Сущность и значение индивидуальной работы с подчиненными
Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое, целенаправленное и согласованное педагогическое воздействие командиров (начальников) на сознание, чувства и поведение конкретной личности с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах ее всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.
Опыт говорит: мало что можно изменить в воспитании личного состава, если не выработать желания проводить эту работу ежедневно, ежечасно, Используя ее как действенное средство создания здоровой морально-психологической атмосферы в каждом армейском коллективе, искореняя неуставные взаимоотношения
Рассмотрим индивидуальную работу в ее теоретическом и практическом аспектах.
Теоретическая основа индивидуальной работы базируется на общем социологическом законе формирования личности, заключающемся в единстве общения и обособления человеческого индивида.
Человек может проявить свою индивидуальность и вообще обособиться в качестве индивида только в обществе, только в ходе его развития.
Современная наука утверждает, что различные общественные функции, преломляющиеся в отдельном человеке, – это главным образом сменяющие друг друга способы жизнедеятельности. Более того, как само общество делает из человека члена общества, так и человек создаст само общество. Современная наука рассматривает человека и как решающий двигатель общества, как главную производительную силу, как главного носителя общественных отношений. И развитие его коллективности и индивидуальности находится в диалектическом единстве.
Модально-психологический аспект индивидуальной работы базируется на правиле: человека надо ценить. Выдающиеся руководители, педагоги и полководцы никогда не забывали об этом правиле. Глубочайший принцип человеческой природы – страстное желание быть ценимым.
Таким образом, индивидуальную работу можно рассматривать как совокупность целенаправленных воспитательных воздействий на сознание, чувства и поведение конкретной личности, одну из форм социального общения и взаимодействия людей. Главным при этом является умение учитывать индивидуальные особенности человека и находить такие методы влияния, которые окажутся наиболее действенными в отношении именно данной личности. Воспитательные возможности, заложенные в индивидуальной работе, сами по себе не трансформируются в высокие показатели воина в службе, учебе и дисциплине. Главное – добиваться реализации принципов ее организации и проведения.
К ним относятся:
выполнение основополагающих требований, заложенных в уставах: каждый начальник учит и воспитывает своих подчиненных; охват воспитательным воздействием всех без исключения военнослужащих, независимо от должности, поведения и отношения к делу;
планомерность, систематичность и целеустремленность индивидуальной работы;
учет индивидуальных особенностей каждого воина, а также специфики подразделений, условий службы, дислокации, характера выполняемых задач;
выбор и использование необходимых методов и средств индивидуального и коллективного воздействия на воина;
постоянный контроль за деятельностью военнослужащих, обеспечение объективной информации об их настроениях, поведении и взаимоотношениях.
Успех индивидуальной воспитательной работы обеспечивается соблюдением строгой законности, поддержанием уставного порядка, высокой организацией боевой подготовки, всей службы, постоянной заботой об обеспечении воинов в полном объеме всеми положенными видами довольствия, об улучшении их досуга, быта и другими условиями.
Индивидуальная работа, как правило, всегда целеустремлена и конкретна, ибо проводится с конкретными людьми и преследует вполне определенные цели обучения и воспитания.
Одной из особенностей индивидуальной работы является се оперативность, поскольку она может проводиться в любое время и в любой обстановке. Проведение работы в таком режиме доступно любому офицеру, прапорщику, сержанту, понимающему ее суть и владеющему основами его методики.
В индивидуальной работе находит более полное свое воплощение такой важный принцип педагогики, как индивидуальный подход. Он требует строить эту работу на основе учета индивидуальных особенностей человека. В этом состоит единство индивидуальной работы и индивидуального подхода. Эти понятия хотя и тесно связаны между собой, но различны по своему содержанию.
Индивидуальный подход к людям помогает понять причины нарушений дисциплины, а за этими причинами лучше разглядеть и самих людей. На основе анализа выявленных причин можно прийти и к выводам в отношении тех мер, которые необходимо предпринять, чтобы предупредить правонарушения и своевременно решать наболевшие вопросы. Но для этого потребуется провести с этими воинами индивидуальную работу. В ее основе будут лежать те выводы и рекомендации, к которым мы пришли в результате индивидуального подхода к людям при изучении и анализе причин нарушений дисциплины и неуставных взаимоотношений в коллективе.
Следовательно, индивидуальную работу и индивидуальный подход нельзя отождествлять, но их нельзя и противопоставлять, так как они находятся в постоянном единстве. Это единство состоит в том, что индивидуальная работа строится на основе индивидуального подхода, дает возможность работы с людьми не вслепую, как иногда бывает, а с полным пониманием того, куда должны быть направлены наши усилия, какие средства могут оказаться наиболее действенными, как быстрее достигнуть воспитательных целей, помочь исправиться тому или иному воину.
Структурно содержание индивидуальной воспитательной работы включает три взаимосвязанных этапа: подготовительный; целенаправленное педагогическое воздействие; результативный.
Необходимо учитывать и условия, стимулирующие педагогическое взаимодействие: обстановку в стране, регионе; отношение в стране к армии, к Поенному человеку; службу в армии, организацию быта и досуга; материально-техническую базу воинской части; традиции части, положительный опыт в воспитательной работе; нравственно-психологическую агмос4»еру в коллективе; авторитет воспитателя:
педагогическую культуру воспитателя; интерес, готовность воспитуемого к самосовершенствованию; профессиональную подготовленность воспитателей; мотивацию воспитуемого.
Но прежде чем приступать к индивидуальной воспитательной работе, необходимо знать, к чему готовить подчиненного, то есть каковы требования к данному военнослужащему по профессиональному предназначению.
Первый этап – подготовительный. Данному этапу принадлежит особая роль: он предопределяет всю действенность индивидуального подхода к военнослужащему. Анализ содержания этапа показывает, что он имеет свои подэтапы: диагностический, изучения личности, прогностический, выбора оптимальных путей достижения целей.
Содержание этого этапа включает:
определение, к чему необходимо стремиться в процессе подготовки военнослужащего, что и как изучать, диагностировать в личности, познавать в ней.
прогнозирование перспектив развития и путей их практической реализации в работе с конкретным человеком.
выбор наиболее целесообразных средств, форм и методов достижения поставленных целей.
Второй этап – практическая реализация плана индивидуальной воспитательной работы с подчиненным. В ходе данного этапа воспитатель, используя различные средства и методы педагогического воздействия с военнослужащим (воздействия на него), добивается активного участия ею и самосовершенствовании, достижении качественной подготовки для выполнения служебных обязанностей.
На втором этапе происходит дальнейшее изучение индивидуальных особенностей подчиненного.
Главная цель третьего этапа – оценить, выявить результат изучения и педагогического взаимодействия с воспитуемым (воздействия на него). Этот этап – фактически начало нового цикла индивидуальной воспитательной работы. В этот период происходит диагностика и корректировка воспитательной деятельности начальника.
Итак, индивидуальную работу мы рассматриваем как процесс деятельности. В ее основе лежит один из принципов педагогики – индивидуальный подход, который определяет характер этой деятельности, проявляется в ней.