Личностно ориентированное общение
Личностно ориентированное общение в социаль-ной психологии не выделяется как самостоятельныйтип межличностного общения. Основываясь на па-радигме личностно ориентированного образования ифасилитационном подходе, обоснуем правомерностьвыделения этого типа общения, его особенности иразвивающие возможности.
Общение - сложный, многоуровневый феномен.При его характеристике выделяют три взаимосвязан-ные стороны: перцептивную, интерактивную и ком-муникативную.
Перцептивная сторона определяется как восприя-тие внешних признаков человека, их соотнесение сособенностями личности, интерпретация и прогно-зирование на этой основе ее деятельности и поведе-ния. Выделяют четыре основные функции межлич-ностной перцепции:
• познание себя;
• познание участников общения;
• совместная деятельность на основе сотрудниче-ства;
• установление комфортных эмоциональных от-ношений.
Сущность межличностной перцепции определя-ют следующие механизмы:
• познание и понимание друг друга (идентифика-ция, эмпатия, аттракция);
• познание самого себя (рефлексия) в процессеобщения;
• прогнозирование поведения участников обще-ния: обучаемых, педагога (каузальная атрибуция).
Эти внутренние механизмы восприятия обуслов-ливают продуктивность личностно ориентированно-го общения при условии их учета в обучении и воспи-тании, использования психологически обоснован-ных технологий общения, которые будут рассмотре-ны ниже.
Коммуникативная сторона общения проявляетсяв обмене информацией, трансляции, презентациисубъектами общения своих эмоциональных пережи-ваний, идентификации ценностных ориентации, от-ношений, установок.
Специфика межличностной коммуникациипроявляется в следующих феноменах: психологи-ческой обратной связи, наличии коммуникатив-ных барьеров, существовании различных способовпередачи информации (невербального и вербально-
го). Рассмотрим феноменологию'коммуникативногопроцесса.
Механизм обратной связи характеризуется тем,что в процессе общения объем информации как быудваивается и помимо передачи содержания инфор-мации (обучения) происходит также оценка деятель-ности и поведения участников общения. Актуальнойявляется не только передача информации, но и опре-деление того, как она воспринята, понята другими.
Коммуникативный барьер составляют те психо-логические препятствия, которые затрудняют адек-ватную передачу информации. К факторам, обуслов-ливающим коммуникативные барьеры, относятсяневыразительная, фонетически неправильная речь,погрешности в логике ее построения, социокультур-ные и этнические различия, внешний вид, манераповедения и др. В преодолении барьеров педагогиче-ского общения важное значение принадлежит авто-ритету педагога и использованию технологий педаго-гической фасилитации.
Интерактивная сторона общения связана совзаимодействием субъектов обучения и воспитания,с непосредственной организацией их совместнойдеятельности. Существует несколько видов мотива-ции межличностного взаимодействия:
• максимизация общего успеха, результата (мо-тив кооперации);
• максимизация собственных достижений (мо-тив индивидуализма);
• максимизация относительных достижений (мо-тив конкурентности);
• максимизация успехов и достижений других(мотив альтруизма);
• минимизация успехов, достижений других (мо-тив агрессии);
15. Заказ №3729. |
• минимизация различий в достижениях (мотивравенства).
Соответственно перечисленным мотивам разли-чают и стратегии межличностного взаимодействия:
сотрудничества, соперничества, компромисса,уступчивости и избегания. Личностно ориентиро-ванное образование обусловливает использованиестратегий сотрудничества и компромисса.
Для реализации этих стратегий взаимодействияобучаемых и педагогов используются различные ор-ганизационные технологии обучения и воспитания:
• фронтально-групповая;
• бригадная (звеньевая);
• индивидуальная.
Реализация личностно ориентированного обще-ния в профессионально-образовательном процессеобусловливает применение технологий педагогиче-ской фасилитации, максимально учитывающих пси-хологические особенности всех трех сторон межлич-ностного общения. Основными принципами отборатаких технологий являются:
• обеспечение сотрудничества всех субъектов об-разования;
• построение общения на паритетных началах;
• признание за каждым участником права на соб-ственную позицию и мнение;
• признание каждого субъекта общения индиви-дуальной и уникальной личностью;
• открытое проявление собственных чувств иэмоциональных переживаний;
• фасилитационная организация пространстваобщения.
Приведем технологические приемы обучения ивоспитания, адекватные этим принципам.
1. Педагог реагирует не на поверхностные эмоци-ональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувст-
ва, помогая тем самым осознать, почему обучаемыеиспытывают такие чувства и переживания. Педагоги-ческая эмпатия включает следующие уровни:
• рациональный (понимание эмоциональногосостояния);
• эмоциональный (сопереживание состоянияобучаемого);
• действенный (оказание реальной помощи ипреодолении отрицательных эмоций);
• опережающий (прогнозирование возможныхэмоциональных состояний).
Эмоциональный компонент личностно ориенти-рованного общения способствует развитию гумани-стической центрации педагога на личности обучае-мого.
2. Следующий прием — безусловное уважение ипозитивное принятие обучаемого как личности, спо-собной к самоизменению и саморазвитию. Этот прием проявляется в избегании негативных оценочныхсуждений, доверии, оптимистической гипотезе о по-тенциальных возможностях обучаемого.
3. В процессе общения важно проявление педаго-гического такта на основе соотнесения задач, уеловий и возможностей участников общения. Такт естьвыбор и осуществление такой меры педагогическоговоздействия, которая основана на отношении к лич-ности собеседника как к главной ценности: это топ-кая грань между отдельными воздействиями, это ес-тественность, простота обращения без фамильярно-сти, искренность без фальши, доверие без попустите-льства, просьба без упрашивания, рекомендации исоветы без навязчивости, воздействия в форме преду-преждения, внушения и требования без подавлениясамостоятельности, серьезность без натянутости,юмор без насмешки, требовательность без придирки,
15* |
•IS] |
настойчивость без упрямства, деловой тон без сухо-сти.
4. Конгруэнтное (искреннее) сопровождение пе-дагогом своей деятельности дает искреннюю эмоци-ональную реакцию на протекание педагогическогообщения на вербальном и невербальном уровне.Эмоционально окрашенные оценки могут быть нетолько позитивными, но и негативными, при этомпоследние не носят деструктивного характера.
5. Безусловное (безоценочное) принятие обучае-мого выражается во внимании к нему, поддержке,одобрении. Недопустимо отрицательное отношениек обучаемому в зависимости от его неуспеваемости,невыполнения поручений.
6. Важным приемом является использование тех-ник фасилитационного общения:
• обращение к обучаемому по имени;
• прием «зеркало отношений» (добрая улыбка —приветственная, ободряющая, выражающая сопере-живание);
• создание ситуации успеха', авансирование по-хвалы, что повышает способности обучаемых;
• выдвижение оптимистических гипотез о воз-можностях и способностях обучаемых. Позитивныеожидания педагогов инициируют саморазвитие обу-чаемых и, как правило, сбываются.
7. Эффективным фасилитационным приемом яв-ляется самопрезентация педагога, самораскрытие имсвоего жизненного и педагогического опыта. Исполь-зование этого приема способствует принятию обуча-емыми личности педагога и тем самым позволяетснять психологические барьеры отчужденности меж-ду всеми субъектами личностно ориентированногопедагогического общения.
' См.: Белкин А. С. Указ. соч.
Глава 3 <