничений. К глобальной сети может быть подключен любой компьютер. Любой человек может получить доступ к информации, размещенной в этой сети. Наиболее известным примером глобальной телекоммуникационной сети является сеть Интернет (INTERNET). Интернет не является единственной глобальной телекоммуникационной сетью.
Таким образом, большинство учебных заведений системы дошкольного образования обладают как локальными сетями, так и возможностью использования глобальных сетей.
Важно понимать, что понятия локальной и глобальной сети относительны. Так, например, телекоммуникационная сеть сферы образования с одной стороны локальна, так как не охватывает компьютеры, находящиеся в организациях системы здравоохранения, обороны, искусства или культуры, с другой стороны такая сеть охватывает компьютеры, в учреждениях системы образования, расположенных на разных континентах и, в полной мере может считаться глобальной.
Достоинством локальной сети является ограничение сферы распространения информации, что позволяет организовать оперативный информационный обмен между людьми, работающими в одной области и ограничить доступ к информации людям, не имеющим к ней отношения. В то же время ограниченность локальной сети порождает проблемы ограниченности доступа к информации. Так, например, для дошкольников и педагогов ДОУ, имеющей только локальную сеть недоступно большинство информационных ресурсов, размещенных в глобальных телекоммуникационных сетях. Однако общедоступность и изобилие информационных ресурсов глобальных сетей приводит к ряду других проблем. К их числу можно отнести проблему качества и достоверности информации, проблему поиска и навигации, проблему информационной безопасности, а также другие проблемы.
В практике информатизации сферы дошкольного образования необходимо разумное сочетание использования локальных и глобальных телекоммуникационных сетей. В связи с этим современный воспитатель должен уметь использовать все виды телекоммуникационных сетей в своей профессиональной деятельности.
Но, какая бы ни была телекоммуникационная сеть, ее основное назначение состоит в обеспечении обмена информацией. Простейшая модель обмена информацией описывает передачу информации от источника к приемнику. В качестве источника и приемника информации могут выступать как компьютеры, так и люди, работающие с компьютером. Таким образом, с помощью телекоммуникационных сетей возможна организация информационного обмена человека с человеком, человека с компьютером и компьютера с компьютером. Важно отметить, что эти три вида информационного обмена.
Информация от источника передается к приемнику через канал связи. Число источников и (или) приемников может превосходить единицу, и тогда источники и приемники информации соединяются друг с другом последовательно. В этом случае говорят, что используется коммутация каналов связи. Для коммутации каналов противоположностью является коммутация пакетов информации. Коммутация пакетов предполагает разбиение передаваемой информации на фрагменты, имеющие собственный заголовок и рассматриваемые как отдельные сообщения. Пакеты информации, передаваемые по каналам связи от источников к приемникам информации, поступают на специальные устройства, называемые маршрутизаторами, и направляются по назначению.
Коммутация пакетов позволяет эффективно использовать каналы связи для передачи информации, она лежит в основе современных телекоммуникационных сетей.
Информация может быть рассредоточена между отдельными источниками, но любой приемник имеет к ней доступ. Этот подход к совместному использованию информации составляет основу открытости телекоммуникационных сетей.
В качестве источников и приемников информации могут выступать и компьютерные сети, которые, в зависимости от способов взаимодействия компьютеров в них, можно разделить на две группы – централизованные и одноранговые.
Централизованные локальные и глобальные сети строятся на основе архитектуры «клиент – сервер», которая предполагает выделение в сети так называемых серверов и клиентов. К клиентам относятся компьютеры, называемые рабочими станциями и сети, не имеющие непосредственных контактов друг с другом. Одна рабочая станция не может обмениваться информацией с другой рабочей станцией без использования сервера. В качестве сервера может быть использован практически любой компьютер, в том числе и не отличающийся от рабочей станции. Сервер играет в сети особую роль – он управляет процессом обмена информацией.
Архитектура «клиент – сервер» предоставляет пользователям быстрый, эффективный, высокопроизводительный и простой доступ с локальной рабочей станции к информации, размещенной в телекоммуникационной сети, как на сервере, так и на любом другом компьютере.
Одноранговые локальные сети (одноранговыми могут быть только локальные сети) основаны на равноправном взаимодействии компьютеров. В такой телекоммуникационной сети каждый компьютер может выступать и как рабочая станция, и как сервер. В одноранговой сети рабочие станции могут обмениваться информацией напрямую.
В современных учреждениях образования можно встретить как централизованные, так и одноранговые локальные сети, которые часто обеспечиваются выходом в глобальные телекоммуникационные сети. При этом роль сервера может играть как отдельный специальный компьютер, так и обычный компьютер, используемый учителем.
Обмен информацией производится между источниками и приемниками информации по определенному правилу, называемому протоколом. Наиболее известен протокол TCP/IP, используемый в глобальной сети Интернет. Существует несколько протоколов, каждый из которых обладает своими особенностями. Многообразие протоколов затрудняет работу с телекоммуникационными сетями, сужает круг доступа к информации, содержащейся в разных сетях или доступной при использовании разных протоколов. В связи с этим особенностью современных подходов к развитию компьютерных сетей является стандартизация протоколов.
Широкое внедрение телекоммуникационных сетей во все сферы жизни человека, в том числе и в образование, стало возможным только после появления глобальной компьютерной сети Интернет.
В основе работы сети Интернет находятся идеи стандартизации используемых протоколов передачи информации, открытости архитектуры и возможность свободного подключения новых сетей. Все это, в совокупности, привело к распространенности сети Интернет в разных странах мира, к использованию этой телекоммуникационной сети в различных сферах деятельности человека, включая образование.
Использование телекоммуникационных сетей в дошкольном образовании открывает новые возможности, основными из которых являются:
· расширение доступа к учебно-методической информации;
· формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать информацию;
· организация оперативной консультационной помощи;
· повышение индивидуализации обучения, развитие базы для самостоятельного обучения;
· обеспечение проведения виртуальных учебных занятий в режиме реального времени;
· организация совместных исследовательских проектов;
· моделирование учебной исследовательской деятельности;
· доступ к уникальному оборудованию, моделирование сложных или опасных объектов, явлений или процессов и пр.;
· формирование сетевого сообщества педагогов;
· формирование сетевого сообщества учащихся;
· выработка у обучаемых критического мышления, навыков поиска и отбора достоверной и необходимой информации.
Возможно, под телекоммуникационными средствами, используемыми в дошкольном образовании, следовало бы понимать любые средства и инструменты, имеющие отношение к передаче информации, используемой в обучении дошкольников. При таком подходе к телекоммуникационным средствам, используемым в системе дошкольного образования, помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться телефон, телевизор и многие другие телекоммуникационные устройства. Такое определение имеет полное право на существование.
При этом телекоммуникационные компьютерные сети полноценно заменяют все остальные телекоммуникационные средства, обладая целым спектром дополнительных возможностей. В связи с этим становится оправданным отнесение к телекоммуникационным средствам, используемым в сфере образования, только компьютерных средств передачи образовательной информации.
Телекоммуникационные средства, используемые в образовании, - средства информатизации образования, обеспечивающие обмен информацией в телекоммуникационных сетях.
Важно отметить, что под понятие телекоммуникационных средств, используемых в образовании, подпадают наряду с аппаратными средствами, такими как серверы, рабочие станции, сети или маршрутизаторы, также и специализированное программное обеспечение и информационное наполнение, без которых полноценный информационный обмен в сфере образования был бы невозможен.
Благодаря использованию телекоммуникационных средств в сферу дошкольного образования проникли общеизвестные телекоммуникационные сервисы, такие как электронная почта, телеконференции и удаленный доступ к информации.
Электронная почта (E-Mail) – система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т. д.). Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов. Важным свойством электронной почты, привлекательным для образования, является возможность реализации асинхронного обмена информацией.
Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена новостями по определенной тематике. Телеконференции позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени.
Доступ к удаленным информационным ресурсам . Используя специализированные средства – информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения в мировых информационных источниках. К числу распределенных телекоммуникационных ресурсов, применяемых в системе дошкольного образования, могут быть отнесены различные средства обучения, созданные для ДОУ и доставляемые до обучаемого посредством использования разнообразных средств информатизации.
План семинарского занятия № 2
2.1. Проникновение технических средств информатизации в дошкольное образование.
2.2. Аппаратное обеспечение.
2.3. Технологии и средства мультимедиа.
2.4. Телекоммуникационные средства, применяемые в дошкольном образовании.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие аудиовизуальные и технические средства обучения используются в современных ДОУ?
2. Классифицируйте известные вам технические средства, используемые в обучении. Какие критерии лежат в основе построенных вами классификаций?
3. Чем цифровые средства обучения отличаются от аналоговых средств обучения? Отметьте достоинства и недостатки цифровых и аналоговых средств обучения. Какие типы средств обучения кажутся вам наиболее перспективными?
4. Является ли обычная книга (например, учебник) средством информатизации образования?
5. Почему компьютер является универсальным средством, автоматизирующим процессы обработки, хранения и представления информации?
6. Какие компьютеры считаются персональными?
7. Что такое аппаратное обеспечение?
8. Перечислите и опишите известные вам компьютерные аппаратные платформы.
9. Как определить достаточность компьютерного аппаратного обеспечения для использования в процессе информатизации образования?
10. Приведите примеры периферийных устройств.
11. Какие критерии используются для классификации видов информации?
12. Чем прямая информация отличатся от ассоциативной?
13. Что такое мультимедиа?
14. Почему понятие мультимедиа считается многозначным?
15. Как использование мультимедиа может повлиять на эффективность образования?
16. Что такое "виртуальная реальность"? Как "виртуальная реальность" связана с мультимедиа?
17. Что такое интерактивность?
18. Что такое компьютерная сеть? Какие виды компьютерных сетей вы знаете?
19. Приведите примеры использования локальных и глобальных компьютерных сетей в дошкольном и общем среднем образовании.
20. Перечислите и опишите основные преимущества использования телекоммуникационных сетей в обучении дошкольников.
21. Что относится к телекоммуникационным средствам, используемым в образовании? Приведите примеры таких средств.
22. Перечислите основные сервисы глобальных телекоммуникационных сетей, используемые в дошкольном образовании.