Понятие педагогического проектирования. Объекты, этапы, формы проектирования

Педагогическое проектирование - это предварительная разра­ботка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Термин "проектирование" пришел в педагогику из технического знания. Там он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в натуре. Проектирование позволяет оптимизиро­вать деятельность учителя. Педагогическое проектирование является функцией любого педа­гога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в школе становится технологичным.

Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации.

Педагогическая система - это целостное единство всех факто­ров, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

В педагогике термин "система" используется в двух смыс­лах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что педа­гогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога – это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования.

Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

• они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

• ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (вос­питанник);

• любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или ни­велирующая их.

В рамках систем создаются педагогические процессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проек­тирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию уча­щихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуациякак объект проектирования всегда су­ществует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него – в рамках определенной педсистемы.

Педагогическая ситуация – составная часть педпроцесса, харак­теризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в про­цессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, раз­решаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проекти­рование самого процесса.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап – моделирование;

II этап – проектирование;

III этап – конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разра­ботка целей (общей идеи) создания педагогических систем, про­цессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальней­шая разработка созданной модели и доведение ее до уровня прак­тического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участника­ми воспитательных отношений.

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и дей­ствие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Наши рекомендации