Игры, направленные на совершенствование техники плавания
/. «Кораблекрушение»
Задачи игры: научить детей не бояться глубокого места и, не затрачивая лишних усилий, суметь продержаться на глубине или выплыть на мелкое место.
Описание игры. На глубоком месте играющие, применяя любые способы плавания, чередуя плавание с лежанием на поверхности воды, стараются продержаться до сигнала ведущего. По его сигналу они выплывают на мелкое место.
Методические указания. В игре участвует не более двух детей одновременно. Действия играющих на глубоком месте постоянно контролируются ведущим и его помощниками.
2. «Кто победит?»
Задача игры: совершенствование техники плавания.
Описание игры. Участники игры по команде ведущего соревнуются в проплывании определенного отрезка дистанции (10, 15, 25 м — в зависимости от подготовленности). Выигрывает участник, приплывший первым.
Методические указания. Участники игры плывут кролем на груди, на спине, брассом, при помощи движений ногами (с доской или без доски) и т.д. — в зависимости от подготовленности.
3. «Марафон»
Задачи игры: воспитание умения рассчитывать свои силы при плавании и преодолевать максимально возможные расстояния.
Описание игры. По команде преподавателя играющие принимают положение старта в «марафонском» заплыве. Каждый плывет удобным ему способом или чередуя различные способы. Выигрывает участник, проплывший наибольшее расстояние.
Методические указания. Перед заплывом преподаватель предупреждает участников, что их задача — плыть медленно, но долго, сохраняя при этом ритмичное дыхание. В зависимости от подготовленности участников длина «марафонской» дистанции может быть равна 50, 100, 200 м и более.
4. «Кто дольше?»
Задачи игры: совершенствование техники движений ногами брассом, развитие силы мышц.
Описание игры. По команде ведущего проводится соревнование в глубокой части бассейна. Играющие выполняют движения ногами брассом, подняв кисти над поверхностью воды. Выигрывает участник, дольше других продержавшийся на поверхности.
5. Эстафета
Задачи игры: совершенствование техники плавания, воспитание умения бороться за победу.
Описание игры. Занимающиеся делятся на две одинаковые по подготовленности команды. Они плывут при помощи движений ногами или руками, или в полной координации — в зависимости от подготовленности.
Если играющие освоили спортивные способы плавания, можно провести комбинированные эстафеты: плавание в полной координации кролем на груди, на спине, брассом или при помощи движений ногами.
6. «Кто сделает меньше гребков?»
Задача игры: совершенствование эффективного гребка.
Описание игры. Играющие проплывают определенное расстояние, стараясь сделать как можно меньше гребков. Ведущий и его помощники ведут подсчет гребков. Выигрывает участник, сделавший наименьшее количество гребков.
Методические указания. В зависимости от подготовленности участники плывут кролем, на спине или брассом.
7. «Кто быстрее проплывет ?»
Задачи игры: совершенствование техники плавания, развитие силы мышц.
Описание игры. Вариант 1. Участники игры распределяются на пары и выходят на линию старта. По команде ведущего один из них плывет при помощи движений руками, другой держится за его ноги и лежит на воде, не делая никаких движений. Побеждает та пара, которая быстрее приплывет к финишу. После финиша партнеры меняются ролями.
Вариант 2. Проводится соревнование в плавании при помощи движений ногами с доской: один партнер лежит на спине впереди другого, плывущего, и держится руками за доску.
Методические указания. В зависимости от подготовленности играющие плывут кролем на груди, на спине, брассом.
8. «Чейрекорд?»
Задачи игры: те же, что и в предыдущей игре.
Описание игры. По команде преподавателя играющие стартуют на определенное расстояние, которое проплывается при помощи движений руками кролем на груди, на спине или брассом со связанными ногами.
9. «Силки»
Задача игры: совершенствование техники плавания.
Описание игры. Играющие располагаются в произвольном порядке. Один из них («салка») старается догнать кого-либо из плавающих игроков и дотронуться до него. Осаленный игрок становится «салкой».
Методические указания. Игра проводится на глубоком месте, чтобы участники не передвигались по дну, а именно плавали.
Эстафета с выбыванием
Задачи игры: совершенствование техники плавания, воспитание волевых качеств.
Описание игры. Игра проводится в бассейне. По команде ведущего участники плывут до противоположной стенки. Участник, приплывший последним, выбывает из игры.
Методические указания. Плыть можно любым способом или чередовать способы плавания. Эстафету можно проводить с остановками: после каждого проплывания бассейна игрокам дается некоторая передышка. Если эстафета проводится без остановок, то на каждом повороте выбывает из игры пловец, коснувшийся стенки бассейна последним.
11. «Гусеница»
Задача игры: совершенствование техники плавания.
Описание игры. Играющие становятся в колонну по одному, затем ложатся на воду (на спину или на грудь), захватывая ногами друг друга за поясницу. По сигналу ведущего «гусеница» начинает двигаться вперед; все участники одновременно выполняют движения кролем (на спине или на груди) — сначала правой рукой, потом левой. Замыкающий «гусеницу» выполняет движения ногами кролем.
Если «гусеница» плывет брассом, то играющие держатся друг за друга руками. Первый плывет брассом в полной координации, остальные выполняют одновременные движения ногами.
12. «Поворот»
Задача игры: совершенствование техники выполнения поворотов.
Описание игры. Играющие плывут при помощи движений ногами кролем на спине. По команде преподавателя они группируются, переворачиваются на грудь и плывут в обратном направлении при помощи движений ногами кролем на груди.
Методические указания. Поворот должен выполняться всеми участниками одновременно.
13. «Кувырок»
Задача игры: та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры. Играющие плывут при помощи движений ногами кролем на груди, руки вытянуты вперед. По сигналу все участники разводят руки в стороны-вниз, группируются и выполняют кувырок вперед. После полного оборота и выхода на поверхность они продолжают движение в прежнем направлении.
Методические указания. Кувырок должен выполняться всеми участниками одновременно.
14. «Резиновый жгут»
Задача игры: совершенствование сильных гребковых движений.
Описание игры. Один конец резинового жгута крепится к тумбочке, а другой — к поясу пловца. Участники игры плывут по очереди, стараясь максимально растянуть резиновый жгут. Преподаватель на бортике отмечает рекордное растяжение жгута.
Игра проводится в следующей последовательности: плавание при помощи движений ногами, затем при помощи движений руками и в полной координации. Могут применяться все способы плавания.
Методические указания. Необходимо обеспечить надежное крепление жгута и отмечать для каждого его результат: насколько участник игры не дотянул до рекордного достижения или превысил его.
15. «Винт»
Задача игры: совершенствование техники гребковых движений в кроле.
Описание игры. После старта кролем на груди участники плывут, выполняя поочередные движения кролем на груди и на спине.
Методические указания. Игру можно использовать в эстафетном плавании. Выполняя винтообразные движения, необходимо плыть строго по прямой линии.
16. «Юла»
Задача игры: совершенствование техники выполнения поворота на спине.
Описание игры. В положении лежа на спине участники подтягивают колени к подбородку и группируются. Выполняя гребковые движения руками в положении группировки, они быстро вращаются вправо (влево).
Методические указания. Количество полных поворотов должно быть не более четырех. Можно усложнить игру, выполняя вращение сначала вправо, а затем влево.
17. «Точный прыжок»
Задача игры: совершенствование техники выполнения стартового прыжка с тумбочки.
Описание игры. Участники по очереди выполняют стартовый прыжок с тумбочки через обруч, который держит ведущий.
Методические указания. Участник должен пролететь через обруч и при этом не задеть его.
18. «Кто дальше?»
Задача игры: совершенствование техники выполнения старта.
Описание игры. Игра проводится в форме соревнования: сначала участники выполняют стартовый прыжок с тумбочки с максимальной длиной скольжения; затем - прыжок на максимальную дальность полета в воздухе (определяется по касанию руками воды).
Методические указания. В каждом виде соревнований определяется победитель.
Контрольные вопросы и задания
/. Какие общеразвивающие и специальные упражнения применяются при обучении плаванию способом кроль на груди и на спине?
2. Какие общеразвивающие и специальные упражнения применяются при обучении плаванию способом брасс?
3. Какие общеразвивающие и специальные упражнения применяются при обучении плаванию способом баттерфляй (дельфин) ?
4. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании техники движений ногами в кроле на груди?
5. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании техники движений руками в согласовании с дыханием в кроле на груди ?
6. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании общего согласования движений кроле на груди ?
7. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании техники движений ногами в кроле на спине?
8. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании техники движений руками в согласовании с дыханием в кроле на спине?
9. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании общего согласования движений в кроле на спине ?
10. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании техники движений ногами в брассе?
11. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании техники движений руками в согласовании с дыханием в брассе ?
12. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении и совершенствовании общего согласования движений в брассе?
13. Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении технике движений ногами в баттерфляе (дельфине) ?
14. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в баттерфляе (дельфине) ?
15. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении общему согласованию движений в баттерфляе (дельфине) ?
16. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике стартового прыжка с тумбочки?
17. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике старта из воды при плавании кролем на спине?
18. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике плоского поворота в кроле на груди ?
19. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике плоского поворота в кроле на спине ?
20. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике поворота «маятником» при плавании брассом?
Рекомендуемая литература
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999. — (Азбука спорта).
2. Макаренко Л. П. Юный пловец: Учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского факультета институтов физической культуры. — М.: ФиС, 1983.
3. Макаренко Л. П. Брасс: Наглядное пособие по предмету «Плавание и методика преподавания». — М..РИО РГАФК, 2000.
Глава 7.