Принципы выбора методов и форм экологического образования дошкольников
1. Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
Так, школьные методы экологического образования не могут быть механически перенесены в дошкольные учреждения, хотя это иногда и происходит. Воспитатель не должен забывать о том, что основной вид деятельности ребенка-дошкольника — игра, в то время как в начальных классах таковой становится учебная деятельность.
2. Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах.
Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования — нулевая. Задача знакомства с правилами — создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, — таким способом не достигается.
Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения.
3. Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок.
Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.
Особенно популярны у дошкольников проблемные ситуации, решая которые нужно помочь сказочному герою.
4. Принцип системности. Системная организация работы с дошкольниками предполагает разработанную систему постепенно усложняющихся задач..
Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования.
5.Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника.
Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении.
Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
6. Принцип гуманистичности проявляется прежде всего в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым.
Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым.
В процессе экологического образования педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.
При этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.
И еще один важный момент: педагог не должен бояться вопросов детей (ведь невозможно знать абсолютно все!). Ответы на неожиданные вопросы детей (а таких сегодня становится все больше) он может совместно с ребенком найти в литературе.
Занятия должны организовываться таким образом, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать. Так, регулярно обсуждаются вопросы типа «Что будет, если... ?» (исчезнет вода, загрязнится река, срубят дерево...). Педагоги создают ситуации, побуждающие дошкольников высказывать свои предположения, проверять их на практике, делать выводы. Например, дети сочиняют сказки, придумывают несуществующих животных, которые, однако, должны быть приспособлены к реальным условиям среды. На занятиях педагог работает «на уровне детей» — сидит вместе с ними за столиками во время экспериментирования и выполняет те же опыты, становится активным участником игр и т.п.