Общие требование к методике применения физ.упр.в СМГ: принципы построения занятий в СМГ, требования к уроку в СМГ
Приступая к занятию н/о опред-ть задачи, подобрать ср-ва и формы решения этих задач. Для этого необх-мо учит-ть фазу развития болезни, р-ю на нее орг-а, сост-е органов и систем уч-ся, его психич.р-ции на заболев.и др.инд-е особ-ти. Важно соблюдать пр-пы сочетания общего и местного воздействия физ.упр.эф-ть занятий возм-а при активных отнош.шк-ка к зан.по мере роста функц-х возм-ей шк-ов назнач.более сложные упр-я. Методика в СМГ д.б.основана на дид-х принципах: всесторонности(гармоничное разв.),сознательности(понимание роли и зн-я занятий),постепенности(постепенное увелич.сложн-ти упр.), повторяемости, индивид-ии(исп-е ср-в ф.к.соотв-х сост-ю зд-я, возр-пол. и функц.особ.).
Зан.по ф.к.стр-ся с собл-емосн.методол.положений: выбор форм ф.к.(гимн-а, прогулки,лыжи..),выбор ср-в и м-ов ф.к.(дых-е,гимн.упр.),опред.дозир-и физ.упр.,выбор исходного полож.для упр.,опред.периода зан.(подгот.,ввод.,осн.,закл.),выбор м-да провед.зан.(инд.,групп.)
Организация и комплектование в СМГ:
Уч-ся образоват-х школ проходят мед.осмотр не реже 1 раза в уч.год (в 1-м п/годии). На основании данных о состоянии здоровья и физ.развитии они распредел-ся для занятий физ.упр-ми на осн.,подготовит.,спец.мед.группы.
Дети и подростки со значительными отклонениями в сост.зд-я отправл-ся на занятия ЛФК в леч-проф.учр-я.
Занятия со школьниками, им.незначит-ое отклон-е в сост.зд-я, пров.в школе по расписанию до или после уроков из расчета 2р.в нед.по 40 мин.или 3р.в нед.по 30 мин.
Группа, отнес-х к СМГ комплектуется по закл. врача и оформл-ся приказом директора школы.
Комплектование СМГ пров.на основе сост. зд-я, показателей физ.подготовл-ти и функц-го исслед-я првед-го в апреле-мае текущего года и заверш-ся к 1 июня
СМГ комплектуется: уч-ся 1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл.
Уч-ля с мед.раб-ми оформ-ют инд-е карты, которые отражают рез-ты мед.осмотра, диагноз, рекоменд-ии врача и уч-ля ф.к., инд-е комплексы упр-ий.
В зав-ти от тяжести и хар-а заболев-й уч-ся в СМГ разделяют на п/гр. А и В с целью более эф-го подхода к назначению двигат-х режимов.
А-шк-ки, им.отклонения в сост.зд-я обратимого х-ра, ослабл.разл.заболев-ми
В-шк-ки,им.тяжелые необратимые изм-я в деят-ти органов и систем(пораж.ССС,мочевыд-х систем,печени,зрения с изм.глазного дна)
Ведущим принципом в раб.явл-ся диф-ый подход, дозир-е нагрузки на уроке с учетом инд-ых особ-й шк-ка.
Формы занятий в СМГ:
1.урок ф.к.
2.доп-ые занятия(УГГ,прогулки,экскурсии,игры,приклад.упр-я:плав-я,лыжи,прог.на вело), в уроки искл-ся упр-я на силу, подскоки, прыжки, поднятия тяжести.
В 1-е 6-8 нед.с уч-ся необх-мо вкл-ть спец(показ-е при каждом конкр.заболев.)упр-я, кот.д.прим-ся в сочет.сОРУ. При подборе упр-й необх-мо учит-ть х-р заболев-я, ур-нь функц-х возм-ей,данные физ.развития и физ.разв.и физ.подгот-ти каждого уч-ка.
История развития массажа. Классификация массажа. Требования к массажному кабинету, массажисту и массируемому.
Суть массажа заключается в механическом дозированном воздействии специальными приемами на поверхность тела или какого-либо органа. Массаж может быть ручной и аппаратный, проводимый при помощи специальных инструментов(вибромассаж, гидромассаж, вакуумный).
Классификация: 1.Спортивный(повышение работоспособности, ускорение восстановительных процессов)2.Косметический(коррекция нарушений на коже)3.Гигиенический(оздоровление)4.Лечебный(лечение травм и заболеваний)5.Точечный(воздействие на биологически активные точки организма)6.Сегментарный(на рефлекторных областях)
Массаж показан всем здоровым людям, но в зависимости от возраста и реактивности нервной системы подход к каждому пациенту должен быть строго дифференцированным. Для пожилых и ослабленных людей сеанс массажа должен быть менее длительным и интенсивным.
История массажа
Еще в глубокой древности массаж был известен как лечебное средство. Массаж применяли первобытные люди. Очевидно, поглаживание, растирание, разминание больного места поначалу было чисто инстинктивным. Установлено, что много веков назад массаж применяли как лечебное средство народы, живущие на островах Тихого океана.
Интересна история возникновения слова “массаж”. Так, одни авторы считают, что произошло от арабского “mass” или “masch” — “нежно надавливать, касаться”, другие — от греческого “masso” — “сжимать руками”, третьи — от латинского “massa” — “прилипающее к пальцам”.
С самых древних времен массаж являлся частью врачебного искусства.
Приемы массажа первыми описали индийцы и китайцы.
В Китае применять массаж стали в третьем тысячелетии до нашей эры. Там его использовали для лечения ревматических болей, вывихов, снятия усталости, спазм мышц и пр. При этом, делая массаж, китайцы растирали руками все тело, сдавливая нежно мышцы и производя особые подергивания в сочленениях. При подергивании был слышен треск.
При этом происходило разминание всего тела — с верхних конечностей до стоп. Индийцы первыми соединили паровые бани с массажем. При массаже в бане на раскаленные железные плиты лили некоторое количество воды, которая, испаряясь, проникала в кожу каждого находящегося в помещении. Когда тело человека достаточно увлажнялось, массируемого растягивали на полу, и двое слуг, по одному с каждой стороны, с различной силой сжимали расслабленные мышцы конечностей, а затем массировали живот и грудь. После этого человека переворачивали и делали массаж на задней поверхности тела.
Как в Индии, так и в Китае массаж выполнялся священнослужителями. Кроме того, в этих странах были созданы школы, в которых обучали приемам массажа.
В Древнем Китае были заложены истоки профилактической медицины. Там практически во всех провинциях были созданы врачебно-гимнастические школы, в которых занимались подготовкой врачей, в совершенстве владевших приемами массажа и лечебной гимнастики.
Делали примитивный массаж и в странах Америки и Африки. Туземцы при многих болезнях применяли простейшие массажные приемы.
Применялся массаж и в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии, Нубии. Он был известен в этих странах еще за 12 веков до н. э. В Египте массаж сочетали с воздействием бани. Из бани никто не выходил, не подвергшись массажу. Распаренного человека растирали, растягивали, мяли, давили на всевозможные лады руками различные части тела. Массировали все суставы. Первоначально массировали человека спереди, а затем сзади и с боков. Отдельно массировали руки: их сгибали, растягивали различные суставы всей руки, затем каждого пальца в отдельности, потом переходили на предплечье, плечо, грудь, спину, сгибая их в различные стороны. Кроме сгибания, растяжения и массажа суставов, применяли разминание ч растирание всех остальных мышц.
Гиппократ (459-377 гг. до н. э.) опытным путем проверил все теоретические положения о массаже. В своих трудах он писал: “...сочленение может быть сжимаемо и расслаблено массажем. Трение вызывает стягивания или расслабление тканей, ведет к исхуданию или полноте, сухое и частое трение стягивает, а мягкое, нежное и умеренное утолщает ткани”.
Во времена императора Юлиана массаж был также широко распространен. Массаж в Древней Греции проводился в банях в сочетании с телесными упражнениями активного или пассивного характера, натиранием маслами и мазями.
В Древней Греции придавали массажу большое значение и считали, что его нужно применять не только в медицине, но и в быту и спорте, внедряли его в школе и армии. Там существовали специальные салоны по уходу за кожей лица и рук, в которых проводились гигиенический и косметический массажи.
В Древнем Риме, как в свое время в Китае и Индии, были открыты школы массажа. Их основали греческие врачи — Асклепиад и его ученики. Асклепиад делил массаж на сухой и с маслами, сильный и слабый, кратковременный и продолжительный; Цельс рекомендовал растирания для удаления отложений и отеков; знаменитый Гален установил девять видов массажа и описал их методику.
В римских банях (термах) широко применялся массаж — там были комнаты, специально предназначенные для массажа. В них рабы разминали и растирали тела купающихся. Перед массажем римляне проделывали ряд гимнастических упражнений. После этого все тело массировалось и натиралось маслами. Благодаря римлянам массаж стал частью системы военного и физического воспитания.
Восточная медицина достигла наибольшего расцвета в X-XI вв. В это время много внимания уделялось разработке новых методов лечения и предупреждения различных заболеваний. В известных трудах Авиценны “Канон врачебной науки” и “Книга исцеления” даны рекомендации, касающиеся гигиены тела, использования с лечебной целью минеральной воды, подробное описание приемов массажа.
Очень широко бани и массаж применялись в Турции и Персии. Школа восточного массажа отличалась от школы Древней Греции и Рима. Отличие состояло в том, что турки массировали подобно египтянам и африканцам: растирали и давили пальцами, перетирали ткани. Массаж делался в банях в отдельной сухой и нагретой комнате. Специалисты восточного массажа работали руками и ногами, уделяя основное внимание растираниям и движениям в суставах.
В Древней Руси применялись закаливающие процедуры и массаж. К ним относились поколачивания, растирания веником, активные движения. У древних славян эта форма массажа называлась “хвощением”, она была описана в летописях.
Славяне при ревматических болях и при травмах растирали суставы и разминали мышцы и другие части тела. Они при этом втирали различные мази, приготовленные на основе различных трав и кореньев. Вымывшись, они переходили в сильно нагретую паровую комнату, и там банщик хлестал их березовым веником, предварительно распаренным в горячей воде, затем растирал их, потом окатывал поочередно несколькими ведрами теплой и холодной водой все тело с головы до ног. Методическое обоснование лечебного массажа дал основатель “шведской” системы гимнастики Генрих Линг (1776-1839 гг.). Пропагандировать массаж он стал после того, как сам убедился в его эффективности. Получив в сражении ранение плечевого сустава, осложнившееся нарушением подвижности руки, Линг занялся фехтованием и начал постоянно применять массаж. Через некоторое время функции руки практически восстановились. Вдохновленный происшедшим с ним, Линг стал разрабатывать методы гимнастики и массажа.
После многочисленных исследований он опубликовал научный труд “Общие основы гимнастики”, в котором писал, что “массаж является составной частью всевозможных видов движения, оказывающих свое благотворное влияние на человеческий организм”. Со временем массаж и лечебная гимнастика начинают использоваться на всех континентах. В XIX в. во Франции, Германии, Англии и других странах появляются многочисленные труды о массаже и о результатах его применения при лечении различных болезней. Этому способствует развитие таких наук, как биология, анатомия, физиология.
До XIX в. не было научного обоснования массажа, и только в семидесятых годах в Европе и в России появились первые клинические и экспериментальные работы по массажу.
В них были заложены основные принципы научного обоснования влияния массажа на организм человека, описывались и приводились в систему приемы массажа, были разработаны рекомендации для его проведения, четко оговаривались все показания и противопоказания.
Большой вклад в разработку методики проведения лечебного массажа внесли русские ученые М. Я. Мудров, А. А. Остроумов, В. А. Манассеин, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Вельяминов, В. И. Заблудовский, И. М. Саркизов-Серазини и многие другие.
Еще в Индии и Китае, Древней Греции и Риме массаж широко использовался в системе физического воспитания воинов, гладиаторов и кулачных бойцов. Римляне и греки выделяли такие виды массажа, как предварительный (выполняемый перед выходом атлета на арену), тренировочный, восстановительный (для снятия утомления).
На Олимпийских играх в Париже (1900 г.) американцы использовали массаж при подготовке спортсменов к соревнованиям.
И. В. Заблудовский (1906 г.) заметил, что массаж способствует повышению работоспособности спортсменов. Французский физиолог Р. Коста (1906 г.) дал физиологическое обоснование и методику спортивного массажа. В 1907 г. русские спортсмены (конькобежцы и велосипедисты) применяли массаж и самомассаж ног. В 1912 г. шведы и финны уже имели в составе олимпийской команды штатных массажистов.
У нас в стране спортивный массаж стал широко развиваться с 1923 г.,когда курс массажа начал преподаваться в Московском институте физкультуры И. М.Саркизовым-Серазини. В 1928 г. в Московском институте физкультуры была создана кафедра ЛФК, что положило начало подготовке кадров по ЛФК и массажу.
Для внедрения массажа в спортивную практику много сделано И. В. За-блудов-ским, И. П. Калистовым, В. К. Крамаренко, И. М. Саркизовым-Серазини и др. В последние годы научной разработкой и внедрением спортивного массажа занимается кандидат медицинских наук В. И. Дубровский. Методики массажа, разработанные им, нашли широкое применение не только в нашей стране, но и за рубежом.
При несоблюдении основных гигиенических требований даже умело выполненный массаж не принесет желаемого результата, поэтому при проведении сеанса массажа должны быть учтены главные его условия.