Примерная учебная программа для высших учебных заведений
Построение физического воспитания в вузе
Примерная учебная программа для высших учебных заведений
Содержание программы отражает основные требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура».
На основе примерной программы кафедры физического воспитания должны разработать свои рабочие программы, в которые могут вносить научно-обоснованные изменения и дополнения (сверх требований государственного образовательного стандарта) в формы организации, в содержание учебного материала, в подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.
Для построения учебного процесса предлагается следующее примерное распределение обязательных учебных часов на основании трех новых разделов программы по годам обучения:
Курс обучения | Количество часов по разделам программы | Всего часов | |||
Теоретический | Практический | Контрольный | |||
лекции | методико-практический подраздел | учебно-тренировочный подраздел | |||
I | 14* | ||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
* В том числе 2 часа - первое организационно-методическое занятие со студентам первого курса.
В теоретическом разделе программы предлагается тематика 11 наименований, из них 6 тем читаться должны на первом курсе, 3 темы -на втором и 2 темы - на третьем-четвертом курсе.
Содержание обязательных лекций в обобщенном виде должно включать в себя: основные понятия и термины; ведущие научные идеи; основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения. По некоторым темам лекции включают в себя рекомендации по предметно-операциональному использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях избранным видом спорта или системой физических упражнений. Обязательный лекционный материал может дополняться теоретическими занятиями, темы которых определяются вузом самостоятельно. К каждой лекции кафедра физического воспитания должна предоставить студентам список рекомендуемой (доступной) литературы.
Практический раздел. Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение
методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел.).
Методико-практические занятия предусматривают освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. В качестве форм методико-практической подготовки могут использоваться ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
В методико-практическом подразделе программы предлагается тематика 17 обязательных тем, из них 6 - на первом курсе, 7 - на втором курсе, 4 - на третьем-четвертом курсах и 12 дополнительных тем для самостоятельного освоения. Наименования тем прилагается в приложении.
Учебно-тренировочный подраздел программы кафедрами физического воспитания каждого вуза определяется самостоятельно. В то же время обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки; упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности; оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.
Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации необходим индивидуальный и дифференцированный подходы в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.
Содержание и конкретные средства каждого практического занятия определяются преподавателями учебных групп с учетом графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения (основного, специального, спортивного).
Контрольный раздел. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании определенного минимума двигательной активности, обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективные курсы), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки специалистов в вузе.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамены) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.
По каждому разделу программы должна выставляться отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется средним арифметическим положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.
Первый раздел. Теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками. Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже «удовлетворительно».
Второй раздел. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение студентами не более 5 тестов, включая три обязательных теста контроля за физической подготовленностью. Примерные тесты по физической подготовленности для студентов учебных отделений.
Третий раздел. Жизненно необходимые умения и профессионально-прикладная физическая подготовка. Теоретические требования и тесты по каждому разделу, их оценка разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом выпускаемых специалистов. Тесты для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками (передвижение на лыжах и плавание) являются обязательными. Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий, выполняют те разделы программы, требования тестов, которые доступны им по состоянию здоровья.
Программой предусмотрена обязательная итоговая аттестация по физической культуре. Условием допуска является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже "удовлетворительно"), показанные в течение последнего семестра обучения.
Итоговая аттестация проводится в форме устного зачета потеоретическому и методическому разделам программы.
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практических разделов программы общефизической, профессионально-прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса.