Виды и классификации активности обучаемых в игровом проектировании и взаимодействии
Высшим уровнем развития активности личности, утверждает Г.И. Щукина [1979], является осмысление этой позиции им самим: «искать самому, не ждать подсказки и помощи, преодолевать трудности».
Активность обучаемых не только имеет существенное значение, но и является профилирующим условием эффективности игрового взаимодействия. Интерактивное обучение предполагает как внутригрупповую, так и межгрупповую активность. Практически любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.
Физическая активность участниковотвечает учебным целям изменения в физическом окружении и в пространственной среде, меняет образ действий (способы обучающей деятельности), партнеров по игровому взаимодействию, например, участники игры:
- меняют рабочее место;
- пересаживаются;
- делают презентацию у доски, перед аудиторией;
- работают в малой группе;
- участвуют в пленуме;
- говорят;
- жестикулируют;
- пишут;
- слушают;
- созидают;
- делают рисунки, лепят;
- иногда вскакивают с места;
- выполняют те или иные физические действия для релаксации и т.д.
Социальная активность участниковинтерактивных игр проявляется в том, что они инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техник! обмена информацией, способы общения с организатором игры с экспертами.
Например:
- осуществляют выбор стратегий взаимодействия;
- задают разнообразные вопросы: на уточнение, на развитие,
на понимание;
- проверяют, что они поняли, и формулируют ответы;
- отвечают на вопросы;
- обмениваются мнениями, репликами, комментариями;
- участвуют в дискуссии в роли «критиков», «провокаторов»,
«оппонентов», «докладчиков» и т.д.;
- выступают в роли «обучаемого» и «обучающего»;
- осуществляют рефлексию;
- действуют от имени игровой роли: «начальника», «делового партнера»;
- работают на игре «экспертами» или «компетентными судья
ми»;
- высказывают замечания по поводу... и делают резюме; и т.д.
Познавательная активность участникаинтерактивной игры проявляется в инициировании отвечающей учебным целям постановки вопросов, определении способов диагностики и анализа материалов игры, изложении или презентации новых результатов, оказании влияния на содержание самой технологии обучения и развития. Например:
- формулируют проблему и ее постановку;
- определяют приоритеты, проблемы, трудности и «тупики»;
- находят варианты и возможное решение ситуации или за
дачи;
- корректируют материалы, предлагаемые преподавателем;
- вносят поправки, дополнения;
- выступают как один из источников профессионального опыта;
- предлагают рекомендации, вырабатывают советы;
- разрабатывают, создают программу или проект и обосновывают его;
- осуществляют дебрифинг, извлекая уроки и формулируя новые умения и навыки.
На интерактивных имитационных играх обучаемые должны не только осваивать, понимать и воспринимать получаемую от преподавателя информацию, т.е. обучаться, но и осуществлять самостоятельные индивидуальные и групповые практические действия по решению проблемы или ситуации. Обучение, анализ и решение проблем — часть непрерывного процесса пересмотра установок, ценностей и убеждений, снятия стереотипов, который осуществляется через постоянное взаимодействие новой информации с тем, что уже известно участнику игры.
Таким образом, интерактивные технологии — имитационные и деловые игры, ролевые упражнения и тренинги, анализ ситуаций и игровое проектирование и др. — обеспечивают для будущего специалиста своего рода «фундамент», с которого начинается строительство нового мира, нового образовательного пространства.