Младший дошкольный возраст
Согласовано
«_____»______________ 2016 г.
Заведующий МБДОУ
____________ Сироткина Л.С.
Старший воспитатель
_____________ Толчинникова Г.А.
Перспективный план вторая младшая группа «Весна»
Воспитатели:
Троян О.Н.
Гафарова А.В.
Для лучшей ориентации воспитателей в содержании образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные области выделены и раскрыты в начале представленного планирования.
· Социально – коммуникативное развитие;
· Познавательное развитие;
· Речевое развитие;
· Художественно – эстетическое развитие;
· Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитиевключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическоеразвитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелко моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Материал рассчитан на творческий подход к использованию педагогами-практиками с учетом интеграционной модели.
ВЕСНА
месяц | неделя | Тема, цель недели |
МАРТ | Первая | «Мы спешим поздравить маму с женским днем!» О.О. Социально-коммуникативная О.О. Художественно-эстетическая Цель: Нравственно-эстетическое воспитание младших дошкольников в процессе интеграции при раскрытии образа матери. Расширение представлений детей о чувствах человека через образ матери в искусстве (музыка, живопись, поэзия). Воспитывать уважение и любовь детей к матери, хранительнице домашнего очага. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Понимает, что родители – самые родные люди, которые заботятся о своих детях. Ø Осознает, рассказывает об обязанностях членов своей семьи. Ø Знает, самостоятельно декламирует простые четверостишия по теме, использует песенный репертуар в расширении сюжета ролевой игры. Ø Совместно с воспитателем использует в речи метафоры, сравнения, прилагательные при описании образа, качеств характера мамы. Ø Знает особенности празднования любого праздника. |
Вторая | «Мы маленькие Крымские ребята». О.О. Социально-коммуникативная О.О. Познавательная Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – Крыма, России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Осуществлять ознакомление дошкольников в процессе интеграции с историческим, культурным, географиическим, природно-экологическим своеобразии Крымского полуострова; Воспитывать чувство гордости за свою Родину, эмоционально-ценностное отношение к своей стране. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Знают, что наша страна – Россия. Ø Знают, что наша Родина – Крым. Ø Знакомы, что в Крыму проживают люди разной национальности, которые говорят на разных языках и имеют свою культуру. Ø Дети младшего возраста на первых этапах знакомства с разнообразием национального костюма, песен, танцевального репертуара народов проживающих в Крыму. | |
Третья | «Берегите первоцветы» О.О. Социально-коммуникативная О.О. Познавательная О.О. Художественно-эстетическая Цель: Сохранять редкие и исчезающие раноцветущие виды природной флоры крымского полуострова. Популяризация экологического образования; Формирование бережного отношения к дикорастущим растениям и навыков природоохранной работы; Воспитание любви к природе родного края; Воспитание экологической культуры. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Может охарактеризовать с помощью взрослых качественные изменения в природе Крыма весной. Ø Дети знают и называют разнообразие цветовой гаммы в весенний период. Ø Знают и называют элементарные приметы весны, соотносят с иллюстративным материалом. Ø Знают и называют первые весенние цветы – подснежники. Ø Сформированы простейшие навыки природоохранной работы. Ø Знают правила поведения в природе, могут совместно со взрослым читать природоохранные знаки. | |
Четвертая | «Птицы возвращаются в край родной!» О.О. Социально-коммуникативная О.О. Познавательная О.О. Художественно-эстетическая Цель: Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям; Развивать интерес к жизни птиц; Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Выделяют и называют птиц среди животного мира. Ø Знают и дают элементарную сравнительную характеристику между птицей и животным. Ø Знакомы со средой их обитания, особенностью передвижения. Ø Определяют по внешнему виду и называют птиц: синички, вороны, сороки, голуби – зимующие птицы; ласточка, скворец. Ø Самостоятельно рассматривают иллюстрированные, стимульные альбомы по теме рассказывают об увиденном. | |
АПРЕЛЬ | Первая | «Путешествуем по Крымским зоопаркам». О.О. Социально-коммуникативная О.О. Речевая Цель: Способствовать расширению знаний о животных обитающих в искусственно-созданной среде - Зоопарке, об их внешнем виде, питании, месте обитания в природе и разнообразии крымских зоопарков. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Воспитывать доброе отношение к животным. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Знают о разнообразии животного мира, совместно со взрослым называют различную среду обитания животных: в естественной среде – лес, поля, луга… в искусственно созданной среде – зоопарках. Ø Знакомы с особенностью ухода за животными в зоопарках. Ø Называют и рассказывают о зоопарках Крыма, разнообразии животных. Ø Самостоятельно знают, называют правила поведения в зоопарках. |
Вторая | «В космос к звездам полетим». О.О. Социально-коммуникативная О.О. Познавательная Цель: Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства. Систематизировать детские представления о планете Земля, формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Знают о роли Солнца на Земле. Ø Знакомы с профессией космонавт – исследователь космоса. Ø Появление у детей чувства гордости за достижения в отечественной космонав-тики. Ø Повышение познавательной активности | |
Третья | «День, который нам запомнился больше всего». (праздник – День рождения) О.О. Социально-коммуникативная О.О. Речевая О.О. Художественно-эстетическая Цель: Формировать культуру празднования Дня рождения; обогащение жизненного опыта детей, умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения; развивать потребность дарить друзьям подарки и поздравления. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Оперируют местоимением Я, выделяют себя среди других. Ø Входят в контакт с детьми разного возраста налаживает с ними активное взаимодействие. Ø Знакомы с традицией празднования дня рождения, посредством сюжетно-ролевой игры. Знают и используют в игре необходимые атрибуты, предметы заместители. | |
Четвертая | «Весенний крымский перезвон» О.О. Познавательная О.О. Художественно-эстетическая Цель: Познакомить детей с праздником Пасха. Расширить представления детей о празднике Пасха. Обогащение знаний детей об истории возникновения пасхальных традициях народа. Особенностью празднования в Крыму. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Дети знают и называют праздник Пасхи, народными традициями и её основными атрибутами (крашенные яички, куличики, паски) Ø Дети самостоятельно могут исполнить народные песенки жанров – веснянки. Ø Дети могут дать характеристику видов пасхальных яичек : крашенки, крапанки, писанки. Ø Самостоятельно могут выполнять роспись плоскостных яиц, выполняя декоративные элементы знакомыми способами рисования (примакиванием, тычком, рисованием ватной палочкой) | |
МАЙ | Первая | «Весенние заботы»(сад, огород, цветник) О.О. Социально-коммуникативная О.О. Познавательная Цель: Систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании сельско-хозяйственных культур, воспитывать интерес к труду, желание трудиться на огороде, на участке в посадке овощей. Обучение элементарной экологической безопасности в процессе выполнения трудовых поручений. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Систематизированы элементарные знания о выращивании сельско-хозяйственных культур. Ø Дети знают и называют сельскохозяйственные культуры, их значение в жизни человека и животных. Ø Сформированы простейшие навыки экологической безопасности, соб-ственной безопасности в процессе выполнения трудовых поручений. |
Вторая | «На экскурсию в деревню» О.О. Социально-коммуникативная О.О. Речевая Цель: Воспитание у дошкольников положительного отношения к труду по уходу за домашним животным. Расширить и уточнить знания детей о домашних животных: образе их жизни, питании, названия жилища, о том, какую пользу приносят они человеку. Познакомить с трудом животновода, с особенностями ухода за домашними животными. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Знают и называют домашних животных и их детенышей (кошка, корова, собака, коза); Ø Умеют звукоподражать животным (мяукает, лает, мычит..) Ø Знают и называют особенности питания домашних животных (кошка- лакает молоко; собака грызет кость, корова, коза жует траву).. Ø Ориентируются и называют места обитания домашних животных: кошка – в доме; собака в конуре, будке; корова, коза – в сарае) Ø Дети знают, умеют элементарно рассказать о пользе домашних животных для людей; владеют элементарными знаниями и навыками по уходу за домашними животными. | |
Третья | Педагогическая диагностика «Разнообразный мир Крымских насекомых». О.О. Социально-коммуникативная О.О. Познавательная Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Разнообразный мир Крымских насекомых». Формирование у дошкольников элементарных представлений о насекомых их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развитие эмоциональной отзывчивости; коммуникативных навыков; формирование навыков исследовательской деятельности. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Различает и называет самых распространенных насекомых, ориен-тируется в особенностях внешнего вида. (бабочка, божья коровка, гусеница, жук, кузнечик, муравей). Ø Знает о необходимости соблюдения человеком правил экологической культуры, чистоты природной окружающей среды. | |
Четвертая | Педагогическая диагностика «Детский сад веселый дом, как жилось ребятам в нем?» О.О. Социально-коммуникативная О.О. Речевая О.О. Познавательная Цель: Систематизировать и обобщить знания дошкольников по пяти образовательным областям и основной образовательной программы «Истоки» в процессе интеграционного подхода и проведения срезовых занятий. Планируемые результаты усвоения темы на конец недели: Ø Активно делится своими знаниями с ребятами в процессе НОД и самостоятельного общения, игры. Ø Проявляет интерес к окружающей среде, новым объектам и самому себе. Ø Наблюдателен, сообразителен, любознателен, умело использует увиденное и услышанное ранее, пытается самостоятельно делать выводы. |
Списочный состав детей
Набока Игорь
Литвинов Максим
Петрович Илья
Борисовская Полина
Мурычев Данил
Королевская Злата
Исаченко Саша
Новикова Антонина
Ганиев Энвер
Горбачев Иван
Болдырев Максим
Горошко Милана
Калита Данил
Аметов Ремзи
Рудь Анна
Новикова Анастасия
Гурова Полина
Раздобудько Полина
Данилюк Илья
Богдашевская Ира
Эбубекирова Адиле
Максимов Никита
Максутова Анелия
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
МАРТ
№ | ВИД РАБОТЫ | ДАТА | РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ |
1. | Семейный праздник | « Маму поздравить все вместе хотим!» | |
2. | Выставки | Моя мама мастерица! Экологической газеты «Берегите первоцветы» | |
3. | Информационные бюллетени | Весна идет!! «С праздником дорогие женщины!» | |
Берегите первоцветы! | |||
Выходной с ребенком. | |||
4. | Секционная работа: | 1 неделя | Огород на окне. Скворечник на участок или встречаем птиц! |
5. | Экологическая акция | 3 неделя | «Крымские первоцветы» |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА
ВЕСНА
№ п\п | Содержание труда | Задачи трудового воспитания детей | Перечень трудовых умений и навыков | Формы организации детей | Основные приемы руководства деятельностью детей | ||
Труд по уходу за комнатными растениями | Познакомить с жизненно важным условием существования растения (потребность в тепле, влаге, свете). Обучение детей процессу полива комнатного растения. Учить вытирать и поливать растения. Формировать умение соотносить результат с целью. | Умение правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки упираться в край горшка | Труд подгруппами | Ознакомить со структурой трудового процесса: с помощью модели принять цель, определить предмет труда, отбор инструментов. Обучение трудовым действиям и их последовательности. Формировать умение соотносить результат с целью. | |||
| |||||||
Посадка лука в ящики на зелень. | Закрепить представления о последовательности трудово-го процесса, используя модели. Сформировать представление о потребности растений в земле. Воспитывать интерес к посадке растений. Вызвать интерес к совместному труду по выращиванию растений. | Навык посадки лука: Заполнение | Коллективный труд | Определение последователь-ности трудового процесса посадки лука по модели. Контроль выполнения трудовых операций; Оценка деятельности; Учет индивидуальных особенностей Оценка выполненной работы детьми. | |||
Посев семян душистого горошка | Учить детей узнавать семена душистого горошка. Формировать навыки посадки семян. Вызвать интерес к выращиванию растений. | Навык посадки семян: сделать бороздки; посадить семена в бороздки; присыпать землей; полить. | Коллективный труд | Рассмотреть семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые). Определение последовательности посадки семян (сделать бороздки, посадить семена в бороздки, присыпать землей, полить). Поэтапное выполнение. Контролировать выполнения Оценка выполненной работы детьми. | |||
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УЧАСТКЕ | |||||||
Высадка рассады в цветник | Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они выращивают в уголке природы. | Навык высадки раса-ды в грунт:сделать бороздки; посадить растение в бороздки; присыпать землей (прижать); полить | Коллективный труд | Оценка выполненной работы детьми. | |||
Расчистка клумб от прошлогодней травы. | Цель: воспитывать положительное отношение к труду. | Умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, совместно выполнять. | Подгрупповые поручения | Оценка выполненной работы детьми. | |||
Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев | Цель: учить трудиться сообща, дружно, доводить дело до конца, радоваться результату труда. | Умения принимать и ставить трудовую задачу, совместно и индивидуально выполнять трудовое поручение. | Индивидуальные и подгрупповые поручения. | Контроль выполнения трудовых операций; Оценка деятельности; | |||
Сбор мусора на участке детского сада | Цель: формировать стремление к коллективной деятельности. | Умение работать тщательно, ответственно относиться к поставленной задачи | Подгрупповая индивидуальная | Оценка выполненной работы детьми. | |||
РУЧНОЙ ТРУД | |||||||
Тема: «Золотая рыбка» -аппликация из сухих листьев | Цель: Продолжать учить детей наклеивать высушенные листья (заготовки) на лист бумаги создавая образ рыбки, аккуратно и правильно пользоваться клеем, кистью и салфеткой | В процессе создания совместных творческих работ следует привлечь внимание детей рассмотреть разнообразие материалов, способов крепление элементов композиции и оборудо-вание, которые используются в работе. Обязательно подчеркнуть результат труд. На основе таких конкретных творческих, эстети-ческих впечатлений у ребенка начинает складываться представление о творческой деятельности человека, её значимости, воспиты-вается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие. | Подгрупповая по желанию детей. Дети четко выполняют словесную инструкцию, совершенствуют технические навыки. | Организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой воспитатель поэтапно знакомит с разнообразием техник, материалов, умение работать вместе малыми подгруппами, доводить начатое дело до конца, анализировать, давать элементарную оценку результату коллективной работы. (показ, индивидуальное разъяснение, совместное выполнение) | |||
Тема: «Постройка дома»- спичечные коробки. | Цель: Учить детей строить дом из спичечных коробков, закреплять умение пользоваться кистью и клеем .Воспитывать терпение и усидчивость. | ||||||
Тема: «Пирамидка»-из соленого теста | Цель: Учить детей делить кусок на несколько разных по величине кусочков, закреплять приемы лепки, развивать интерес к лепке. | ||||||
Тема: «Домик для птиц»-из спичек . | Цель: Учить детей аккуратно пользоваться клеем, наклеивать на силуэт спички прижимая их салфеткой. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать терпение и усидчивость | ||||||
Тема: «Мы волшебники!»- заготовлен рисунок свечой | Цель: Учить закрашивать лист слева -на право, аккуратно и не оставляя пробелов. Создать игровую обстановку и радостное настроение. | ||||||
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ+ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ КРЫМСКОЙ ПРИРОДЫ.
ВЕСНА.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Наблюдения за явлениями неживой природы | ||
1. | Приметы весны | Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха. За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко. Писатель М. Пришвин поэтично назвал три основных пери ода весны: "весна света", "весна воды", "зеленая весна" Из этих названий можно представить, какие наиболее яркие изменения можно наблюдать в каждый период весны. Воспитателю следует обратить внимание детей на свисающие сосульки, отметить, как они блестят на солнце, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно понаблюдать за весенним дождем, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь. |
2. | Таянье снега | Активное таяние снега начинается в Крыму угадать очень сложно, но часто первой половине марта можно наблюдать это явление. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака. |
3. | Ветер | Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года. |
4. | Проталины | То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко. |
5. | Весенняя гроза. | В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди оконча-тельно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно. |
Наблюдения за растительным миром | ||
1. | Прогулки в парк. | В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предложить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники. В начале весны в группу можно принести ветки тополя с нераспустившимися листочками, чтобы дети наблюдали за их появлением. Во время целевой прогулки в сад воспитатель обращает внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясняет, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня. Во время прогулок на участке воспитатель показывает появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла. Дети убеждаются, что трава растет быстро. Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу можно принести букетики ветреницы, первоцвета, чистяка и др. На прогулках воспитатель предлагает детям найти желтые, белые, синие цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, медуницу, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху. Совместно с педагогом фиксируют наблюдения в альбоме «Разноцветная природа Крыма» |
Наблюдения за животным миром | ||
1. | Насекомые, земноводные, рептилии. | Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке воспитатель знакомит ребят с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их. Все наблюдения ведутся в естественных условиях — в природе. На некоторое время насекомых можно поселить в стеклянные банки (садки) для наблюдений. Следует приучать детей бережно к ним относиться. Дошкольники должны знать, например, что бабочку в руки брать нельзя, у нее нежные крылья. На прогулках в лес, к водоему воспитатель в процессе многократных наблюдений знакомит малышей с лягушкой (она зеленая, у нее большие глаза; лягушка прыгает в траве, в воде плавает, квакает). |
2. | Птицы. | Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны. В марте прилет ласточек, чеканов, удодов, журавля-красавки, цапли, травника, шилоклювки, кулика-сороки, зябликов, юрков, овсянок, лебедей, гусей, дроздов певчих... Массовое пение жаворонков. В марте слышна первая песня зябликов, воркование витютней. Строительство гнезд у птиц, устройство гнезд. Прилет птиц продолжается в апреле. В конце апреля – первая песня соловья, кукование кукушки. Появляются первые выводки у вороны, степного жаворонка. Строительство гнезд у чаек. В мае прилетают розовые скворцы, продолжение пролета птиц из теплых стран: насекомоядных и других. В конце месяца выводки у куропатки, скворца, чеканов, журавля степного орла степного, ласточек. |
3. | Млекопитающие. | Появление летучих мышей в марте. Массовое пробуждение животных, линька. Появление с апреля месяца детенышей у большого тушканчика, ежа, летучих мышей, оленей, косуль, зайцев, хорьков, муфлонов. |
НАБЛЮДЕНИЯ И УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. |
Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
Содержание наблюдения | Методическая подсказка | ||||||
В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками (герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фикус, фуксия гибридная, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема). Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытье широких, кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого). | В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. | ||||||
В организации любого труда в природе – совместного ли воспитателя и ребенка, плановых ли дежурств в уголке природе, коллективного труда – необходимо четкое выделение трех этапов:
| |||||||
Герань | Аспидистра | Бегония вечноцветущая | Фуксия гибридная | Амазонская лилия | |||
Кливия | Колеус | Бальзамин | |||||
В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, укрепляется интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, необходимо учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения. | |||||||
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МАРТ
НАЗВАНИЕ ИГРЫ | ЦЕЛЬ ИГРЫ И ОБЬЕМ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ОБОРУДОВАНИЕ | |
Сюжетно-ролевые игры: 1. Собираемся на прогулку 2. День рождения куклы Кати ______________________ 3.Парикмахерская | Цель:развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. | Игровая проблемная ситуация, обсуждение содержания игры, хода развития игры; совместное выполнение действий, расширение сюжета. | Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик. | |
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». | Игровая проблемная ситу-ация, обсуждение содер-жания игры, хода развития игры; совместное выпол-нение действий, расши-рение сюжета, использо-вание элементов элемен-тарного музицирования. | Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики. | ||
Цель:познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. | Разнообразные приёмы по распределению ролей; обсуждение хода развития сюжета игры; совместное выполнение игровых действий. | Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д. | ||
Подвижные игры: 1. П/и «Не наступи на цветок» . 2. П\и «Птички в гнездышках 3. П/и «Весенний ветерок» | Цель: Совершенствовать разнообразные движения по заданному периметру (круг, квадрат); действоватьпо сигналу. Воспитывать коллективность, внимательность, уважение к играющим. Оборудование: искусственные цветы. По сигналу воспитателя (или музыку) дети ходят, бегают таким образом , чтобы не наступить на цветок. Используются разные виды ходьбы, бега,( в помещении- ползание на четвереньках) Тот, кто нарушил правила, выходит из игры. | |||
Цель: Учить действовать по сигналу ведущего, ориентироваться по периметру площадки. Развивать координацию движения. « - Дети становятся в обручи, разложенные на полу. После слов воспитателя «Солнышко светит»Птички вылетили с гнезд», дети выскакивают с обручей, бегают по площадке, взмахивая руками «крыльями» После слов воспитателя: «Солнышко село. Птички летят домой. Раз! Два! Три!» Дети занимают свои места в «гнездах». Кто не успел вернуться на место на счет «три» оставляет игру. Побеждает самая ловкая и внимательная «птичка» | Знакомство с правилами игры. Практическое упражнение на раскрепощения детей. | Наголовники, | ||
Цель: Учить действовать согласно содержанию слов ведущего, действовать по сигналу, ориентироваться по периметру площадки. Развивать координацию движения. Воспитатель: Из кусточка на опушке Чьи-то выглянули ушки, И помчался: в прыг да скок- Серый, маленький клубок. (дети приседают по всей площадке, представляя себя в роли зайчика)Под текстовое сопровождение ,поднимаются и сложив руки «как зайки» прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Воспитатель: Ветер, ветер! Догоняй-ка! Не догнать лихого зайку! (дети разбегаются по всей площадке, убегая от ветерка-воспитателя) Упражнения на восстановление дыхания. | Знакомство с правилами игры, объяснение, заучивание слов, совместная игра | |||
Дидактические игры: 1. «Д/и «Любимый цветок»» 2. «Кто как голос подает?» 3. «Цветочный магазин» 4. «Один -много» Дидактические альбомы 1.Первоцветы. 2. Весенние гости. (альбом перелетных птиц) | Цель. Систематизировать знания детей об особенностях строения, цветовой окраски весенних цветов. Развивать познавательный интерес, наблюдательность; активи-зировать словарь детей. Дети по очереди выбирают картинку , описывают цветок, начиная словами: «Каждый цветок красив по-своему. | Объяснение правил игры, совместное выполнение игрового задания с пояснением. | картинки с изображением первоцветов. | |
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Птицы весной». Учить по описанию находить и называть птицу. Развивать память, наблюдательность. | Игровой набор. предметные картинки | |||
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Объяснение правил игры, совместное выполнение игрового задания с пояснением. | |||
Цель:Совершенствовать в умении образовывать множественное число имени существительного: утка — утки, лебедь — лебеди .... | ||||
1. Цель:Расширить, систематизировать знания детей о весенних цветах. Продолжать формировать первичные знания о природоохранных мероприятий и действиях людей для пользы и приумножения природных богатств. 2. Цель:Систематизировать и обобщить знания детей о разнообразии перелетных птиц Крыма. Развивать память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к крылатым обитателям Крыма. | Совместное рассматривание + рассказ пояснение. | |||
Дидактические альбомы по рассматриваемой теме. | ||||
Игра-драматизация: 1. настольный театр «Петушок и бобовое зернышко» | Ц.:формирование специальных игровых умений: умение быть доброжелательным зрителем, смотреть и слушать выступающих детей, благодарить за театральную постановку - аплодисментами; *учить при исполнении роли использовать средства выразительности (мимика, жесты, движение); * умение взаимодействовать с другими участниками игры (играть дружно, исполнять привлекательные роли по очереди) | Беседа, распределение ролей, разучивание слов. | Набор настольного театра. | |
Строительные игры: 1. .Постройки героям сказки Петушок и бобовое зернышко. 2. Дорога в горах Крыма | Ц.:Обучение способам и приемам работы с разнообраз-ными наборами настольного конструктора постройку к объекту для которого строится жилище, выбирать самос-тоятельно единицу измерения. Развитие самостоятельнос-ти и активности мышления, конструктивно-творческих способностей; Развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив. | Объяснение правил игры, совместное выполнение игрового задания с пояснением, обыгрывание сюжета. | Напольные и нас-тольные наборы деревянного кон-структора, природного. | |
Ц.:продолжатьзнакомить детей со способами построения конструкций с наклонной поверхностью, использование пластин. Развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив. | Объяснение, совместное выполнение игрового задания с пояснением, обыгрывание сюжета | Настольный конструктор «Лего». | ||
САМОСТОЯТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(ВЕСНА)
ВИД РАБОТЫ | ЦЕЛЬ РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ||
П О Н Е Д Е Л Ь Н И К | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства | При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональ-ный отклик на изображенное худож-ником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки; форми-ровать навыки выражать свое отно-шение к художественному образу. | Портретная живопись: И.Е.Репина «Украинка», «Последний букет», Ф.С. Журавлева «Боярышня» Пейзаж: Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Левитан «Март», «Большая вода», Бродская Лидия Исааковна. Весна на полях. Маринистический пейзаж: Айвазовский Иван Константинович Парусник у берегов Крыма в лунную ночь., Вид Крыма., Лунная ночь в Крыму., После бури. Натюрморт: Архипова Людмила Борисовна. Майский букет, «Цветущий май»; П.П. Кончаловский Сирень., Федин Александр - натюрморт с сиренью, Ромащенко В.М . Пасхальный натюрморт, Ольга Ткачева. Пасхальный натюрморт. Б.М. Кустодиев. Светлое Воскресение. Эскиз. | |
В Т О Р Н И К | Ознакомление с музыкальными произведениями | Побуждать детей самостоятельно воспринимать музыкальные произ-ведения характеризующие пробуж-дения весенней природы; и отражающее праздничное весеннее настроение. Побуждать использо-вать музыкально-ритмические дви-жения под знакомые муз. произведения веселого характера. | ПЕНИЕ: «Мамочка моя» - В.Арсеева, «Есть у солнышка друзья» - Е.Тимофеева, «Пришла весна» - Е.Юдакина, «Веселая песенка» - Г.Левкодимова, «Пирожок» - А.Филипенко. МУЗЫКА ДЛЯ СЛУШАНИЯ: «Дождь и радуга» - С.Прокофьев, «Весна» - А.Вивальди, «Гусли звучатые» - В.Кита, «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского , П. И. Чайковский «Подснежник». | |
ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 1.«Веселые музыканты» - муз. «Парень с гармошкой» Г.Свиридов. 2. «Не устоять на месте!» - «Вальс-шутка» Д.Шестаковича 3. Музыкальная сказка «Дудочка» - муз. «Дудочка-дуда» - Д.Слонова 4. Игра «Скворцы и кошка» - муз. Ю.Шутенко | ||||
С Р Е Д А | Ознакомление с литературными произведениями | Обогащать впечатления детей в связи с наблюдениями природных явлений зимой; учить слушать, вслушиваться, запоминать литера-турно-художественные произведе-ния, определять особенности, самостоятельно рассказывать об услышанном, создавать иллюстра-ции к прочитанному. | ПОЭЗИЯ: «Появление весны» - Л.Модзилевский, «Апрель» - Л.Яхнин, «Подснежник проснулся» - И.Беляков, «Весенняя гостья» - И.Белоусов. Устное народное творчество: Заклички: «Прийди, прийди, солнышко», «Выйди, выйди солнышко», «Дождик, дождик». ПРОЗА: Э. Шим «Солнечная капля», Русская народная сказка «Март, Апрель, Май», К.Ушинский «Ветер и солнце», Г.Скребицкий «На лесной полянке» Н.Павлова «Под кустом». | |
Ч Е Т В Е Р Г | Ознакомление с декоративно-прикладным искусством | Учить детей любоваться экспонатами мини-музея, опреде-лять особенности росписи писанок, передавать простой орнамент рос-писи в плоскостном изображении. | Создание мини-музея в группе «Такие разные писанки»; Выставка сюжетного макета «Встречаем пасху» Мини-музей Национальные жилища русского, украинского и крымско-татарского народов; | |
П Я Т Н И Ц А | Ознакомление с театральным искусством | Познакомить детей с видами настольного театра, формировать образно-выразительные умения, побуждать самостоятельно органи-зовывать мини представления. | СПЕКТАКЛИ: «Сказочное желание волка из волшебного леса»; «Золотое яичко», «Весенние приключения» (по сказке Репка); ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ: «Весенние цветы», «Гномики в волшебном весеннем лесу» «Праздник народных закличек», « Мы ребята-дошколята» |
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
МАРТ
Одуванчик. Одуванчик, одуванчик!(приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу) И сольются с небосводом. |
| ||||||||||||||
“Вороны” Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар - кар -кар! (громко) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар - кар -кар! (громко) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: Кар - кар -кар! (тихо). | |||||||||||||||
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
МАРТ
«Цветы» Наши нежные цветы распускают лепестки (плавно разжимают пальцы), Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (помахать руками перед собой) Наши нежные цветки, закрывают лепестки, (плавно сжимают пальцы) Тихо засыпают, головой качают. (плавно опускают их на стол) | "ГНОМИКИ-ПРАЧКИ" Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки) Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, (правой рукой загибают на левой руке Чикки, Микки. пальчики, начиная с большого пальчика) Раз, два, три, четыре, пять, (правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга) Токи - рубашки, пики - платочки, Лики - штанишки, (опять загибают пальчики на Чикки - носочки, левой руке, начиная с большого) Микки умница был, Всем водичку носил. |
"ПОМОЩНИКИ" Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки) Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой о другую) Чайник, чашку, ковшик, ложкуИ большую поварёшку.(загибают пальчики, начиная с большого пальчика) Мы посуду перемыли, (опять трут одной ладошкой о другую) Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали.Так мы маме помогали.(сжимают и разжимают кулачки) | "ЗДРАВСТВУЙ" Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую! (пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками) |
Тематические беседы
по безопасности жизни и деятельности.
МАРТ