Работа 9. Тест для выявления плоскостопия
Цель работы: Научиться выявлять нарушения плоскостопия у детей школьного возраста.
Объект исследования: Студент (пол, возраст).
Оборудование: Плантограф.
Ход работы:
Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы – плоскостопие. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. При не резко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие I степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Однако для своевременного назначения ортопедических мероприятий имеет значение выявление именно данных форм. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. В педиатрической практике, особенно при массовых обследованиях, состояние свода стопы чаще всего определяется путем осмотра, хотя этот метод не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия (Ю.А. Ямпольская, 1984). Необходимо обследовать стопы, применяя плантографию (получение отпечатков стоп с помощью плантографа). Для массовых обследований школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яранянца с соавторами (рис. 9).
Рис. 9. Получение отпечатков стоп с помощью плантографа.
Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40x40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму. При получении плантограммы стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом на пол.
Оценка плантограммы (рис. 10): заключение о состоянии спорного свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия внутри отпечатка уплощена и обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду.
Рис. 10. Оценка плантограммы: а – нормальная стопа; б – уплощенная стопа; в – плоскостопие.
Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра школы, поликлиники. Плантограммы должны храниться в медицинской карте ребенка.
Определение плоскостопия в домашних условиях: Намочить ногу, промокнуть ее полотенцем и сделать отпечаток ноги на листке бумаги. Обвести ногу карандашом. Оцените отпечаток своей стопы по методу описанному выше и сделайте заключение.
Результат: приложить лист со стопой.
Сделайте выводы по проделанным работам.