Развитие образовательной деятельности в соответствии с курсом социальной модернизации Казахстана
За годы Независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран. Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия.
27 январяя выступил в Парламенте с Посланием народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации.
В Послании-2012 Президентом были даны конкретные поручения Правительству. Так согласно 13 поручению, Министерству образования и науки РК поручено следующее:
– начиная с 2013–2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения;
– провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;
– внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение».
Дальнейшие шаги по модернизации образовательной системы.
В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана. И самое главное здесь то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети. Это волнует каждую семью.
Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.
Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:
1) оптимизация образовательных учреждений;
2) модернизация учебно-воспитательного процесса;
3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.
В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта – дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского.
При этом нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования.
Система образования должна оставаться общенациональной. Во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования. Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные. В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов.
Необходимо Правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликования Пятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий. Также следует провести ревизию всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем объединения или упразднения отдельных учреждений. В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий. [6]
В интерактивной лекции Президент РК Н. А. Назарбаев отметил, что «успешные университеты – это, в первую очередь, те вузы, которые имеют статус автономности, академической свободы и ориентированности на научно-исследовательскую деятельность».
В структуре социально-экономической модернизации любого государства с рыночной экономикой определяющее место занимает инновационное предпринимательство, поскольку именно оно является локомотивом сегодняшнего экономического развития и повышения качества жизни индивида. В свою очередь, перевод предпринимательства на инновационный путь развития требует серьезной модернизации законодательства, которая невозможна без сильной научной правовой базы и грамотных юристов.
Предпринимательство в большей части регулируется диспозитивными нормами, поэтому определяющими при обновлении системы высшего юридического и послевузовского образования должны стать его направленность на повышение качества преподавания блока гражданско-правовых дисциплин, приоритет привлечения магистрантов и докторантов к научным исследованиям в области частного права, развитие юридической клиники. А этого можно достичь путем углубленной предметной специализации системы подготовки юристов.
Сущность этой специализации состоит в том, что сегодня общественные отношения, которые в правовом государстве без исключения регулируются правом, получили огромный прорыв вперед. Между тем, время подготовки юриста с высшим образованием (бакалавра и магистранта) и возможности среднестатистического индивида охватить весь спектр знаний в сфере постоянно развивающегося права, а тем более наработать определенные практические навыки, объективно ограничены. Поэтому обучающиеся должны больше и глубже изучать те юридические дисциплины, которые составляют основу их будущей практической деятельности. Отметим, что отдельные, понимающие эту проблему вузы, пытаются проводить предметную специализацию через образовательные программы, но это исключение, и не дает должного эффекта.
Особенно важна таковая специализация для будущих юристов в сфере гражданского права и правового обеспечения предпринимательства. Насколько объемна и сложна эта отрасль юридических знаний известно каждому грамотному человеку. Между тем есть примеры, когда вузы экспериментируют изучение студентами гражданского права (общая и особенная части) лишь в одном семестре. Это вызывает непонимание и возмущение со стороны цивилистов. Даже в советское время, когда практически отрицалось частное право, этот предмет изучался три и даже четыре семестра. Поэтому, в учебных планах по юриспруденции необходимо увеличить и закрепить тот минимальный объем часов по гражданскому праву и другим дисциплинам частноправового блока, который в обязательном порядке должен изучаться студентом и магистрантом, избравшим образовательную программу по гражданскому праву и правовому регулированию предпринимательства.
Важнейшей составляющей углубленной специализации системы подготовки будущих юристов является изучение студентами и магистрантами основ тех общественных отношений, которые являются предметом данной отрасли права.
К сожалению, правовая наука порой забывает, что право – это, главным образом, форма экономических отношений, а правовые нормы должны служить экономическим интересам предпринимателей, потребителей и обществу в целом. В итоге, право как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов и поведение участников хозяйственных отношений, выполняет свои задачи содействия эффективному функционированию предпринимательства не в достаточной мере. Единство права и экономики состоит в том, что, в свою очередь, любая экономическая деятельность, всякое поведение предпринимателя должны быть основаны на нормах Закона.
Немаловажной в структуре модернизации системы образования является задача мотивации и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза. Не секрет, что опытные цивилисты сегодня востребованы реальной рыночной экономикой, и немногие из них работают в системе высшего и послевузовского образования. Все это не лучшим образом отражается на знаниях и первичных навыках по применению законодательства выпускниками юридических факультетов и вузов.
В этой связи, сегодня необходимо проводить активную работу по привлечению в учебный процесс грамотных цивилистов, создавать условия для подготовки таковых специалистов из числа магистрантов и докторантов, начинающих преподавателей (в том числе методом перепрофилирования). Это первоочередная задача, поскольку основу любого серьезного дела составляет мотивированный и квалифицированный персонал.
Качественное обновление системы профессионального образования – это ключевой фактор успеха всего модернизационного процесса в Республике Казахстан. [7]
Президент Нурсултан Назарбаев подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании". Этот документ имеет огромное значение для нашей страны, поставившей перед собой цель формирования интеллектуальной нации и вхождения в сообщество самых развитых государств. Его реализация направлена на дальнейшее совершенствование системы образования, повышение его качества и расширение доступности. Новый закон содержит множество принципиальных нововведений, которые вызывают широкий интерес в обществе.
В последнее время происходит энергичное, иначе не скажешь, совершенствование законодательства в отрасли знаний. В конце 2010 года была принята Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы, в начале 2011-го был утвержден новый Закон РК "О науке". И вот теперь принята новая редакция Закона РК "Об образовании". Главная цель его принятия, можно выделить две цели – стратегическую и, условно говоря, тактическую. С первых дней Независимости страны, которой в нынешнем году исполняется 20 лет, Глава государства Нурсултан Назарбаев в качестве одной из главных стратегических линий построения нового Казахстана избрал развитие человеческого капитала. Недавно им поставлена и гораздо более масштабная задача – формирование интеллектуальной нации, где три базовых аспекта – образование, наука, инновации.
Именно образованию был посвящен один из первых законов страны – "Об образовании", принятый в 1992 году, где была закреплена приоритетность данной сферы и ее исключительная значимость для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала государства.
За прошедшие годы сделано многое. Уже в 1993 году по инициативе Президента была запущена уникальная в мировой практике программа "Болашак" для обучения талантливой казахстанской молодежи в лучших университетах мира. Создана сеть школ для одаренных детей. Реализованы две масштабные государственные программы развития образования. Выстроена принципиально новая институциональная структура подготовки кадров, соответствующая современной международной практике.
Страна уверенно интегрируется в мировое научно-образовательное пространство, Казахстан присоединился к Болонскому процессу. Здесь мы безусловные лидеры среди центральноазиатских стран. Высшая школа перешла на трехуровневую модель подготовки "бакалавр – магистр – доктор философии (PhD)". Внедрена кредитная технология обучения, вузовские программы аккредитуются на международном уровне.
То есть образование модернизируется в столь же высоком темпе, как весь Казахстан, который международными экспертами признан вошедшим в тройку лидеров самых быстроразвивающихся стран мира.
А такое стратегическое продвижение требует перманентной модернизации и законодательной базы образования, приведения ее в соответствие с новыми задачами развития государства. Особенно в свете столь системной инициативы Президента, как Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в корне меняющей направленность и структуру экономики и требующей по-новому подготовленных кадров всех уровней. Это первая, стратегическая цель принятия нового закона.
Вторая цель связана с принятием Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы, поставившей во главу угла принципиально новые цели достижения нового качества образования – от дошкольного до высшего и послевузовского. Кроме того, за истекший год выдвинут и реализуется целый ряд новых инициатив, также затрагивающих важнейшие основы развития системы образования. Выполнение этих задач также требует соответствующей модернизации законодательства, и эту цель можно назвать тактической.
Еще один аспект – новая система подготовки и переподготовки педагогов, которую мы начали формировать в нынешнем году. Она ориентирована на системный рост авторитета, социальной роли и квалификации учителей.
Третий аспект – создание "точек качественного роста" всей системы образования на основе интеграции лучшего мирового опыта и базовых задач развития казахстанской экономики и общества. Уже реализован уникальный проект Назарбаев Университета. Этот вуз становится ориентиром для подъема уровня всей нашей высшей школы, для чего разработана новая система классификации вузов. В минувшем году принята особая законодательная база, которая позволит Назарбаев Университету функционировать в режиме лучших высших учебных заведений мира. Аналогичную роль в среднем образовании играют Назарбаев Интеллектуальные школы.
За прошедший год было сформированы принципиально новые подходы к развитию технического и профессионального образования (ТиПО) – уже создан Национальный совет с участием ведущих работодателей и бизнес-ассоциаций, начали работу отраслевые и региональные советы. На апробированных мировой практикой принципах создается холдинг "Кәсіпқор", который станет ядром модернизации системы ТиПО.
В среднем образовании – это переход на 12-летнее обучение, введение централизованной вертикали контроля качества образования, которую мы уже начали в нынешнем году формировать, существенное повышение требований к школьным учебникам и многие другие шаги. Все это нашло законодательную поддержку в новом законе.
Подробнее остановимся на некоторых из изменений и дополнений в Закон "Об образовании". Предоставление нашим молодым гражданам возможности получить бесплатное для них высшее образование – не единственная задача госзаказа. Главная его цель – обеспечить экономику и общество необходимым количеством квалифицированных специалистов конкретных направлений. И, естественно, государство заинтересовано, чтобы они работали по полученной специальности. Но в ряде сфер такая цель достигается неполностью.
Особенность программы академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава заключается в первую очередь в том что она дает возможность обучающимся и преподавателям-исследователям в течение семестра или учебного года пройти обучение или проводить исследования в другом вузе внутри страны или за рубежом. По завершении обучения освоенные образовательные программы студенту обязательно перезачитываются в своем высшем учебном заведении.
Ранее существовали государственная аттестация и аккредитация вузов. Согласно новому закону оставлена только аккредитация. Обе эти процедуры направлены на обеспечение должного качества высшего образования, но между ними есть существенные отличия. Аттестация осуществляется уполномоченным госорганом по проверке осуществления образовательной деятельности вузом в соответствии с государственными образовательными стандартами и является обязательной процедурой. Такой инструмент применяется в настоящее время лишь в постсоветских государствах. В соответствии с взятым курсом на предоставление казахстанским вузам большей самостоятельности и в связи с поручением Главы государства о сокращении контрольно-надзорных функций Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы предусматривает сокращение данного вида госконтроля к 2015 году.
Аккредитация носит менее формализованный характер. Данная процедура построена не только на соответствии установленным стандартам. Важную роль здесь играют мнения преподавателей и студентов об удовлетворенности условиями работы и учебы. Также немаловажно представление работодателей о профессиональной пригодности выпускников. Поэтому аккредитация позволяет более эффективно оценить деятельность вуза.
Именно такая система действует в развитых странах, и она является важной составной частью международной системы обеспечения качества образования. Осуществляют ее независимые аккредитационные агентства. Есть два вида аккредитации: институциональная (когда аккредитацию проходит вуз в целом) и специализированная (по отдельным специальностям). Прохождение аккредитации повышает конкурентоспособность вузов, способствует их признанию в стране и за рубежом.
Новый закон открывает перед отечественной аккредитацией широкие возможности, что позволит еще более эффективно интегрироваться в мировое образовательное пространство и повышать качество подготовки специалистов. Сейчас министерство прорабатывает все необходимые нормативные акты. В Казахстане будут созданы соответствующие аккредитационные органы и их национальный реестр. Вузы, прошедшие в них аккредитацию, будут вправе выдавать гражданам документы об образовании собственного образца.
Кроме этого, высшие учебные заведения могут проходить на добровольной основе международную аккредитацию, что позволит выпускникам этих вузов быть конкурентоспособными на международных рынках труда.
В республике отказались от старой системы подготовки кандидатов и докторов наук и перешли на подготовку докторов философии (PhD). Теперь речь идет уже и о целевой подготовке докторов PhD. Законом впервые в нашей стране вводится механизм целевой подготовки докторов PhD для региональных высших учебных заведений и научных организаций. Реализован он будет следующим образом. Министерством на конкурсной основе будут определяться базовые вузы для размещения соответствующего государственного заказа. Конкурс на выделяемые места будет проводиться отдельно, вне общего конкурса, только среди претендентов на целевую подготовку. При этом с каждым таким докторантом будет заключен трехсторонний договор "базовый вуз – направивший вуз или научная организация – докторант". По завершении обучения докторант обязуется отработать в направившем высшем учебном заведении или научной организации не менее трех лет.
В соответствии с дополнением к статье 40 нового закона, после регистрации вновь созданным организациям образования необходимо получить лицензию на образовательную деятельность в течение шести месяцев. В противном случае такая организация ликвидируется в судебном порядке.
Теперь в соответствии с новым законом вместо ПГК вводится иной вид контроля – внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Она осуществляется уполномоченным органом и реализуется в основной школе – с целью определения дальнейшей траектории обучения; в профильной школе – с целью оценки уровня учебных достижений; в высшем образовании (на 4-м курсе) – выборочно, с целью мониторинга освоения учебной программы по направлениям обучения. По результатам будут публиковаться ежегодные областные доклады о состоянии и развитии системы образования, определяться рейтинг организаций образования.
Принципиальное отличие ВОУД от ПГК – в отказе от правовых последствий в отношении организаций образования. Упор будет делаться на широкое информирование потенциальных учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. И те из них, что не обеспечивают достаточный уровень подготовки, будут вынуждены либо принимать экстренные меры к исправлению ситуации, либо уходить с рынка образовательных услуг.
Введение централизованной вертикали контроля качества среднего образования. До этого такая система действовала только в высшем образовании. Теперь она распространяется на средние школы и профессионально-техническое обучение.
Предоставление образовательных услуг в двух последних сферах у нас относится к компетенции местных исполнительных органов. Это полностью соответствует мировой практике, где идет интенсивная децентрализация образовательных систем с передачей многих полномочий муниципальным органам и самим организациям образования.
Однако в таких развитых государствах, как Швеция, Великобритания, Франция, Япония, Финляндия и многие другие, одновременно с этим сохраняется жестко централизованный непрерывный контроль качества образования со стороны государства. Он реализуется министерствами образования и центральными органами, имеющими региональные подразделения. Этим самым обеспечивается высокий общенациональный уровень качества образования.
У нас до последнего времени вопросы такого контроля также были отнесены к ведению местных органов. Теперь мы переходим на централизованную систему, которая обеспечит единство подходов и требований в столь социально важном деле.
С этой целью постановлением Правительства созданы региональные структуры Комитета по контролю в сфере образования и науки – департаменты в каждом областном центре. Среди их основных функций – вопросы госконтроля, лицензирования, аттестации, независимого мониторинга качества образования. Определены их структура и штатная численность.
Уверен, что данная система, как и другие принципиальные новации в законе, внесет важный вклад в обеспечение нового качества обучения наших молодых граждан. А значит, и в достижение масштабной цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым, – формирование в Казахстане интеллектуальной нации. [8]