Глава VI. Особенности психического развития человека. ложение; условия труда; медицинское и лекарственное обслуживание; вредные привычки.
ложение; условия труда; медицинское и лекарственное обслуживание; вредные привычки.
Таким образом, период геронтогенеза — итог всего жизненного пути человека — младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
Литература
1. Абрамова Г.С. Психология жизни: Исследования геронтопсихоло-гии: Учеб. пособие. М, 2000.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
3. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.
4. Виткин Д. Мужчина и стресс / Пер. с англ. СПб., 1995 (Сер. «Сам себе психолог»).
5. Возрастные аспекты онтопсихологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 1993.
6. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: Учеб. пособие. М., 2001.
7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М., 1987.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н-Д, 1996;
9. Крымская М.Л. Климактерический период. М., 1988.
10.Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия / Пер. с исп. М., 2001.
11.Монахов Н.А. Плоды подсознания: Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. М., 1995.
12.Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. СПб., 1995.
• 13. Общая и прикладная акмеология: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под ред. А.А.Деркача. М., 2001.
План-задание для самостоятельной работы
14.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М., 2000.
15.Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск; М., 2001.
16.Российское сознание: психология, феноменология, культура. Меж-вуз. сб. науч. работ. Самара, 1994.
17.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
18.Смит Э.Д. Стареть можно красиво. Руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках / Пер. с англ. М., 1995.
19.Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев, 1992.
20.Старость: Популярный справочник / Пер. с пол. М., 1996.
21.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н-Д, 1995.
22.Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.
23.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Пер. с англ. и нем. М., 1990 (Б-ка зарубежной психологии).
24.Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. М., 1990 (Б-ка зарубежной психологии).
25.Ханна Т. Искусство не стареть (Как вернуть гибкость и здоровье) / Пер. с англ. СПб., 1996 (Сер. «Исцели себя сам»).
26.Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
27.Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1996.
28.Яцемирская Р. С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Используя методическую процедуру (гл.1, план-задание,
п. 1), осуществите самозачет по системе психологических терми
нов и понятий, относящихся к характеристике периода молодос
ти, взрослости, зрелости, старости.
Адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрослость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизненный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, пред-старческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сенсорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.
2. Подготовьте лекцию на тему «Жизненные кризисы и их роль
в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях».
Раскройте их сущность, причины, возможности предупреждения
или преодоления. В качестве исходного материала используйте ре
комендованную литературу [7, 8, 11, 21, 22].