Специфика воспитания студенческой молодежи в условиях современных вызовов

Воспитание студентов – это воздействие на их психику и деятельность в целях формирования личностных свойств и качеств, направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности, саморазвития и др. Обеспечить эффективность такого педагогического воздействия невозможно без глубокого знания и понимания психологических особенностей студенческой молодежи. Происходящие качественные перемены в молодом поколении обусловлены динамикой развития современного общества в последние годы и десятилетия. Эти изменения имеют сложный, противоречивый характер, неся в себе и положительные и отрицательные черты.

Анализируя психологические особенности современной молодежи, опираясь на многолетний педагогический опыт, обобщая накопленный в современной педагогической науке теоретический материал авторы пришли к ряду выводов относительно специфических психологических характеристик современной студенческой молодежи.

Молодые люди, ставшие студентами, характеризуются стремлением к самореализации, к самостоятельности. Их отличает повышенный интерес к новым знаниям, к творческому проявлению своих способностей.

Однако процесс реализации заявленных целей и интересов у значительной части студенчества сталкивается с внутренними и внешними вызовами, многие из которых сами студенты решить не в силах. Здесь требуется воспитательная эффективная работа всего педагогического персонала.

Студенчество отличает несформированность целого ряда представлений о современном обществе, мире, закономерностях и направлениях его развития. Противоречивость психического восприятия действительности молодым человеком обусловлена неоднозначным влиянием разнородных факторов – от специфики его воспитания в семье до современных средств массовой информации.

Отсюда во многом объяснима подверженность молодых людей к поверхностному, простому объяснению сложных процессов жизнедеятельности современного общества. Значительную роль при этом играют Интернет, СМИ, реклама, агитация и пропаганда различных общественно-политических сил и партий.

Значительное число студентов не имеет четкого представления о будущей профессии, ее специфике, о требованиях, ею налагаемых.

Высока зависимость молодых людей от чужих мнений, неумение критически относиться ко многим проявлениям общественной жизни, противостоять негативным привычкам.

Преобладание индивидуалистических и эгоистических мотивов в своей жизнедеятельности над общественными, коллективистскими создает серьезные трудности в коммуникативном общении ряда студентов.

Прагматичный подход обучающихся в университете к изучению учебных дисциплин является в целом положительным, однако часто ведет к делению предметов на «нужные» и «ненужные» с соответствующим к ним отношением.

Многих студентов отличает поиск преимущественно облегченных путей достижения учебных и иных целей, что приводит к низким формальным показателям учебной деятельности студента, неразвитости необходимых умений и навыков будущей профессиональной работы.

Педагогам следует учитывать и определенную неравномерность в темпах, содержании освоения социального опыта теми или иными студентами; существенные проблемы их адаптации к условиям вузовского обучения.

В новейших педагогических исследованиях можно найти целый ряд практических рекомендаций по повышению эффективности воспитательной работы со студенческой молодежью. Вместе с тем их авторы справедливо отмечают тот факт, что если в отношении обучения выработаны достаточно эффективные методы и методики, активные и развивающие его формы, то воспитательная практика вуза недостаточно теоретически обобщена и осмысленна.

Поэтому, авторы, на основе осмысления личного многолетнего педагогического опыта, не вдаваясь в дискуссии по вышеотмеченным проблемам, видят своей основной задачей уточнить и дополнить, важные на их взгляд, психологические аспекты воспитания студенческой молодежи. При этом отправной точкой такого анализа являются отмеченные выше психологические особенности современных студентов.

Относительно низкие показатели учебной деятельности ряда обучаемых во многом связаны со сложным для них процессом адаптации к условиям новой вузовской жизни. Администрацией вуза, деканатами, кафедрами, педагогами и воспитателями ведется в этом направлении достаточно системная и целенаправленная работа. Однако ее результаты не всегда эффективны по причине недостаточного представления о мотивации, индивидуальных свойствах, направленности личности конкретного студента.

Если прием абитуриента в качестве студента осуществляется на основе конкурсных испытаний (результатов централизованного тестирования), то в отношении психологических качеств студента субъекты воспитательного процесса имеют часто смутно представление, опираясь преимущественно на анкетные, формализованные данные, На наш взгляд, осуществление «психологического входного контроля личности студента» крайне необходимо по двум основным причинам.

Во-первых, такое знание обеспечит более эффективную воспитательную работу педагогического коллектива, облегчит начальный период обучения студента в вузе.

Во-вторых, «научно-обоснованный психологический портрет» студенчества позволит педагогическому персоналу значительно усилить и улучшить и процесс обучения. Комплексное психологическое обследование первокурсников могли бы провести психологические службы вуза при участии наиболее подготовленных преподавателей и сотрудников отделов воспитания.

Ближайшим наставником и помощником студента в академической группе должен являться ее куратор. Основой работы куратора является комплексный годовой план воспитательной работы в данной группе. Однако многие его положения так и остаются только на бумаге. Причины здесь разные, но в качестве основной мы бы выделили недостаточную психолого-педагогическую подготовку значительной части кураторов. Это, в частности, связано с тем, что в негуманитарных вузах значительное число преподавателей не обладает должной базой психолого-педагогических знаний, а также, что кураторами часто назначают молодых, неопытных преподавателей.

Решение данной проблемы нам видится в целенаправленном обучении кураторов, периодическом обмене опытом их работы, включая организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, участие в научно-практических конференциях и т.п. Стимулировать работу кураторов могло бы введение учебных курсов для кураторов продолжительностью в 2-3 недели, по окончании которых они получали бы свидетельство о повышении квалификации.

Воспитание студента происходит в процессе обучения и в рамках внеаудиторной работы кураторов, воспитателей общежитий, кафедр, деканатов, в том числе, при организации и проведении различных мероприятий воспитательного характера. Если внеаудиторная воспитательная работа налажена достаточно четко, ведется системно и в плановом порядке, то воспитательный потенциал учебных дисциплин используется, на наш взгляд, явно недостаточно. Особенно это касается предметов негуманитарного цикла, преподаватели которых не всегда могут извлечь из содержания своего курса информации воспитывающего характера. Такой информацией является история данной науки, ее выдающиеся представители, уникальные технологии и их апробация на практике отечественными специалистами.

Воспитательная работа в современном вузе должна быть направлена на становление гуманной личности с отчетливо выраженной гражданской позицией, чувством патриотизма и человеческого достоинства, то есть целостной высоконравственной и ответственной личности с присущим для нее сочетанием ярко выраженной индивидуальности и коллективистской направленности, характеризующейся осознанием своего долга, трудолюбием, развитой гуманитарной культурой и культурой взаимодействия с окружающими.

Наши рекомендации