Принципы подбора репертуара для детского академического хора
Чтобы правильно подобрать репертуар хормейстер должен помнить о задачах, поставленных перед хором, выбранные им произведения должны быть направлены на отработку определённых навыков.
Репертуар должен носить воспитательный характер, быть высокохудожественным, соответствовать возрасту и пониманию детей, соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива, быть разнообразным по характеру, содержанию, подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.
Брать сложные и объёмные произведения для младшего хора не следует. Для детей это может оказаться неразрешимой задачей, что обязательно скажется на продуктивности в их работе, может повлечь за собой утомление, угасание интереса к делу, которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще.
Более сложные произведения должны входить в репертуар средней, старшей групп хора, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы.
В то же время большое количество лёгких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует дальнейший рост коллектива. Репертуар должен быть интересен участникам хора. Это даёт даже некоторое облегчение в работе, дети будут стремиться как можно лучше работать, прислушиваться к каждому слову руководителя.
Исполнение произведений, не соответствующих возрастному уровню по тематике, как правило, бывает неудачным, вызывает недоумение зрителей.
Выбрав произведение, хормейстер должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к его разучиванию, руководитель проводит беседу о содержании, характере, сообщает краткие сведения о композиторе, авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше всего организовать прослушивание аудиозаписи в исполнении высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть партитуру на инструменте, спеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет участникам хора в освоении музыкальной фактуры, даст возможность вслушаться в гармоническое окружение мелодии. Всё это способствует музыкальному развитию детей, вносит в процесс активность и сознательность.
Начальная работа над произведением – сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать очень важно. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально-теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстранённое от эмоциональной стороны понимание хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.
В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает участников коллектива понимания музыкальной композиции изнутри. Хоровое произведение обязательно должно быть исполнено всем хоровым коллективом в плане музыкального ознакомления, должно быть пропето «с листа» (желательно 1-2 раза), пусть даже с техническими и исполнительскими ошибками. При чтении нот с листа хоровой коллектив получает первичное представление о произведении.
Если это трудное двух-, трёхголосное произведение, его можно разучивать по партиям. Это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности каждого певца.
Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определённая завершённость. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.
Процесс разучивания песни и работы над художественно-технической стороной исполнения сложен, требует от руководителя большого опыта, знаний и умений. Сначала необходимо разобрать произведение по партиям, затем работать над преодолением технических трудностей и художественной отделкой произведения. Самое главное – сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. Рекомендовать какие-то сроки на ту или иную фазу работы с хором над песней невозможно. Многое зависит от умения и мастерства руководителя, от уровня подготовки хора, от степени трудности произведения.
При разборе произведения нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Руководителю хора необходимо находить способы привнесения художественности в техническую фазу, хотя бы в малых дозах. Это могут быть яркие образные сравнения и сопоставления, кроме того эти образы могут и не относиться к непосредственно к идейно-художественному образу данного произведения. Такая работа происходит и в последний, художественный период работы над песней, когда внимание сосредоточено на художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки хорового произведения вкраиваются и чисто технические приёмы. Это тоже необходимо и закономерно.
Таким образом, процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченным кругом технических или художественных задач для каждой из фаз. Это может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способностей примет те или иные методы работы.
8. Приёмы развития слуха, голоса и чувства ритма
При отборе наиболее эффективных приёмов вокальной работы с детьми в академическом хоре следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
- введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности на основе личного опыта участников коллектива;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
- повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
- подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу руководителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
- пение «по цепочке»;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет сосредоточивать слуховое внимание;
- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
- в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.
Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
- вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
- выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
- при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
- расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое нёбо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твёрдыми, что способствует отражению звуковой волны при пении;
- целенаправленное управление дыхательными движениями;
- произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхании;
- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
- проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса. Внимание участников хора при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
- речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте при условии стабильного положения гортани. Эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными;
- выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приёмом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
- нахождение главного по смыслу слова в фразе;
- придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
- вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счёт способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.
- сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формировании концертных программ.
Работа над ритмической чёткостью должна вестись постоянно. Умение петь вместе, ритмически чётко одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – является важнейшим качеством хоровых коллективов, так как в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие чувства ритма начинается с первого же момента работы хора над произведением. Во время пения певцы хора должны относиться к ритму вполне осознанно, длительности должны активно отсчитываться. Способы счёта:
- вслух хором проговорить ритмический рисунок на какой-либо слог (например, та-, ти-);
- простучать (прохлопать) ритм песни.
После этой настройки – сольфеджировать, и только потом петь со словами. При смене темпов или при паузах нельзя допускать удлинения или укорочения длительности. Важную роль играет одновременное вступление поющих, взятие дыхания, снятия звука. Необходимо вырабатывать у детей реакцию на изменение темпа по руке дирижёра. Работа руководителя и слаженность звучания хора видна (слышна) во вступлении после паузы. По вступлению партии можно судить: доучен хор или нет.
В детских хоровых коллективах чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют метод дробления, т. е. упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, придаёт тембровую насыщенность звучанию голосов.
Заключение
Работа руководителя детского самодеятельного академического хора сложна и многогранна. Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одарённым хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он не добьётся ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать дружный, увлечённый коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью.
Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации. В этом разрезе педагогическую и психологическую образованность руководителя самодеятельного хора невозможно переоценить.
Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям – экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало творчество. Необходимо научить детей петь в хоре, понимать и любить хор.
Список использованной литературы
1. Анисимов А. Дирижёр-хормейстер М.: Музыка. 1976.
2. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения (вып. 1). М.: Музыка. 1981.
3. Бгадуров В. А. очерки по истории вокальной педагогики. М.: Государственное музыкальное издательство. 1956.
4. Виноградов К. методика работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий. – Машинописная рукопись.
5. Вопросы вокальной педагогики. Вып.IV. М.: Музыка. 1989.
6. Дмитриевская К. Русская советская хоровая музыка. М.: Советский композитор. 1974.
7. Егоров А. Теория и практика работы с хором. М., 1951.
8. История, теория и методика хорового исполнительства. Сборник статей. М., 2007.
9. Николаева Е.В. Методика работы над произведениями современной музыки в самодеятельном академическом хоре. М., 1980.
10. Панофка Г. Искусство Пения. М.: Музыка. 1968.
11. Пение и музыка. Учебное пособие для педагогических училищ. М., 1953.
12. Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения (вып. 2). М.: Музыка. 1971.
13. Хоровой коллектив. М., 1976.
14. http://xreferat.ru/63/184-1-samodeyatel-nye-horovye-kollektivy-kak-vid-muzykal-nogo-iskusstva-i-chast-duhovnoiy-kul-tury-obshestva.html
15. http://www.classicalforum.ru
16. http://www.terle.ru/Childrens_choir/Choral_art_in_children_environment
17. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics
18. http://kliros-likbez.churchby.info/uchebnik
19. http://vokal48.ru
«Основные методы, средства, формы организации работы
детского академического хорового коллектива»
Редколлегия:
В. В. Полежаева
Я. М. Пилявская
Э. Ч. Юсубова
Е. Г. Шашуловская
Составитель
А. Н. Михайлина
Техническая редакция
Н. Е. Гончарова
Областной дом народного творчества
344019, г. Ростов - на - Дону, пл. К. Маркса, 5/1
(863) 280-00-36
e-mail:[email protected]
http://www/folkro