Современное состояние и перспективы развития подготовки в вузах бакалавров и магистров

О прохождении педагогической практики

Магистрант гр. 4251-М ___________ (подпись) А.А. Татаринова
Руководитель от АГАУ Зав. кафедрой «Финансы и кредит» к.э.н., доцент ___________ (подпись) М.Г. Кудинова
  Допущен к защите _____________________________
Отметка _____________________________

Барнаул 2013

Содержание

Введение. 3

1. Современное состояние и перспективы развития подготовки в вузах бакалавров и магистров. 4

2. Структура рабочей программы учебной дисциплины и основные требования к ней 10

3. Характеристика аудиторных занятий. 13

4. Характеристика самостоятельной работы студентов. 15

5. Характеристика используемой в прочесе учебы литературы.. 18

6. Результаты прохождения практики. 20

Заключение. 32

Список используемой литературы.. 33

Введение

Подготовка будущего специалиста осуществляется в процессе всей учебно - воспитательной работы, и важное место в этом занимает педагогическая практика. Педагогическая деятельность является сложно организованной системой различных видов деятельности. Она способствует воспитанию профессиональных интересов студентов, формированию личности будущего специалиста, помогает получить первый опыт самостоятельной преподавательской работы, проверить на деле свои знания и способности.

Целью педагогической практики является формирование практических, организаторских умений и навыков преподавательской работы по своей специальности

В процессе прохождения педагогической практики решаются следующие задачи:

-Углубление и закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин;

-Освоение навыков практической работы преподавателя;
Изучение и описание кафедры, где проводится практика, ознакомление с особенностями его функционирования;

-Изучение личности студента и студенческого коллектива
Освоение навыков воспитательной работы со студентами и студенческим коллективом.

Современное состояние и перспективы развития подготовки в вузах бакалавров и магистров

Одно из ключевых направлений на пути модернизации России – подготовка креативно мыслящих и действующих кадров, способных инициировать созидательные и перспективные идеи, реализовывать их в проектах и программах инновационного развития страны. Успешное достижение этой цели возможно при условии качественной подготовки в вузах не только кандидатов наук и магистрантов, ориентированных на исследовательский, инновационный стиль мышления и деятельности, но и той категории бакалавров, которые в последующем поступают на учебу в магистратуру.

Важной особенностью государственных образовательных стандартов (ГОС) первого поколения являлось то, что они содержали общие требования к развитию личности, что, по сути, опережало сегодняшнюю европейскую тенденцию к формированию национальных квалификационных рамок. ГОС содержал требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, которые являлись исходными данными для формирования инструментов при оценке качества образования в вузе не только у выпускников, но и у обучающихся.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

В 2000 году на смену стандартам первого поколения пришли новые, которые базировались и разрабатывались на основе ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Среди особенностей государственных образовательных стандартов второго поколения необходимо отметить:

- согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

- согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

- одновременную разработку ГОС для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

- разработку стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

Несмотря на то, что ГОС ВПО первого и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ, подход к проектированию содержания высшего образования изменен не был. Во-первых, главный акцент делался на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к степени освоения учебного материала. Во-вторых, не была преодолена проблема слабой взаимосвязи вузов с потребностями рынка труда, запросами работодателей и т.п.

Данные проблемы призваны преодолеть так называемые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения – ФГОС. К моменту начала их активной разработки (2006 год) в России сложилась система многоуровневого ВПО, которая состояла из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет).

Практическая реализация этих подсистем в России осуществлялась по разным схемам:

- независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствовали ГОС ВПО, введенные в 2000 году.

В целях развития уровневого ВПО были проведены изменения в законодательстве, в результате которых бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования.

В современной ситуации, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда.

Принимая во внимание, что абитуриент не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии и может испытывать затем потребность в ее корректировке, новый подход позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. После окончания первого уровня, выпускник, имея диплом о высшем профессиональном образовании, получает возможность вновь скоординировать свои жизненные планы с изменениями на рынке труда, как продолжив получение образования в магистратуре (профильной или непрофильной), так и используя широкий спектр программ дополнительного профессионального образования с присвоением соответствующей квалификации.

Принятием в 2009-2011 гг. образовательных стандартов третьего поколения, можно считать, были созданы условия для развития российского уровневого ВПО в рамках общеевропейского образовательного пространства. На основе опыта разработки и реализации предыдущих стандартов и с учетом документов Болонского процесса ФГОС ВПО предусматривают, прежде всего, следующие особенности:

1. Акцентирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций. Кроме того, устанавливаются требования к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ.

2. Отсутствие деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты.

3. Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы (особенно в магистратуре).

4. Установление трудоемкости объема учебной работы студента в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

5. Требования к выпускникам должны формироваться совместно с объединениями работодателей. Такая же процедура должна сопровождать разработку основной образовательной программы вузом.

Тем не менее, формирование и реализация федеральных ГОС в соответствии с принципами Болонского процесса на компетентностной основе ставит новые задачи по обеспечению и контролю качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках. Ключевой при оценке подготовки студента является проблема проверки компетенций, предлагаемых стандартами, которые ориентируют на широкое использование активных (тренинги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи со специалистами-практиками, мастер-классы соответствующих экспертов, встречи с работодателями и т.п.

Для формирования той или иной компетенции, таким образом, основной образовательной программой должны быть предусмотрены формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения в реальной жизни, например, через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, в том числе языковую, среду и пр. При этом нужно иметь в виду тесную взаимосвязь путей и способов выработки компетенций (образовательных технологий) и методов оценки степени их сформированности (оценочные средства).

В соответствии с ФГОС оценка качества подготовки студентов должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации. Больше минусов в оценке компетенции может иметь текущая аттестация, поскольку она все же подразумевает фрагментарность и локальность проверок. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить крайне трудно.

Данную проблему может минимизировать введение балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента, позволяющей максимально учесть все старания студента. Рейтинговая система, как одна из форм совершенствования организации учебного процесса и повышения мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего периода обучения, призвана служить получению наиболее полной информации о качестве и результативности обучения, о персональных академических достижениях и социальной активности студентов для их морального и материального поощрения. Кроме того, данная система органично вписывается в реализацию в образовательном процессе параметров единого Европейского пространства высшего образования.

Переход на уровневую систему высшего образования ставит вопрос об актуальности развития в старшей школе профильного обучения. Одним из важнейших условий его реализации является интеграция образовательных учреждений, включающая создание Центра методического обеспечения образовательных учреждений разных уровней (начальное, среднее и высшее профессиональное техническое образование), подготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов, согласование образовательных программ всех уровней, совместное использование учебно-лабораторной базы образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, создание условий непрерывного образования в течение всей жизни для каждого гражданина.

Чтобы создать благоприятные условия школьникам в выборе профессии, в получении глубоких профессиональных знаний, необходимых для современного производства, предлагается на I этапе профессионального образования их переводить в профессиональные училища, лицеи, которые были бы структурными подразделениями университета, для получения рабочих профессий (с длительностью обучения 1 год). Преподавателями естественно-научных дисциплин может стать профессорско-преподавательский состав университета.

На II этапе после освоения программы НПО принимать их для более углубленного освоения выбранной профессии по программе бакалавра с длительностью обучения четыре года. При этом необходимо совмещать учебу студентов с работой на промышленных предприятиях (например 3 дня учебы и 3 дня работы в неделю или учеба в вечернее время). За 5 лет учебного процесса получаем высококвалифицированного рабочего с высшим образованием или инженера со знаниями и умениями высококвалифицированного рабочего.

Это позволит получить выпускников, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но также знанием техники и технологии, умениями и навыками в эксплуатации и обслуживании сложного технологического оборудования на конкретных предприятиях. В целях более полного удовлетворения потребностей экономики .

Наши рекомендации