Краткое описание особенностей задания. В последнем задании 4 задавался вопрос, который интриговал испытуемых уже вступлением к статье, а именно
В последнем задании 4 задавался вопрос, который интриговал испытуемых уже вступлением к статье, а именно, каким путем, судя по всем представленным материалам, следователи пытались найти ответ о виновности подозреваемого. Составители этого задания предполагали выполнение сложной деятельности по интегрированию информации из различных частей текста. Верно ответили на вопрос о главном средстве доказательства – проведении генетических анализов - 82% российских учащихся. К сожалению, успешное выполнение этого задания и ряда других заданий не оказали влияния на весьма слабые результаты российских подростков, обнаруженные в ходе исследования грамотности чтения в целом, о причинах чего будет сказано ниже.
ГРУППА ЗАДАНИЙ 7
хорошего вам самочувствия, бегуны
В течение 14 лет Центр спортивной медицины в Лионе (Франция) исследует проблемы травматизма молодых спортсменов. В результате исследований было установлено, что лучшее средство от травм – это их предупреждение … и хорошая обувь.
Удары, падения, износ и разрывы...
Восемнадцать процентов спортсменов в возрасте от 8 до 12 лет уже имеют повреждения в пятках. Хрящ в лодыжке футболиста уже не реагирует на удары, и 25 % профессионалов понимают, что это действительно их самое слабое место. Хрящ хрупкого коленного сустава может быть также сильно поврежден, и если не принимать никаких мер еще в детстве (когда ребенку 10-12 лет), то это может стать причиной преждевременного остеоартрита. Бедро тоже может не избежать повреждений, особенно когда игрок устал, он рискует получить перелом в результате падений или столкновений.
Согласно тому же исследованию, у футболистов, играющих уже более 10 лет, появляются костные наросты на голени или пятке. Эти костные изменения получили название «нога футболиста», то есть деформация, вызванная подвижностью ступни и лодыжки в спортивной обуви.
Защита, поддержка, устойчивость, амортизация
Если спортивная обувь слишком жесткая, то она часто ограничивает ваше движение. Если она слишком подвижна, то она увеличивает риск получения травм и растяжения суставов. Хорошая спортивная обувь должна соответствовать четырем критериям:
во-первых, она должна способствовать защите извне: защищать от ударов мяча или ударов другого игрока, скрывать неровность спортивной площадки и сохранять ногу теплой и сухой даже в мороз и дождь.
Она должна поддерживать ступню и особенно сустав лодыжки, чтобы избежать растяжений, опухолей и других травм, которые могут даже повредить колено.
Она также должна давать игроку чувство устойчивости. В ней он не должен скользить по мокрой площадке и не должен резко падать на слишком сухой поверхности.
Наконец, она должна амортизировать удары, как это бывает у баскетболистов и волейболистов, которые постоянно совершают прыжки.
Сухие ноги
Чтобы избежать незначительных, но болезненных недомоганий, таких, как волдыри, трещины или грибковые заболевания ног (грибковые инфекции), спортивная обувь не должна препятствовать испарению пота, но должна предотвращать попадание внутрь сырости. Идеальным материалом для этого может служить водостойкая кожа, чтобы защитить обувь от промокания при первом же дожде.
Используйте статью, данную на предыдущей странице, для ответов на вопросы.
Вопрос 26: БЕГУНЫ R110Q01
Что автор намеревался показать в этом тексте?
A Что качество многих видов спортивной обуви сильно улучшилось.
B Что лучше не играть в футбол, если вам меньше 12 лет.
C Что молодые люди все больше страдают от разных травм из-за своего плохого физического состояния.
D Что очень важно молодым спортсменам носить хорошую спортивную обувь.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Ответ D – «Что очень важно молодым спортсменам носить хорошую спортивную обувь»
Код 0: Другие ответы.
Вопрос 27: БЕГУНЫ R110Q04
Почему, согласно статье, спортивная обувь не должна быть слишком жесткой?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Говорится об ограничении движения.
· Жесткая обувь ограничивает движение.
· Жесткая обувь мешает быстро (легко) бегать.
Код 0: Демонстрируется неправильное понимание содержания статьи или дан неправильный (неуместный, неточный) ответ
· Чтобы избежать травм.
· Она не может поддерживать ступню.
· Потому что вам нужно поддержать ступню и лодыжку.
Или: Дан недостаточный или неясный ответ.
· Если она слишком жесткая, то она вам не подойдет.
Вопрос 28: БЕГУНЫ R110Q05
В статье говорится: «Хорошая спортивная обувь должна соответствовать четырем критериям».
Что это за четыре критерия?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Образование
Код 1: В ответе приводятся четыре критерия, выделенные курсивом в тексте. Ответ может быть прямым цитированием текста, пересказом или переработанным текстом. Критерии могут быть приведены в любом порядке. Ниже приведены четыре критерия:
(1) способствовать защите извне
(2) поддерживать ступню
(3) обеспечивать устойчивость
(4) амортизировать удары
· 1 Внешняя защита
2 Поддержка ступни
3 Хорошая устойчивость
4 Амортизации ударов
· Обувь должна обеспечивать хорошую внешнюю защиту, поддерживать ступню, обеспечивать игрока хорошей устойчивостью и амортизировать удары.
· 1 Она должна оберегать от скольжения и резкого падения (устойчивость)
· 2 Она должна защищать ступню от удара (например, при прыжках) [амортизации ударов]
3 Она защищает на неровной (ухабистой) дороге, а также от охлаждения [внешняя защита]
4 Она должна поддерживать ступню и лодыжку. [поддержка ступни]
· Защита, поддержка, устойчивость, амортизация [Цитируется заголовок данной части текста.]
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы
· 1. Защищает от удара мяча или ноги.
2. Позволяет приспособиться к неровной поверхности земли.
3. Сохраняет ступню теплой и сухой.
4. Поддерживает ступню.
[Первые три части ответа являются составными частями критерия 1 (способствовать защите извне).]
Вопрос 29: БЕГУНЫ R110Q06
Прочитайте еще раз предложение в конце статьи. Оно представлено двумя частями:
“Чтобы избежать незначительных, но болезненных недомоганий, таких, как волдыри, трещины или грибковые заболевания ног (грибковые инфекции), …” | (первая часть) |
“…спортивная обувь не должна препятствовать испарению пота, но должна предотвращать попадание внутрь сырости.” | (вторая часть) |
Какова связь между первой и второй частями этого предложения?
Вторая часть
A противоречит первой части.
B повторяет первую часть.
C иллюстрирует проблему, описанную в первой части.
D дает решение проблемы, описанной в первой части.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлекция и оценка
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Ответ D – «дает решение проблемы, описанной в первой части»
Код 0: Другие ответы.
ГРУППА ЗАДАНИЙ 8
ПОДАРОК
Сколько дней она просидела вот так, наблюдая как холодная бурая вода медленно скрывала под собой отвесный берег реки. Она слабо помнила, когда начался этот дождь, пришедший с юга в их болотистые места и теперь стучавший по стенам ее дома. Потом вода начала медленно подниматься, остановилась на какое-то мгновение, и река потекла вспять. Постепенно вода заполнила все канавы, рвы и затопила низкие места. Ночью, пока она спала, река поглотила дорогу и отрезала ее от мира. Течение унесло лодку, и теперь женщина осталась в полном одиночестве в доме, похожем на обломки, выброшенные речным потоком к берегу. Вода уже дошла до смоленых свай фундамента. И все продолжала прибывать.
Насколько она видела, устье реки превратилось в море, заливаемое струями дождя, а сама река затерялась в его просторах. Её дом когда-то был построен таким образом, чтобы можно было переждать подобное наводнение, если оно когда-нибудь произойдет, но теперь он был слишком старым. Скорее всего часть досок внизу сгнила. Может быть, цепь, которой был привязан её дом к огромному дубу, порвётся, и дом поплывет по течению, туда же, куда уплыла и её лодка.
Никто не может прийти на помощь. Она может кричать, но это бесполезно, никто её не услышит. Повсюду на реке люди пытались спасти то немногое, что можно спасти, и спасались сами. Чей-то дом проплывал мимо так тихо, что ей показалось, что она присутствует на похоронах. Ей показалось, что она знала, чей это был дом, хотя его было плохо видно. Должно быть, хозяевам удалось перебраться в безопасное место. Позже, когда дождь и темнота усилились, она услышала рев пантеры в верховье реки.
Теперь дом казался живым существом, дрожащим от холода. Ей удалось поймать лампу, когда она падала со стола около кровати, крепко зажать ее ногами. Издавая скрипы и стоны, дом съехал с глины и поплыл, раскачиваясь, как поплавок, поворачиваясь и подчиняясь течению реки. Она ухватилась за край кровати. Раскачиваясь из стороны в сторону, дом отплыл, насколько ему позволила цепь. Затем последовал удар, жалобный скрип балок и тишина. Медленно он поплыл назад мимо места, где всегда стоял. У неё перехватило дыхание, она долго сидела неподвижно, ощущая, как дом раскачивается из стороны в сторону. Темнота опустилась сквозь пелену дождя, и она заснула, держась за кровать и положив голову на руки.
Ночью её разбудил чей-то крик, он был такой тоскливый, что она оказалась на ногах раньше, чем проснулась. В темноте она споткнулась о кровать. Крик доносился с реки. Она слышала, как что-то большое двигается, издавая ужасные стонущие звуки. Это мог быть другой дом. Потом что-то ударилось о её дом и проскользило по всей его длине. Это было дерево. Она услышала, как оно проплыло мимо, и остались только звуки дождя и шум реки. Свернувшись калачиком, она уже почти уснула, когда вдруг раздался другой крик. Так близко, словно в её комнате. Вглядываясь в темноту, она рукой нащупала на кровати холодное дуло винтовки. Она положила ее на колени. «Кто там?» – закричала она.
В ответ еще раз раздался крик, на этот раз менее пронзительный, но усталый. Что-то было на крыльце, она слышала, как оно двигалось там. Половицы скрипели, и она смогла услышать, как падали какие-то предметы. Затем она услышала, как кто-то царапает стену, как будто старается проникнуть внутрь. Теперь она знала, кто это был. Большая кошка, спрыгнувшая с проплывавшего мимо дерева. Её в качестве подарка принесло течение.
Невольно она провела рукой по сжимающемуся от ужаса горлу. Винтовка лежала у неё на коленях. Она никогда в жизни не видела пантеры. Ей рассказывали о них, и издалека она слышала их тоскующие крики. Кошка опять скребла по стене, стучала по окну рядом с дверью. Пока она сможет защитить окно и удержать кошку за стеной, она будет в безопасности. Снаружи животное перестало скрести когтями по ржавой сетке. Время от времени оно скулило и рычало.
Когда свет проник наконец-то сквозь дождь, она всё ещё сидела на кровати, замерзшая и неподвижная. Её руки, привыкшие грести, болели, судорожно сжимая винтовку. Она не позволяла себе двигаться, боясь, что любой звук может спровоцировать кошку. Застыв на кровати, она раскачивалась вместе с домом. А дождь все шел и шел, и казалось, что он никогда не кончится. Сквозь серый рассвет она наконец смогла увидеть рябую от дождя воду и вдалеке неясные очертания верхушек затонувших деревьев. Кошка не двигалась. Может быть, животное ушло. Отложив ружьё, она соскользнула с кровати и беззвучно подошла к окну. Кошка была всё еще там. Она лежала на краю крыльца и смотрела на дуб, к которому был привязан дом, как бы оценивая возможность перепрыгнуть на него. Пантера не показалась ей такой уж страшной, когда она увидела её. Её шерсть слиплась, от голода бока провалились и торчали, она била хвостом из стороны в сторону. Будет легко сейчас застрелить кошку. Она стала двигаться назад, чтобы взять ружьё, когда пантера повернулась. Без всякого предупреждения или движения мускулов, не припадая к земле, пантера прыгнула на окно, разбив стекло. Она упала на спину, закричала и схватила ружьё, а затем выстрелила в окно. Теперь она уже не могла видеть пантеру, но чувствовала, что промахнулась. Животное начало двигаться. Она могла видеть её голову и спину, когда оно проходила мимо окна.
Дрожа, она вернулась к кровати и легла. Успокаивающий шум реки и дождя, всюду проникающий холод заставил забыть ее о цели. Она наблюдала за окном и держала ружье наготове. Подождав немного, она подошла посмотреть. Пантера заснула, её голова лежала на лапах, как у обыкновенной домашней кошки. Первый раз с тех пор, как начался дождь, ей захотелось плакать, пожалеть себя, людей, всё, что пострадало от наводнения. Скользя вниз по кровати, она накинула на плечи стеганое одеяло. Ей следовало бы выбраться отсюда, пока она ещё могла, когда ещё существовали дороги или пока не унесло её лодку. Раскачиваясь вместе с домом, она почувствовала сильную боль в желудке, напомнившую ей, что она давно не ела. Она не вспомнила, как долго она не ела. Как и пантера, она была очень голодной. Пробравшись в кухню, она развела огонь из нескольких оставшихся поленьев. Если паводок продлится, ей придется пустить на растопку стул или может быть даже стол. Взяв остатки копченого окорока, висевшего на крюке, она отрезала толстые куски коричневато-красного мяса и положила их на сковородку. Запах жарящегося мяса вызвал у неё головокружение. У неё еще было старое печенье, оставшееся с того дня, когда она готовила в последний раз, и она могла приготовить себе кофе, так как воды вокруг хватало.
Во время приготовления еды она почти забыла о пантере, пока та жалобно не завыла. Кошка тоже была голодна. «Дай мне поесть, - сказала она, обращаясь к животному. - Потом я позабочусь о тебе». И она рассмеялась. Когда она вешала остатки окорока обратно на крюк, пантера так зарычала, что руки её задрожали.
Поев, она вернулась к кровати и взяла винтовку. Вода подняла дом так высоко, что он уже не соприкасался с утесом, когда река раскачивала его. Еда согрела её. Она могла бы избавиться от кошки, пока еще светло. Она медленно подползла к окну. Животное всё еще было там. Мяукая, оно опять начало двигаться по крыльцу. Она смотрела на него некоторое время, не испытывая никакого страха. Затем, не осознавая того, что делает, она отложила в сторону ружьё и, обойдя кровать, направилась к кухне. Позади неё двигалась беспокойная пантера. Она взяла всё, что осталось от окорока и, вернувшись назад к окну, кинула его сквозь разбитое стекло. По другую сторону окна она услышала голодный рев, и что-то похожее на удивление передалось ей от пантеры. Потрясенная сделанным, она вернулась к кровати. Она слышала, как пантера рвёт мясо. Дом продолжал раскачиваться.
Когда она проснулась, она сразу же поняла, что всё изменилось. Дождь кончился. По движениям дома она поняла, что он уже не раскачивается на воде. Открыв дверь, она увидела сквозь разорванную сетку совершенно другой мир. Дом стоял на своем прежнем месте на утёсе. Внизу бурлила вода, но она уже не покрывала землю между дубом и домом. Пантера ушла. Прыгнув с крыльца на дуб, она оставила на топкой земле неясные следы, которые уже начинали исчезать. На крыльце валялась обглоданная до белизны кость, оставшаяся от окорока.
Используйте содержание рассказа «Подарок», помещенного на предыдущих страницах, для ответа на вопросы, которые следуют ниже. (Обратите внимание на цифры, которые даны слева от текста. Они обозначают номера строк и помогут вам найти ту часть текста, о которой говорится в вопросе.)
Вопрос 30: ПОДАРОК R119Q09A- 019
R119Q09B- 019
Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали рассказ «Подарок»:
Приведите факты из рассказа, которыми участники разговора могли бы подтвердить свою точку зрения.
Первый участник разговора .......................................................................................
Второй участник разговора .......................................................................................
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Первый УЧАСТНИК РАЗГОВОРА – “бессердечна и жестока”
Код 1: В ответе приводится доказательство из рассказа в поддержку мысли о том, что женщина бессердечна и жестока. Может быть упомянуто, что она хотела застрелить пантеру или что она фактически стреляла в нее. Может приводиться цитата из текста или пересказ близкий к тексту.
· Она пытается застрелить пантеру.
· Она жестока, потому что ее желанием было убить пантеру.
· Она смеялась, когда думала о том, как убить пантеру.
· Когда она ела, она смеялась над тем, как кошка скулит.
· И схватив винтовку, она выстрелила в нее через окно [Цитата]
Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
· Она плохо относится к пантере.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ.
· Она жестока, потому что не впускает кошку в дом. [Маловероятно, что она может поступить по-другому, учитывая, что в рассказе говорится о том, что кошка опасна.]
· Он думает, что женщине следовало бы проявить больше сочувствия. [Не связано с текстом: ответ объясняет, что говорит юноша в диалоге, а не то, что отражено в содержании рассказа.]
Второй УЧАСТНИК РАЗГОВОРА – “способна к состраданию и добру”
Код 1: В ответе приводится доказательство из рассказа в поддержку мысли о том, что женщина способна к состраданию и добру. Может быть упомянуто о том, что она накормила пантеру или в более общих словах о ее сочувствии. Может приводиться цитата из текста или пересказ близкий к тексту.
· Она щедрая, потому что делится пищей с кошкой.
· Она дала ей окорок.
· Она взяла все, что осталось от окорока, и вернувшись назад к окну, кинула его сквозь разбитое стекло. [Цитата]
· Когда она первый раз услышала пантеру, она подумала, что звуки скорей печальные, чем страшные. [Доказательство того, что женщина могла почувствовать сострадание к пантере.]
· Там говорится: «Ей захотелось плакать, пожалев себя, людей, все, что пострадало от наводнения». [Цитируется доказательство способности сострадать вообще.]
Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
· Она действует с состраданием.
· Она добрая.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ.
· Она думает, что женщина проявляет любовь. [Не связано с текстом: ответ объясняет, что говорит девушка в диалоге, а не то, что отражено в содержании рассказа.]
Вопрос 31: ПОДАРОК R119Q01
Какова ситуация, в которой находилась женщина в начале рассказа?
A Она не ела несколько дней и слишком ослабела, чтобы покинуть дом.
B Она защищает себя от дикого животного.
C Ее дом со всех сторон окружен водой.
D Разлившаяся река унесла ее дом.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ C – «Ее дом со всех сторон окружен водой»
Код 0: Другие ответы.
Вопрос 32: ПОДАРОК R119Q07-
Вот некоторые примеры того, как автор описывает пантеру в начале истории:
“… ее разбудил чей-то крик, он был такой тоскливый … ” (строка 35)
“В ответ еще раз раздался крик, на этот раз менее пронзительный, но усталый”. (строки 45-46).
“… издалека она слышала их (пантер) тоскующие крики.” (строка 53)
Рассматривая все происшедшее в рассказе, объясните, почему автор выбирает именно такие описания, чтобы изобразить пантеру?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 3: В ответе отмечается, что описания вызывают жалость. В ответе либо явно выражено или подразумевается упоминание о намерении автора или эффект, производимый на читателя, а также содержание остальной части рассказа. В ответе говорится, что:
A Цитируемое описание объединяет пантеру с женщиной (или вообще с людьми) тем, что и та, и другая страдают; ИЛИ
B Цитируемое описание готовит читателя к тому, что позже женщина проявит сочувствие к пантере; ИЛИ
C Пантера описывается как объект сочувствия.
· Крики пантеры похожи на крики людей, тем самым она похожа на женщину, и ты испытываешь жалость к обеим. [Явно упоминается связь между пантерой и женщиной/людьми. (1) Явно упоминается эффект, производимый на читателя.]
· Ты сразу понимаешь, что пантера тоже жертва наводнения. [Слово “тоже” подразумевает связь между пантерой и людьми. (1) Явно упоминается эффект, производимый на читателя.]
· Кажется, что женщина чувствует жалость к пантере, еще до того как поняла, кто это. [Связывает приводимые отрывки с проявлением сочувствия женщины в дальнейшем тексте (2), хотя нет явного упоминания о намерении автора или эффекте на читателя.]
· Ты чувствуешь жалость к пантере. [В неявном виде отражено точное понимание нюансов описания. (3) Явно упоминается эффект на читателя.]
· Все это кажется грустным и горестным. [В неявном виде отражено понимание нюансов описания (3), с неявным указанием на намерение автора.]
Код 2: В ответе содержатся указания на другие возможные намерения (или эффекты), которые достигаются цитируемыми описаниями, кроме намерения вызвать жалость. Комментарии соответствуют пониманию текста. Указания на намерения автора или эффект на читателя явно выражены или подразумеваются. Указания на остальную часть текста явно выражены или подразумеваются. Указывается на:
(1) намерения или эффект создания атмосферы напряжения или таинственности (Обратите внимание, если в ответе приводятся слова “пугающие” или “жуткие”, то их следует рассматривать как показатели недостаточного понимания цитируемых описаний. А такие слова как “интересный”, “легкий”, “ясный” не считаются адекватными); ИЛИ
(2) мысль о том, что пантера описана с точки зрения женщины.
· Потому что это создает напряжение, на самом деле неизвестно, откуда исходят крики. [1]
· Читатель постепенно готовится к упоминанию о пантере. [1]
· Это описание не оставляет равнодушным. [1]
· Как и женщина, ты не знаешь, что это за крики [Сочетание (1) и (2).]
· Они передают чувство женщины к пантере. [2]
Код 1: В ответе даются указания на буквальную информацию, содержащуюся в приводимых описаниях. Комментарии соответствуют пониманию текста. Указания на намерения автора или эффект на читателя явно выражены или подразумеваются. Указания на остальную часть текста явно выражены или подразумеваются. Указывается на:
(1) реалистическое описание пантеры; ИЛИ
(2) как описания соответствуют конкретным обстоятельствам и ситуациям в рассказе.
· Пантера – дикое животное, а дикие животные издают звуки. [1]
· Пантера была голодна, голодные животные издают подобные звуки. [1]
· Женщина обратила внимание на звуки, издаваемые пантерой, потому что было темно и она не могла видеть пантеру. [2]
· Когда женщина услышала пантеру, она вспомнила, что уже слышала когда-то подобные звуки. [2]
Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
· Они делают историю интереснее.
· Это сильный прием описания.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ.
· Пантера издавала враждебные звуки, как будто хотела схватить женщину (не аргументировано).
· Эти описания представляют пантеру так, чтобы читатель испугался. [Неточно]
· История рассказывается от имени пантеры. [Неточно]
Вопрос 33: ПОДАРОК R119Q06
“Издавая скрипы и стоны, дом съехал …” (строка 27)
Что случилось с домом в этой части истории?
A Он развалился.
B Он поплыл.
C Он врезался в дуб.
D Он погрузился на дно реки.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ B – «Он поплыл»
Код 0: Другие ответы.
Вопрос 34: ПОДАРОК R119Q08-0129
Основываясь на содержании рассказа, объясните, почему женщина накормила пантеру?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерперетация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 2: Из ответа следует, что учащийся понимает по контексту, что поступок женщины обусловлен жалостью или сочувствием по отношению к пантере. Также может упоминаться, что сама женщина не осознает мотива своего поведения.
· Ей стало жалко животное.
· Потому что она знала, что такое чувство голода.
· Потому что она жалостливый человек.
Код 1: Из ответа следует, что учащийся понимает, что в рассказе нет явного объяснения мотивации поступка женщины и/или она не осознает мотивов своего поступка.
· Она делала это неосознанно.
· По настроению.
· Инстинктивно.
· Она не знала.
· В рассказе не говорится об этом.
ИЛИ: Ответ учащегося основан на понимании физической необходимости пантеры в пище или помощи, а мотивы поступка женщины не упоминаются.
· Потому что пантера была голодна.
· Потому что пантера кричала.
· Чтобы помочь животному выжить.
Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ. Может говорится, что причиной поведения могла быть самозащита или страх.
· Она думала, что животное уйдет, если она его накормит.
· Потому что она испугалась животного.
· Она хотела приручить животное. [Не обосновано]
· Чтобы подружиться с животным[Не обосновано )
· Потому что ей понравилось животное. [Не обосновано]
Вопрос 35: ПОДАРОК R119Q04
Когда женщина говорит: “Потом я позабочусь о тебе,” - она подразумевает, что
A уверена, что кошка не тронет ее.
B старается напугать кошку.
C собирается застрелить кошку
D собирается накормить кошку.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ C – «собирается застрелить кошку»
Код 0: Другие ответы.
Вопрос 36: ПОДАРОК R119Q05- 01239
Как вы думаете, является ли последнее предложение рассказа “Подарок” подходящим для него концом?
Обоснуйте свой ответ, показав свое понимание того, как последнее предложение может пояснить смысл всего рассказа.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 3: Ответ ученика не ограничивается буквальной интерпретацией рассказа, при том что эта интерпретация не расходится с точным пониманием смысла текста. В ответе оценивается концовка в терминах тематической завершенности, соотносится последнее предложение с основными связями, проблемами и метафорами в рассказе. Например, ответ может быть связан с отношениями между пантерой и женщиной; с проблемами выживания, с темой “подарка” или “благодарности”. Мнение ученика об уместности концовки выражено явно или подразумевается.
· Да. Судьба свела женщину с тем, что действительно является главным в жизни, обглоданная до белизны кость является символом этого.
· Да. Я думаю, что то, что пантера оставила от окорока, тоже было подарком, а смысл этого подарка: “Живи и давай жить другим”.
· Да. Кость – это подарок, и это является темой данного рассказа.
· Да. Кость от окорока напоминает нам о том, что могло бы случиться с женщиной.
· Конец подходящий, т.к. животное как бы поблагодарило ее за окорок.
Код 2: Ответ ученика не ограничивается буквальной интерпретацией рассказа, при том что эта интерпретация не расходится с точным пониманием смысла текста. В ответе оценивается концовка в терминах стиля или настроения, так что последнее предложение связывается с общим стилем или настроением основной части рассказа. Мнение ученика об уместности концовки выражено явно или подразумевается.
· Да, он соответствует фактологическому характеру повествования в рассказе.
· Да, он усиливает эффект чего-то необычного.
· Нет, он слишком сжат, в то время как остальная часть рассказа дается во всех подробностях.
Код 1: Ответ дается на уровне буквального понимания, при том что эта интерпретация не расходится с точным пониманием смысла текста. Концовка оценивается в терминах последовательности описанных событий, (например, что кошка съела мясо, что пантера появилась около дома, что вода спала). Мнение ученика об уместности концовки выражено явно или подразумевается.
· Да, она дает ответ на вопрос: съела ли пантера еду.
· Нет. Часть о мясе уже закончилась.
· Все закончилось, потому что кончилось мясо и история.
· Да. Когда наводнение отступило и животное съело мясо, у пантеры не было необходимости оставаться.
· Я думаю, что это хороший конец, потому что он доказывает, что пантера была на крыльце дома. [Буквальное понимание того, что события, описанные в рассказе, “происходили на самом деле”.]
· Нет, это неподходящий конец, это был не подарок, а все это было очень опасно. [Указывает на исключительно буквальное понимание.]
· В концовке упоминание о том, что это случилось после дождя. [Имеется в виду конец наводнения.]
Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
· Он более, чем эффектный. Он, действительно, внезапный.
· Нет, подарок не связан с концовкой.
· Нет. Было бы лучше закончить чем-нибудь более волнующим. [Не соотносит концовку с основным текстом рассказа.]
· Он заканчивается описанием кости.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ.
· Да, конец показывает, что все это ей приснилось. [Ответ не обоснован]
· Нет, потому что читатель не знает, почему пантера исчезла. [Показывает непонимание.]
ГРУППА ЗАДАНИЙ 9
На следующих двух страницах даны два текста. Текст 1 – отрывок из пьесы «Леокадия» Жана Ануя. В тексте 2 приведены описания театральных профессий. Воспользуйтесь текстами при ответе на вопросы.
текст 1
аманда и герцогиня
Краткое содержание: Со дня смерти Леокадии Принц, любивший ее, был безутешен. Герцогиня, родная тетка Принца, увидела в магазине «Резеда» молодую продавщицу Аманду, которая была удивительно похожа на Леокадию. Герцогиня хочет, чтобы Аманда помогла ей освободить Принца от воспоминаний, которые его преследовали.
Пересечение дорог в замковом парке, круглая скамья вокруг маленького обелиска … сумерки сгущаются…
АМАНДА
Я все еще не понимаю. Что я могу сделать для него, мадам? Я не могу поверить, что вы могли подумать … И почему я? Я не такая уж хорошенькая. Да, даже, если кто-то был бы очень красивым – кто сможет, вот так, вдруг встать между ним и его воспоминаниями?
ГЕРЦОГИНЯ
Никто, кроме тебя.
АМАНДА, искренне удивляясь
Меня?
ГЕРЦОГИНЯ
Мир глуп, дитя мое. Он видит только то, что выставлено напоказ: жесты, знаки, официальные любезности … вот почему тебе об этом никогда не говорили. Но мое сердце не обмануло меня – я почти расплакалась, когда увидела тебя впервые. Для тех, кто знал ее изнутри, а не то, как она выглядела на людях, ты - просто живое подобие Леокадии.
Тишина. Ночные птицы только что сменили дневных птиц. Парк полон теней и щебета птиц.
АМАНДА, очень мягко
Я на самом деле не уверена в том, что смогу, мадам. У меня ничего нет, я сама – ничто, а эти влюбленные … к тому же это моя фантазия, не так ли?
Она встала, как будто собираясь уходить, подняла свой маленький чемоданчик.
ГЕРЦОГИНЯ, тоже мягко, но очень устало
Конечно, милая. Я прошу прощения.
Она тоже встает, с трудом, словно старая женщина. Слышен звонок велосипеда в вечернем воздухе; она вздрагивает.
Послушай … это он! Просто покажись ему, прислонившись к обелиску, на том месте, где он впервые встретил ее. Позволь ему увидеть тебя, хотя бы раз, заставь закричать, проявить внезапный интерес, удивиться этому сходству, поддаться на эту уловку, о которой я честно расскажу ему завтра, и за что он возненавидит меня – сделай что-нибудь, иначе эта мертвая девушка отберет его у меня очень скоро, я знаю это… (она взяла девушку за руку). Ты ведь сделаешь это, не так ли? Я умоляю тебя, милая девушка. (Она посмотрела на девушку умоляюще и быстро добавила:) А вот отсюда ты тоже сможешь его увидеть. И … Я просто сгораю от стыда, говоря тебе это: «Жизнь – это сумасшествие». Это третий раз за шестьдесят лет и уже второй раз за последние десять минут, как я краснею от стыда. Ты увидишь его и … Если бы он когда-нибудь смог – почему не он, ведь он красив и очарователен, а вокруг много мужчин хуже его - если бы ему когда-нибудь повезло, ему и мне, оказаться на мгновенье твоей фантазией …Звонок прозвенел в темноте еще раз, но теперь уже совсем близко.
АМАНДА, шепотом
Что я должна ему сказать?
ГЕРЦОГИНЯ, сжимая ее руку
Скажи просто: «Простите сэр, Вы не скажите, как мне пройти к морю?»
Она поспешила скрыться в тени деревьев. Вовремя. Видны неясные очертания. Это Принц на своем велосипеде. Он проезжает очень близко от неясного очертания Аманды, стоящей около обелиска. Она тихо говорит.
АМАНДА
Простите, сэр …
Он останавливается, слезает с велосипеда, снимает шляпу и смотрит на нее.
ПРИНЦ
Да, мисс?
АМАНДА
Вы не скажите, как мне пройти к морю?
ПРИНЦ
Второй поворот налево, мисс.
Он кланяется, печально и учтиво, садится на велосипед и уезжает. Слышен звонок велосипеда вдали. Герцогиня выходит из тени, похожая на очень старую женщину.
АМАНДА, тихо, через некоторое время
Он не узнал меня…
ГЕРЦОГИНЯ
Было темно … И потом, кто знает, как выглядит она в его воспоминаниях? (Она робко спрашивaет:) Последний поезд уже ушел. Не хотели ли бы вы провести в замке эту ночь?
АМАНДА, сдержанно
Да, мэм.
Полная темнота. Их обеих не видно в темноте, и только ветер свистит среди огромных деревьев в парке.
ЗАНАВЕС ОПУСКАЕТСЯ
ТЕКСТ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
Актер: играет роль какого-либо действующего лица на сцене.
Режиссер: ставит пьесу, прослеживает все стороны спектакля, следит за их выполнением. Он не только расставляет актеров на сцене, определяет их выходы и уходы со сцены, корректирует их игру, а также предлагает свою интерпретацию сценария.
Костюмер: по эскизам изготавливает костюмы.
Художник-дизайнер: создает эскизы костюмов и декораций по этим эскизам. Позднее по ним изготавливают костюмы и декорации необходимых размеров.
Ответственный за реквизит: подыскивает необходимый реквизит. Слово «реквизит» относится ко всему, что можно передвигать: кресла, письма, лампы, букеты цветов и т.д. Декорации и костюмы реквизитом не являются.
Звукорежиссер: отвечает за все звуковые эффекты во время представления. Во время спектакля он постоянно находится за звуковым пультом.
Осветитель: отвечает за освещение. Он также постоянно за пультом освещения во время спектакля. Освещение – это очень сложный процесс, и поэтому в хорошо оснащенном театре могут работать до десяти осветителей.
Вопрос 37: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ R216Q01
О чем этот фрагмент из пьесы?
Герцогиня придумывает уловку, которая …
A заставит Принца навещать ее чаще.
B заставит Принца наконец жениться.
C позволит Аманде заставить Принца забыть о его горе.
D заставит Аманду поселиться в замке вместе с ней.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ C – «позволит Аманде заставить Принца забыть о его горе»
Код 0: Другие ответы.
Вопрос 38: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ R216Q02-019
В отрывке дополнительно к словам, которые произносят актеры, даны указания о том, как актерам следует играть свои роли, и что делать техническому персоналу.
Каким образом эти указания выделены в тексте?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Указывается на использование курсива. Возможно описание своими словами. Возможны упоминания как о скобках, так и о курсиве.
· (Они даны в скобках) курсивом.
· Наклонным шрифтом.
· Выделено так: [Сделаны записи курсивом.]
· Записаны курсивом и указаны в скобках.
· Они выделены особым подчерком.
Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
· Указания по поведению на сцене даны в скобках [Указания на использование скобок – правильное, но не упоминается курсив]
· Сделана запись в другом стиле
· Другим шрифтом
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ.
· Жирным шрифтом [Неточно]
· Маленьким шрифтом [Неточно]
· Режиссером [Не относящийся к вопросу ответ]
Вопрос 39: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ R216Q03A
В приведенной ниже таблице перечислен технический персонал, участвующий в постановке данного отрывка из пьесы. Заполните таблицу, выписав из Текста 1 одно из указаний по сцене, выполнение которого потребует участия каждого из этих специалистов.
В первом примере показано, как это нужно делать.
Специалисты театра | Указания по сцене |
Художник-дизайнер | Круглая скамья вокруг маленького обелиска |
Ответственный за реквизит | |
Звукорежиссер | |
Осветитель |
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: В таблице указаны маленький чемоданчик ИЛИ велосипед. Могут быть приведены цитаты из текста (указания техническому персоналу).
· Свой маленький чемоданчик
· Велосипед
И: Указаны пение птиц ИЛИ [ночные] птицы ИЛИ щебетание птиц ИЛИ звонок велосипеда ИЛИ ветер ИЛИ тишина. Могут быть приведены цитаты из текста (указания техническому персоналу).
· Слышен звонок велосипеда в вечернем воздухе.
· Только ветер свистит.
· Ночные птицы
· Ночные птицы только что сменили дневных птиц.
И: Указаны тени ИЛИ неясные очертания ИЛИ [полная] темнота ИЛИ вечер
· Парк полон теней.
· Более густые тени деревьев
· Наступает вечер.
· В вечернем воздухе
Код 0: Другие ответы
· Звонок велосипеда
· Обелиск
· Круглая скамейка
Вопрос 40: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ R216Q04-019
Режиссер расставляет актеров на сцене. На его диаграмме положение Аманды отмечено буквой «А», Герцогини буквой «Г».
Поставьте буквы «А» и «Г» на схеме, приведенной ниже, на тех местах, где примерно могли находиться Аманда и Герцогиня, когда появился Принц.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Буква А расположена около обелиска, а Г около деревьев.
Код 0: Другие ответы
Вопрос 41: АМАНДА И ГЕРЦОГИНЯ R216Q06
Ближе к концу этого фрагмента из пьесы Аманда сказала: «Он не узнал меня …».
Что это означает?
A Что Принц не взглянул на Аманду.
B Что Принц не понял, что Аманда была продавцом в магазине.
C Что Принц не понял, что он уже встречал ее.
D Что Принц не заметил, что Аманда похожа на Леокадию.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ D – «Что Принц не заметил, что Аманда похожа на Леокадию»
Код 0: Другие ответы.
ГРУППА ЗАДАНИЙ 10
Промышленная компания КАНКО
Отдел кадров
центр внутренних и внешних кадровых перемещений (ЦВВКП)
Что такое ЦВВКП?
ЦВВКП – это центр внутренних и внешних кадровых перемещений, созданный по инициативе отдела кадров компании. Часть сотрудников этого отдела работает совместно с представителями других отделов, а также с приглашенными консультантами по кадрам.
ЦВВКП помогает сотрудникам компании в поиске другой работы внутри или вне КАНКО.
Что делает ЦВВКП?
ЦВВКП помогает служащим компании, решившим сменить работу, с помощью:
• Банка данных о наличии рабочих мест
После беседы со служащим все сведения о нем помещаются в банк данных, содержащий информацию о желающих найти работу и существующих вакансиях КАНКО или в других промышленных компаниях.
• Оценки возможностей
Возможности сотрудника определяются в ходе бесед на профессиональные темы.
• Курсов
Курсы, организованные совместно с отделом информации и подготовки кадров, обучают, как следует искать работу и планировать свою профессиональную деятельность.
• Программ по переподготовке кадров
ЦВВКП координирует проекты, нацеленные на оказание помощи сотрудникам в овладении новой профессией.
• Оказание посреднических услуг
ЦВВКП выступает в качестве посредника для сотрудников, которым угрожает сокращение в результате реорганизации компании, и помогает им в поиске новой работы, если это необходимо.
Сколько стоят услуги ЦВВКП?
Стоимость услуг определяется при согласовании с отделом, в котором вы работаете. Некоторые услуги центра бесплатны. Но вам могут предложить оплатить предоставляемые услуги или оказать определенную услугу самому центру.
Как работает ЦВВКП?
ЦВВКП помогает в поиске работы тем, кто всерьез задумывается о новой работе в этой компании или вне ее.
Работа с сотрудниками начинается с приема его заявления. Беседа с консультантом по кадрам может оказаться для обратившегося в центр полезным. Очевидно, что в первую очередь вам следует обсудить с консультантом ваши планы и потенциальные возможности профессионального роста. Консультант имеет представление о ваших возможностях и кадровых изменениях в вашем отделе.
В любом случае связаться с ЦВВКП можно через консультанта по кадрам. Он или она обрабатывают ваше заявление, после чего вас пригласят на собеседование с представителем центра.
Дополнительная информация
Отдел кадров может предоставить вам дополнительную информацию о ЦВВКП.
Используя объявление отдела кадров на предыдущей странице, ответьте на вопросы.
Вопрос 42: КАДРЫ R234Q01
Где, согласно объявлению, вы можете получить дополнительную информацию о ЦВВКП?
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе
Код 1 В ответе упоминается, по крайней мере, ОДНО из следующих:
(1) В отделе кадров
(2) У консультанта по кадрам
· В отделе кадров
· Консультант по кадрам может дать вам дополнительную информацию.
Код 0: Другие ответы
· В промышленной компании КАНКО
Вопрос 43: КАДРЫ R234Q02-019
Перечислите два вида услуг, которые ЦВВКП предоставляет людям, которые могут потерять работу из-за реорганизации компании.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе
Код 1: В ответе упоминаются оба элемента:
(1) Выступает в качестве посредника
(2) Помогает в поиске новой работы [Не принимается ответ: “Банк данных о наличии рабочих мест”, “Оценка возможностей”, “Курсы”, или “Программы по переподготовке кадров”.]
· Выступает в качестве посредника и помогает в поиске новой работы, если необходимо.
Код 0: Другие ответы
1. Посредник 2. Программы по переподготовке кадров
· Программы по переподготовке кадров
Курсы
· Поиски работы/создание рабочих мест
посредник
· Прием заявления и беседа с консультантом по кадрам
ГРУППА ЗАДАНИЙ 11
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Новые технологии порождают необходимость создания новых норм
НАУКА идет впереди развития законодательства и этики. В 1945 году это привело к драматическим событиям, связанным с уничтожением жизни с помощью атомной бомбы, а сейчас это связано с созданием жизни с помощью технологий, позволяющих преодолеть бесплодие.
Многие из нас радовались вместе с семьей Браун из Англии, когда Луиза, первый ребенок из пробирки, появилась на свет. И мы восхищались появлением детей и в других беспрецедентных случаях, например, рождением здоровых малышей, которые были заморожены на стадии эмбрионов в ожидании подходящего момента для пересадки в организм матери.
Два замороженных эмбриона из Австралии породили море юридических и этических вопросов. Предполагалось пересадить эти эмбрионы в Эльзу Риос, жену Марио Риоса. Предыдущая пересадка оказалась неудачной, и Риосы решили еще раз попробовать стать родителями. Однако перед второй попыткой Риосы погибли в авиакатастрофе.
Что должны были сделать в австралийском госпитале с замороженными эмбрионами? Могли ли они их пересадить кому-нибудь еще? Было множество желающих. Имели ли эмбрионы право наследования немалого капитала Риосов? Следовало ли их уничтожить? Риосы, естественно, не оставили никаких предварительных распоряжений относительно будущего эмбрионов.
В Австралии была учреждена комиссия для изучения этой проблемы. На прошлой неделе комиссия опубликовала свой отчет. Члены комиссии решили, что эмбрионы должны быть разморожены, так как передача эмбрионов кому-либо требует согласия их производителей, а такого согласия не было дано. Комиссия также заявила, что эмбрионы в своем настоящем состоянии не являются живыми и не имеют соответствующих прав и, следовательно, могут быть уничтожены.
Члены комиссии осознавали, что они приняли решение, опираясь на весьма неопределенные юридические и этические нормы. Поэтому они потребовали, чтобы в течение трех месяцев было изучено общественное мнение о принятых ими рекомендациях. Если бы подавляющее большинство выступило против уничтожения эмбрионов, то комиссия пересмотрела бы свое решение
Сейчас супружеские пары, стоящие в очередь на искусственное оплодотворение в госпитале Королевы Виктории в Сиднее, должны указывать, что делать с эмбрионами в случае, если с ними что-то произойдет.
Это позволяет надеяться, что ситуация, подобная случаю с Риосами, не повторится. А как быть с другими сложными ситуациями? Недавно во Франции женщина вынуждена была обратиться в суд, чтобы получить разрешение на рождение ребенка, используя замороженную сперму своего скончавшегося мужа. Как следует поступить с ее просьбой? А как быть, если женщина, вынашивающая чужого ребенка, нарушает договор о вынашивании ребенка и отказывается отдать ребенка, которого она обещала родить для другой семьи?
Наше общество не сумело провести в жизнь законы, ограничивающие разрушительную силу атомной энергии. Мы пожинаем чудовищные плоды этого поражения. Но уже возможны различные злоупотребления ученых в области ускорения или торможения воспроизводства потомства. Этические и юридические границы должны быть установлены, пока мы не зашли слишком далеко.
Используя газетную редакционную статью «Новые технологии порождают необходимость создания новых норм», приведенную на предыдущей странице, ответьте на вопросы.
Вопрос 44: НОВЫЕ НОРМЫ R236Q01-019
Подчеркните предложение, в котором говорится о том, что сделали австралийцы для решения вопроса о замороженных эмбрионах, принадлежащих погибшей в авиакатастрофе семье.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Общественная
Код 1: Подчеркивается ИЛИ обводится предложение ИЛИ часть предложения, которое содержит, по крайней мере, один из следующих элементов:
(1) “учреждена комиссия”
(2) “в течении трех месяцев должно быть изучено общественное мнение о принятых комиссией рекомендациях...”
· [Подчеркнуто]…В Австралии была учреждена комиссия для изучения этой проблемы [Ученик подчеркнул одно из соответствующих предложений.]
· Подчеркнуто]… В Австралии была учреждена комиссия для изучения этой проблемы И они потребовали, чтобы в течении трех месяцев было изучено общественное мнение о принятых комиссией рекомендациях… [Ученик подчеркнул оба соответствующих предложения.]
· [Подчеркнуто ] … В Австралии была учреждена комиссия для изучения этой проблемы …И …Во Франции женщина было вынуждена обратиться в суд, чтобы получить разрешение на рождение ребенка, используя замороженную сперму своего скончавшегося мужа… [Одна часть текста подчеркнута верно, другое подчеркнутое предложение связано больше с ответом на следующий ответ, поэтому можно считать ответ верным.]
Код 0: Другие ответы
· [Подчеркнуто] …Эмбрионы должны быть разморожены, так как передача эмбрионов кому-нибудь требует согласия их производителя, а такого согласия не было дано. [Ученик подчеркнул не относящуюся к вопросу часть текста.]
· [Подчеркнуто] … В Австралии была учреждена комиссия для изучения этой проблемы И …Но уже возможны различные злоупотребления ученых в области ускорения или торможения воспроизводства потомства… [Одно предложение подчеркнуто верно, другое не может рассматриваться как ответ на другой вопрос, поэтому ответ не принимается.]
Вопрос 45: НОВЫЕ НОРМЫ R236Q02-0129
Приведите два примера из статьи, которые показывают, что современные технологии, например, пересадка замороженных эмбрионов, приводят к необходимости создания новых законов.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: Общественная
Код 2: В ответе упоминаются, по крайней мере, ДВА из следующих примеров:
(1) Когда Риосы погибли, появились проблемы, что делать с эмбрионами.
[Не принимается как правильный ответ простое перечисление проблем, взятых из абзаца 4 (например, “Что должны были сделать в госпитале с замороженными эмбрионами?” , “Имели ли эмбрионы право наследования капитала?”) без явной их связи со смертью Риосов.]
(2) Во Франции женщина было вынуждена обратиться в суд, чтобы получить разрешение на рождение ребенка, используя замороженную сперму своего скончавшегося мужа.
(3) Как быть с женщиной, если она, вынашивающая чужого ребенка, отказывается отдать ребенка?
· В примерах показано, что необходимо, чтобы производители эмбрионов определили, что сделать с эмбрионами, в случае, если с ними что-то случиться, или необходимы законы, что делать с суррогатной матерью, которая отказывается отдать выношенного ею ребенка.
Код 1: Указывается один из примеров, перечисленных выше, связанных с био-технологиями ((1), (2) или (3)) И пример об уничтожении жизни с помощью атомной энергии.
Код 0: Другие ответы
· Они заморозили сперму и ее надо было сохранять замороженной до использования. [Ответ не соответствует вопросу.]
· - являются ли эмбрионы частью состояния — можно ли их имплантировать в кого-нибудь другого. [Неясно, на какую часть текста ссылается ученик. IЕсли оба примера о Риос, то это неразрешено (см. абзац 2 в коде 1). Если это касается случая во Франции, то в ответе демонстрируется явное непонимание того, что жена не является «кем-нибудь”.]