Управление процессом овладения деятельностью
К управлению процессом обучения относятся следующие действия преподавателя.
1. Формулируется цель занятий - овладение умением правильно действовать в избранной области деятельности без предварительного заучивания знаний (знания сформируются в итоге действий и благодаря им: в конце решения всех предложенных задач каждый обучаемый будет знать, что и как делать, и понимать, почему нужно делать именно так). После этого каждый студент получает все методические средства - схемы и задачи.
2. Разъясняются особенности учебного процесса и порядка действий обучаемых, который должен точно соблюдаться. Для этого с помощью схемы ООД решается какая-либо задача из неосвоенной пока области деятельности. Задача решается вслух всей учебной группой: один читает задачу, другой (по схеме) - алгоритм действий, все вместе приходят к выводу. В ходе коллективного решения все действия согласовываются с оперативной схемой выполнения действий.
3. Преподаватель предлагает обучаемым последовательно решать задачи, опираясь на схемы ООД, фиксируя (записывая или проговаривая) этапы выполняемого действия, если действие умственное, и промежуточные части получаемого результата, если действие физическое, материальное. Управление действиями (внешнее наблюдение за действиями студентов, консультации по их просьбе и корректировка их действий) ведется по материализованным результатам выполняемого действия. Студент в освоении деятельности движется следующим образом: сначала читает задачу, затем обращается к схеме ООД и, получив нужную ориентировку, действует. Опыт показывает, что решения нескольких десятков задач вполне достаточно, чтобы уверенно совершать все профессиональные действия - мыслительные, физические, или перцептивные (сенсорные).
4. Преподаватель фиксирует результат обучения: деятельность считается полностью освоенной тогда, когда обучаемый действует уверенно, без обращения к ориентирующей схеме и может свободно, своими словами рассказать, что, как, в какой последовательности и почему так, а не иначе нужно делать. По мере запоминания порядка и правил действий (после 10-15 повторений действий в разных вариантах задач) обучаемые добровольно отказываются от использования схем и действуют самостоятельно.
Следует обратить внимание на специфику обучения на клинических кафедрах, в процессе которого возникают следующие проблемы:
♦ проблема использования схем ООД - невозможно действовать по схеме в условиях реальной помощи пациенту (по бумажке-шпаргалке);
♦ проблема решения всевозможных задач (проблемных ситуаций, которые не имеют однозначно правильного или неправильного решения и предполагают неопределенность, и только специальное продумывание позволяет определить подобную ситуацию как систему задач), продиктованных необходимостью помочь пациенту, а не требованиями процесса обучения;
♦ проблема освоения системы профессиональных отношений и ценностей, навыков межличностного общения, которые формируются через организацию взаимодействия между людьми в совместной деятельности (т.е. по иной логике).
В ситуациях обучения, связанных с оказанием реальной помощи пациенту, роль преподавателя заключается в создании условий для рефлексии - обдумывания, анализа студентом своих действий, их обоснования, оценки правильности или ошибочности с точки зрения условий, которые необходимо учитывать в конкретной ситуации (клинической, деонтологической, социальной). Для этого в обучении использовались целевые паузы - там, где необходимо было (для учебных целей) проанализировать изменившуюся клиническую ситуацию, сравнить свои действия с профессиональной нормой, предупредить осложнение ситуации. В качестве речевого этапа - проговаривания - использовались обсуждения клинических случаев (аналогично докладам на врачебных конференциях), анализы записей в «Историях болезни».
Главной заботой студента становится вдумчивая работа по анализу каждого своего действия, а не стремление «все знать и уметь».
При очевидном различии учебной (модельной) и реальной ситуации их объединяет одно: если студент стремится действовать профессионально, то ему необходимо уметь правильно рассуждать, мыслить в соответствии с логикой норм и способов деятельности.
Практические или моделирующие практику задачи и упражнения, решаемые студентом с использованием ориентирующей схемы, то есть без ошибок, направляют мыслительные действия в нужное русло, приводят к освоению данной деятельности и овладению общим способом мыслительного анализа ее условий.
С другой стороны, недопустимо и игнорирование принципиальных различий: работа с реальной проблемой пациента учит студента принимать и справляться с неопределенностью, критически относиться к своему опыту, применять профессиональные навыки творчески. Работа с проблемой является видом совместной деятельности для студентов и преподавателей, возможностью создать особую, развивающую атмосферу в процессе обучения.
Проектирование целостной профессиональной практики в условиях клиники (умение работать с проблемой пациента в условиях клиники в контакте с другими подразделениями на основе междисциплинарного подхода) может быть осуществлено через рефлексивное проектирование, системное построение учебной ситуации.